Южная Корея против России не пойдет?
США, задавшиеся целью наказать Россию посредством экономических санкций, заставляют действовать таким же образом своих союзников не только в Европе, но и в Азии. Во втором случае речь идет о таких региональных столпах, как Япония и Республика Корея. Об этом сообщает konkurent.ru.
В последние годы экономическое сотрудничество между ними и Россией развивается по нарастающей - и любое движение вспять под диктатом США может нанести урон отечественной экономике, в особенности дальневосточной.
Хотя Япония и Южная Корея зависят от экономического сотрудничества с Россией и искренне желают его развивать, но возможность охлаждения отношений с этими странами (под давлением Вашингтона) остается. Оба государства являются геополитическими союзниками США, оба не признали присоединение Крыма к России. Япония даже внесла свою, пусть и незначительную лепту в санкционный список, инициированный Вашингтоном: приостановила консультации о смягчении визового режима с Россией и отложила переговоры о возможном заключении договоров об инвестиционном сотрудничестве, о взаимодействии в освоении космоса и о координации усилий в сфере безопасности, а также временно отказала в выдаче въездных виз 23 российским официальным лицам.
Република Корея не ввела против России никаких санкций. Но в конце июля Питер Харрелл, сотрудник госдепартамента США, нанес специальный визит в Сеул, в рамках которого пытался убедить южнокорейскую сторону сделать это. А вскоре Ви Сон Лак, посол Республики Корея в России, заявил прессе, что Сеул не планирует вводить каких-либо санкций в отношении Москвы по примеру западных стран, однако с оговоркой: введенные США и ЕС ограничительные меры против России могут повлиять на экономическое сотрудничество Южной Кореи и России.
Профессор Мун Чон Ин, представлявший южнокорейский университет Енсе, 21 августа на международном форуме во Владивостоке "Мир в Юго-Восточной Азии (ЮВА)" заявил: "Сегодня нельзя исключать того, что Республика Корея присоединится к санкциям против России. Реальность такова, что наша страна вместе с Японией и США составляют блок коллективной безопасности в ЮВА. И по отношению к этому блоку Северная Корея и Россия рассматриваются как потенциальные противники".
Согласно статистике агентства по продвижению торговли и инвестиций Республики Кореи (KOTRA), почти 50% южнокорейского экспорта в Россию состоит из автомобилей и автомобильных запчастей, собираемых на территории России южнокорейскими корпорациями Hyundai Motor и Kia Motors (более 370 тыс. авто в год). По мнению представителей KOTRA, этим компаниям придется тяжело, если Южную Корею вынудят поддержать США и Европу. Не просто в этом случае придется и корпорации Samsung Electronics, которая наладила в РФ сборку своих гаджетов и телевизоров.
Вообще экономическое партнерство между двумя странами демонстрировало до 2014 г. впечатляющий взлет. Импорт из Южной Кореи в Россию вырос в 2013 году более чем в два раза по сравнению с 2009 г. - с $4,9 до $10,3 млрд. Экспорт из России за этот же период увеличился с $5,7 до $14,9 млрд.
Россия практически незаменима для Южной Кореи в качестве поставщика природных ресурсов для производства транспортных средств, телефонов, телевизоров и нефтехимической продукции.
Товарооборот между Японией и Россией достиг в прошлом году своего исторического максимума - $33,2 миллиарда. Япония заняла седьмое место в списке экономических партнеров России.
Что касается значимости вклада двух азиатских сателлитов США в экономику Приморья, то его трудно переоценить. Причем, если не брать в расчет фактор возросшей политической напряженнности между РФ и США, налицо все предпосылки для стремительного развития и улучшения экономического партнерства России с Японией и России с Южной Кореей. Так, Япония сегодня - один из важнейших инвестиционных партнеров Приморья. В прошлом году она заняла первое место по объему инвестиций, вложив в экономику края $1,7 миллиарда долларов. По информации Алексея Старичкова, директора краевого департамента международного сотрудничества и развития туризма, сегодня одно из наиболее успешных российско-японских предприятий - автосборочное производство "Соллерс", выпускающее также автомарки Toyota и Mazda. В 2015 г. предприятие собирается выйти на производство 75 тысяч автомобилей в год и начать работать в режиме особой экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимами.
Приморье интересует японцев и как единственный субъект Дальнего Востока, имеющий незамерзающие порты и транзитные коридоры в северо-восточные провинции Китая. При движении по ним время экспорта японских товаров сокращается в три раза по сравнению с транспортировкой с помощью южных портов края.
Не менее прочные экономические связи у края с Южной Кореей. В регионе действуют три регулярные международные паромные линии: "Сокчо - Зарубино - Сокчо", "Сокчо - Владивосток - Сокчо", "Владивосток - Донгхэ (Республика Корея) - Сакаиминато (Япония)". Совокупный пассажирооборот - около 70 тысяч туристов в год.
В Приморье реализуется программа обмена опытом с Республикой Корея - Knowledge Sharing Program (KSP). В ее рамках реформируется система административного управления крае.
Южнокорейский холдинг SK Chemicals намерен стать резидентом нефтехимического кластера в Приморье, который будет создан на базе ЗАО ВНХК, дочерней компании "Роснефти".
В планах Республики Корея в партнерстве с КНДР через посредничество России (Приморья) связаться единым транспортным железнодорожным коридором (проект "Раджин-Хасан) с Европой.
комментарии
Александр Передня, директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края: "В начале сентября во Владивостке пройдет Девятый Международный конгресс рыбаков. Свое участие в нем уже подтвердили и Южная Корея, и Япония. Причем первая будет представлена на уровне заместителя министра рыбного хозяйства, а вторая - членами Всеяпонской ассоциации рыбаков. Заявка на участие в Конгрессе рыбаков - уже косвенное, но весомое свидетельство того, что ссориться с нами никто не собирается. Как для Японии, так и для Южной Кореи исключительно важно сотрудничество с Россией, в том числе и в рыбной отрасли, так как обе являются активными потребителями наших морских биоресурсов".
Александр Латкин, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС: "Не скажу за Японию, но Южная Корея, судя по всему, не рискнет хоть сколь-нибудь пойти на обострение отношений с Россией. Не для того в конце прошлого года президент России Владимир Путин и президент Республики Корея Пак Кын Хе подписали несколько межправительственных соглашений и свыше полутора десятков меморандумов. Корея заинтересована сотрудничать с нами не только в продовольственно-сырьевом секторе, но и в сферах IT, космоса, атомной энергетики, медицины и биотехнологий. Для примера: Россия обеспечивает обогащенным топливом до четверти потребностей корейских АЭС. С российским участием была создана и успешно запущена первая корейская ракета-носитель и построена наземная инфраструктура базы космических запусков. Около половины гражданского парка вертолетной техники в РК - это российские машины от КБ "Камов".
Юрий Сиваченко, генеральный директор компании "Руспасифик Групп" :"Корейцы - прагматики. Я не думаю, что они откажутся от экономического сотрудничества с Россией. Только со стороны одного Приморья товарооборот с Южной Кореей составляет как минимум $2 млрд долларов. Но если будет дана однозначная команда из Вашингтона ввести санкции против России, вряд ли правительство Республики Корея посмеет ослушаться. Другое дело, что оно, скорее всего, постарается выполнить это указание не столько реально, сколько формально. Но здесь уже многое будет зависеть от степени контроля со стороны госдепа США".
Александр Михалков, президент компании YAMATO CORPORATION: "Мой бизнес и бизнес многих моих знакомых связан с Японией. И пока на уровне деловых партнеров с той и другой стороны большинство контрактов подписываются, как и было запланировано ранее. Но определенная настороженность все же присутствует. Многие замерли в ожидании, а что же будет. Ждут, что ситуация вот-вот разъяснится на уровне высшего руководства России и США".