Краболовы выбрали путь сертификации
В рамках совещания на площадке ВНИРО эксперты обсудили перспективы экологической сертификации промысла дальневосточных крабов и ярусного промысла тихоокеанской трески. Об этом сообщает Fishnews.
Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии состоялось научно-производственное совещание «Устойчивое рыболовство и экологическая сертификация рыбных промыслов». Открывая дискуссию, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов отметил положительный опыт по сертификации ряда отечественных промыслов – тихоокеанских лососей и минтая на Дальнем Востоке, трески и пикши на Северном бассейне, – который может быть взят на вооружение и другими ассоциациями.
Позиция федерального агентства в этом вопросе совпадает со стремлениями рыбаков. «Наша цель – чтобы российский бизнес был прозрачен и понятен для всего мира и получал больше выгоды от эксплуатации наших ресурсов», – подчеркнул замглавы ФАР.
Президент Ассоциации добытчиков крабов Дальнего Востока Александр Дупляков рассказал об особенностях крабового промысла в постсоветский период и проблемах, связанных с масштабным браконьерством. Ситуация изменилась в 2009 г., когда заработали новые правила регулирования доступа к ресурсу – долгосрочное наделение долями квот. С тех пор число добывающих компаний сократилось более чем в два раза, причем эта тенденция сохраняется. На сегодняшний день основу крабового промысла в регионе составляют70 организаций. Появилась группа компаний, заинтересованных в долгосрочном и стабильном состоянии крабовых популяций.
«Особенность мировой торговли морепродуктами заключается в том, что последнее время все больше внимания со стороны покупателей уделяется продукции, полученной из устойчивых источников. Это общемировая тенденция, и обходить ее стороной у нас не получится – можно оказаться за бортом рынка. Система сертификации промыслов, помимо экологической составляющей, является также инструментом доступа на рынки», – констатировал докладчик.
Рыбаки не скрывают, что усилия по сертификации направлены, прежде всего, на внешний рынок, поскольку в России спрос на такую деликатесную продукцию, как крабы, невысок и существенных объемов реализации нет. Тем не менее, как указал Василий Соколов, порядка 25-30% вылова краба на Северном бассейне реализуется внутри страны, поэтому надо работать в направлении продвижения дальневосточного краба и знакомства с ним отечественного потребителя.
«Зачем нужна сертификация российским рыбопромышленникам? Это сохранение позиций на европейском и североамериканском рынке, возможности освоения новых рынков и возможный выигрыш в цене, анализ проблем собственного промысла и создание площадки для сотрудничества с государственным регулятором, научными и общественными природоохранными организациями для решения имеющихся проблем», – объяснил консультант Морского попечительского совета (MSC) в России Василий Спиридонов.
Добытчики краба уже несколько лет проявляют интерес к программам совершенствования промысла. После разрешения в 2013 г. добычи камчатского краба на западнокамчатском шельфе в ассоциации задумались о возможности прохождения сертификации. По стандартам MSC решено попытаться сертифицировать промысел крабов камчатского, синего стригуна бэрди в этом районе.
«Мы осознаем, что без участия регулятора отрасли и без участия рыбохозяйственной науки не сможем сделать это самостоятельно», – признал Александр Дупляков. Стремление понять, как именно должно строиться это взаимодействие, стало одной из главных причин организации совещания в стенах ВНИРО.
«Показательно, что застрельщиками сегодняшнего совещания выступают наши рыбаки-практики. Последние годы часто говорится о том, что наука в России не востребована, никому не нужны результаты научных разработок, инновации, исследования. Но это тот самый случай, когда рыбохозяйственная наука оказывается востребованной. Рыбаки сами интересуются вариантами сотрудничества в целях совершенствования экологической обоснованности промысла», – отметил первый замдиректора института Вячеслав Бизиков.
По его словам, в настоящее время отраслевая наука ведет работу по совершенствованию методов математической оценки моделирования динамики численности промысловой популяции и разработке на их основе современных стратегий управления запасами. Что касается создания системы мониторинга воздействия промысла на окружающую среду и морские экосистемы, здесь потребуются определенные изменения нормативной базы, в том числе утверждение положения о наблюдателях.
В Росрыболовстве не видят особых причин, препятствующих публикации в открытом доступе информации о состоянии запасов, в том числе в исторической перспективе. По словам начальника управления науки и образования Константина Бандурина, подобная работа уже выполнялась при сертификации охотоморского минтая.
Тем не менее далеко не все участники процесса уверены в необходимости сертификации российских промыслов по международным стандартам, а некоторые откровенно не доверяют зарубежным программам и предлагают выработать российскую систему сертификации. Правда, в последнем случае непонятно, какой авторитет она будет иметь за пределами нашей страны.
По мнению эксперта Партнерства по устойчивому рыболовству Евгения Сабуренкова, выбор MSC в качестве системы сертификации для Ассоциации добытчиков крабов Дальнего Востока вполне объясним, поскольку в этом случае точно оговариваются меры по устойчивости рыболовства и учитываются конечные критерии. «Это своеобразный вызов для рыбаков», – считает он.
«MSC – это наиболее всеобъемлющий стандарт, тогда как остальные программы оценивают в основном систему управления, – подтвердил координатор морской программы WWF России Константин Згуровский. – Мы готовы сотрудничать с краболовами. Это очень интересная тема с учетом сложных вызовов, которые стоят перед этим промыслом».
Он предупредил, что хотя WWF не выдвигает специальных требований, претензии могут возникнуть к качеству сертификации. Дополнительные трудности могут быть связаны как с наличием достоверных данных о браконьерском промысле, так и с используемыми методиками оценки запасов краба.
«Крабовых промыслов сертифицировано не так много – это промысел стригуна в Канаде, несколько промыслов лангустов и креветок, – привел пример Василий Спиридонов. – Проблема с крабами – это выбор представительных показателей, которые могут быть использованы для управления запасами. Это проблема сложная, но решаемая. С браконьерством, которое всегда существует при промысле ракообразных, в принципе тоже можно справиться. Когда компании, ведущие легальный промысел, объединяются, его можно если не ликвидировать полностью, то свести к достаточно низкому уровню».
В связи с этим Александр Дупляков обратил внимание на необходимость официальной оценки уровня ННН-промысла и публикации этих данных в открытых источниках. «Тенденция последних лет говорит о том, что показатели отчетного вылова и данных по импорту иностранных государств достаточно близки. Эту тенденцию надо отражать, в том числе из уст официальных лиц», – уверен он.
Со стороны Росрыболовства тема масштабов нелегальной добычи краба не часто поднимается только по причине отсутствия точных цифр, заверил Василий Соколов. Он напомнил о проблеме с двойным учетом крабовой продукции в таможенной статистике стран АТР, в результате поверхностного анализа которой уже не раз звучали громкие заявления чиновников, слабо отражающие реальную картину. Федеральное агентство готово публиковать достоверные данные по ННН-промыслу и с некоторыми оговорками экспертные оценки.
В свою очередь Ассоциация добытчиков крабов Дальнего Востока положительно оценивает усилия Росрыболовства по закрытию рынков сбыта нелегального краба в АТР, в частности в Южной Корее.
«Для нас сертификация – это на 99% имиджевый проект: показать, что крабовый промысел на Западной Камчатке соответствует мировым требованиям, которые предъявляются к устойчивому рыболовству. MSC – это самый жесткий и самый показательный экологический стандарт, это высшая планка. И мы хотим для себя эту планку преодолеть. Даже если это не принесет нам огромных финансовых благ, в любом случае мы получим выгоду в плане имиджа и доступа на рынки. Это объективная реальность современной торговли морепродуктами, которой мы хотим соответствовать, пройдя сертификацию MSC или попытавшись ее пройти», – заключил Александр Дупляков.