Дикий лосось против диких санкций
Когда от Евросоюза и США посыпались санкции, а мы на них стали аккуратно отвечать, само собой, возник вопрос: какими продуктами собственного производства сможет себя обеспечить Колыма? Например, хватит ли рыбы, которую промышляют наши компании?
- Своей рыбной продукцией мы можем полностью обеспечить наших потребителей, - считает президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов. - Посудите сами, в течение года российские рыбаки вылавливают порядка 4 млн. т морепродуктов, а потребность составляет около 2 - 2,5 млн. т. Если говорить о магаданских рыбопромышленниках, то за последние 2 года мы на 40 % увеличили поставки рыбы на российский рынок. Каждые 5 дней рыбаки компании «Тихрыбком» выгружают минтай в Магаданском торговом порту. Скоро начнется промысел сельди, которая тоже регулярно будет поставляться в областной центр. Так что проблем здесь не должно быть в принципе. Некачественную импортную рыбу может с лихвой заменить отечественная. Наш дикий лосось вне конкуренции с норвежским, который выращивается в искусственных условиях. Если говорить о красной рыбе, то она будет поставляться нашей компанией для колымских потребителей на все 100 %. И надо сделать все, чтобы остальные последовали нашему примеру.
- Росрыболовство готовит предложение по льготной переброске дальневосточной сельди в Центральную Россию. Она придет на смену атлантической, которая попала в список западных санкций. Ваш комментарий по этому поводу.
- Наконец-то мы можем получить то, чего добивались в течение пяти последних лет. Дело в том, что нашим производителям невыгодно перевозить сельдь с Дальнего Востока в европейскую часть России. Стоимость перевозки доходит до 35 % от цены сельди. Вопрос о необходимости снижения железнодорожных тарифов мы поднимали неоднократно начиная c 2009 года. Однако, по мнению Федеральной службы по тарифам, на тот момент снижение стоимости ж/д услуг не оказало бы влияния на уровень розничной цены рыбы и рыбной продукции, а действующие тарифные условия на перевозку рыбной продукции железнодорожным транспортом не рассматривались как сдерживающий развитие отрасли фактор. На самом же деле, если решить проблему транспортировки, у дальневосточных рыбодобывающих предприятий появится серьезный стимул заключать контракты напрямую с крупными оптовиками и за счет этого обеспечивать центральную часть России. Сейчас Росрыболовство совместно с Федеральной службой по тарифам заканчивает расчеты и в ближайшее время представит в Правительство РФ свои предложения по обнулению железнодорожного тарифа на транспортировку рыбы или по его субсидированию.
- Традиционно потребителей волнует вопрос цены, в том числе и на красную рыбу, которая подходит к нашим берегам во время путины. Удастся ли сдержать рост цен?
- Сегодня ситуация с промыслом лосося складывается таким образом: квота по всему Дальнему Востоку составляет 450 тыс. т, а реально выловлено 180 тыс. т. Чтобы оправдать понесенные затраты, рыбаки будут вынуждены поднять цену. Например, на Чукотке и Камчатке цена на горбушу уже выросла на 40 %. Но самая крупная рыбодобывающая компания нашей территории «Тихрыбком» держит прежнюю цену. Спрашиваете, почему? Потому что мы - социально ответственное предприятие. Наша компания до сих пор не повысила стоимость ни одного вида рыбной продукции. Цена как была, например, 50 рублей на горбушу, такой и остается.
- Потребитель куда охотнее покупает продукцию, готовую к потреблению. Будут ли увеличиваться производственные мощности по переработке рыбы в Магадане?
- Недавно первый заместитель губернатора Н. Б. Карпенко провел с рыбопромышленниками совещание на эту тему. Все сошлись на том, что росту переработки рыбной продукции на нашей территории препятствуют большие затраты на тепловую энергию, транспортные расходы, а также тарифы на электроэнергию. В затратной части производства его доля доходит до 45 %. Николай Борисович сказал, что Правительство Магаданской области приступило к рассмотрению возможности снижения тарифа на электроэнергию для рыбоперерабатывающих предприятий. Если это произойдет, то, думаю, у многих появится желание заниматься переработкой рыбы. Это не только существенно расширит ассортимент продукции, но и даст дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Наглядный пример - с. Гадля и часть Ольского района, для которых ООО «Тихрыбком» является градообразующим предприятием. На мой взгляд, государственные органы должны очень бережно относиться к тем, кто занимается глубокой переработкой. В противном случае потеряем то, что имеем. Нужны государственные преференции, которые широко практикуются во всем мире. Вообще необходимо пересмотреть свои взгляды не только на рыбный промысел, но и на многие другие отрасли. Например, компания «Тихрыбком» занимается не только промыслом и переработкой рыбной продукции, но и организацией досуга. Мы создали и на протяжении многих лет содержим спортивно-развлекательный комплекс «Снегорка», который пользуется огромной популярностью у жителей областного центра. И все бы хорошо, если бы не одно но. За электроэнергию платим по полной программе, а горнолыжная база, которая принадлежит городу, рассчитывается по льготным тарифам. Потому что у нас есть теплые туалеты и достойный сервис, а у них нет?
- Вы внедрили новую логистическую схему транспортировки продукции через Якутию по федеральной трассе. И каков результат?
- Организовав в качестве эксперимента один рейс, пришли к выводу, что так получается в два раза быстрее, чем железнодорожным транспортом, но дороже на 30 %. Словом, такая схема пригодна лишь для того, чтобы отправить первую рыбу или икру. Когда же речь идет о регулярных поставках продукции в центральные районы страны, то рациональнее использовать железную дорогу. Здесь мы возлагаем большие надежды на решение Росрыболовства предоставить льготы для переброски дальневосточной сельди в центральные районы страны.
- Август - благоприятная пора для рыбопромысла, а в Магаданском рыбном порту тем временем простаивают суда…
- Свои квоты на вылов краба, трубача и минтая предприятия «Тихрыбком» и «Маг-Си Интернешнл» уже освоили. Хотя могли бы работать и дальше без какого-либо ущерба для запасов. Мы уже обратились к науке, чтобы увеличить квоты, но весь этот процесс займет не менее двух-трех месяцев. Даже если дополнительную квоту на краба-стригуна дадут в ноябре, то ловить его уже не будет смысла, так как на морозе его конечности ломаются, а трубач смерзается. Словом, это будет рассказ о том, что нам квоту выделили, но реально воспользоваться ею наши рыбаки не смогут. И в таком положении не только мы, но и все рыбаки Дальнего Востока. Если мы хотим в условиях жестких западных санкций обеспечить потребителей своей продукцией, необходимо пересмотреть слишком острожные взгляды на состояние рыбных ресурсов и квоты. Наши капитаны, которые не один десяток лет занимаются промыслом, в один голос твердят - уровень запасов морских биоресурсов в Охотском море не падает, по некоторым видам даже идет на увеличение. А коль так, надо дать возможность рыбакам отправиться в море и вести промысел. О том, чтобы на столе наших потребителей рыбы было в достатке, должны заботиться не только рыбаки, но и органы власти, наука, контролирующие структуры вместе взятые.