Вопрос дня
Ожидаете ли вы дефицита рыбы из-за ограничений на поставку из европейских государств? На данный вопрос ответили эксперты. Об этом сообщает Гудок.
Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая, председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока:
– Могу отметить, что дефицит рыбы России в любом случае не грозит. Наиболее экономичный способ доставки с Дальнего Востока – это Транссиб либо Северный морской путь.
Что касается роста цен, то пока можно зафиксировать обычные сезонные повышения, которые уже произошли на данный момент, в частности при доставке рыбопродукции по Транссибу. Сейчас провозная плата за 1 кг рыбопродукции составляет от 10 до 11 руб.: 5,2 руб. составляет тариф РЖД согласно Прейскуранту 10-01, который не меняется в течение года. Остальное – плата, которую взимают арендаторы либо собственники специализированного подвижного состава. Это единственный тариф за перевозку по железной дороге, который заметно меняется в течение года. Я считаю, что перевозчики рыбопродуктов не поднимут цены в ближайшее время. Что же касается предприятий-добытчиков, могу сказать, что никто из них не увеличивает стоимость своей продукции: поднятие цен исключено, и ожидать этого не стоит, несмотря на ограниченный ввоз рыбы из-за рубежа.
Виталий Момот, генеральный директор компании «Транспортно-экспедиторский альянс Восток – Запад»:
– Повлиять положительно на стоимость рыбы, доставляемой с Дальнего Востока, возможно при условии, если внести коррективы в тарифы на её перевозку в рефрижераторных секциях. В действующем Прейскуранте 10-01 тарифы на перевозку рыбы в рефрижераторных секциях и рефрижераторных контейнерах (термос-контейнерах) остались несоизмеримо высокими. То есть сохранились тарифы, установленные ещё в те времена, когда рефрижераторные секции были в составе Министерства путей сообщения. В этом и заключается главная проблема рыбных перевозок с Дальнего Востока. Так, например, из Владивостока в сорокафутовых контейнерах со станции Угольная до станции Селятино перевозка обойдётся в 149 тыс. руб. А отправить оттуда другой груз в универсальном контейнере стоит 70 тыс. руб. Очевидно, что цена совершенно неразумна, она отвечала требованиям когда-то давно, но никак не сегодня. Как только тариф снизится в два раза или приравняется к универсальным контейнерам, то, например, в Москве рыба будет стоить дешевле.
Тимур Митупов, руководитель Аналитического центра Информационного агентства по рыболовству:
– Дефицит всё-таки будет. Это коснётся охлаждённой рыбы (сёмга и форель), морепродуктов, атлантической сельди и скумбрии. Чтобы рыба не подорожала, доставка должна происходить за счёт государственного субсидирования. Также чтобы рыба вообще пошла на российский берег, необходимо снять административные барьеры, в первую очередь со стороны ветеринарно-надзорных органов. Необходимы укрепление рубля, отмена бонусов, платы за маркетинговые услуги и выкладку товаров. Со стороны торговых сетей необходимо обеспечение стабильного заказа на российскую рыбу.
Стоит отметить, что даже если сегодня правительство введёт субсидирование железнодорожного тарифа на доставку продукции, то проблема перевозки не будет решена, поскольку собственники изотермических вагонов сами устанавливают вагонную составляющую. Кроме того, транспортно-рефрижераторный флот, который доставляет рыбу с мест вылова в порт, уже серьёзно устарел.
В какой-то мере выход – это регулирование экспорта. В частности, одна из основных причин стимулирования – это возврат НДС при экспорте рыбы.