Стимул есть – нужны ресурсы
В Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана прошел брифинг о деятельности входящих в нее предприятий в условиях запрета на импорт рыбной продукции из ряда стран. Скажем сразу: прибрежников эта мера не удручила. Об этом сообщает mvestnik.ru.
- Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. У рыбаков прибрежного промысла появился стимул работать с еще большей отдачей, - заявил председатель правления Ассоциации Анатолий Евенко. - За прошлый год мы поставили в регион более 11 тысяч тонн рыбы. И вся она приходит в Мурманск. Часть свежеохлажденной отправляется в Санкт-Петербург, Карелию, Москву. Особо широкой географии тут нет и быть не может, ведь продукт скоропортящийся. Правительство области перед нами поставило задачу - накормить рыбой регион. И мы стремимся к этому.
Понятно, что заменить на прилавках ту же попавшую под санкции норвежскую семгу они не могут. (К слову, любителям деликатесов, привыкшим отовариваться в супермаркете «О,Кей», быстро предложили взамен форель из Армении, а также российского осетра.) Но уж популярными треской и пикшей прибрежники обеспечить свою область готовы. Квоту бы вот только побольше. Пока ее явно не хватает. Как рассказал Анатолий Евенко, сегодня годовая квота членов Ассоциации прибрежников на вылов трески - без малого 6098 тонн, плюс 2250 тонн пикши. Этого мало даже для бесперебойной работы одного рыбоперерабатывающего предприятия. Что уж говорить об остальных...
- Рыбопереработкой, - сообщил Евенко, - занимаются у нас компании «Океан», «СиФудРус», «Супримекс» и «Тиал». В условиях необходимости замещения импортного сырья отечественным роль нашего прибрежного кластера, куда входит рыбодобыча, переработка и реализация, значительно возрастает.
Как рассказал на брифинге генеральный директор рыбодобывающей компании «Севрос» Сергей Махотин, промысел идет как обычно:
- В августе треска всегда уходит далеко на север, а потому рыбалка сейчас на этом объекте немного хуже. Весь улов мы по-прежнему везем в Мурманск в охлажденном виде, поставляем на наши рыбофабрики или в розничные сети.
А вот колебания цен дают о себе знать. Впрочем, они связаны не с санкциями.
- В прошлом году в это время, скажем, отпускная цена трески была 74 рубля, а сейчас к ней надо прибавить процентов пятьдесят, - сообщил Махотин. - Причина - нехватка охлажденного сырья в Мурманске. Мы проанализировали, как за последние пять лет распределялись квоты - промышленная и прибрежная. Странная вещь: размер общедопустимого улова (ОДУ) рос, а квоты прибрежников хоть и чуть-чуть, но уменьшались. А ведь мы везем рыбу домой, создаем рабочие места, увеличиваем отчисления во все бюджеты… Мы считаем, что дефицит охлажденки создавался искусственно. Скачок цен случился, когда вышел документ, позволяющий морозить в море рыбу, выловленную по прибрежной квоте. А это гораздо проще, чем иметь дело со скоропортящейся охлажденкой. Вот ее и не стало хватать.
Сейчас на прибрежном лове работают около 50 судов. Как считают рыбаки, их промысловый потенциал велик, они за год могут выловить порядка 80 тысяч тонн. Причем без особого напряжения. То есть в несколько раз можно увеличить поставки на российский берег.
- Если бы государство повернулось к нам лицом и увеличило квоту, мы бы это сделали, - выразил общее мнение мурманских прибрежников Сергей Махотин.
Полностью согласен с такой позицией генеральный директор предприятия «СиФудРус», руководитель представительства «Рыбного союза» в Мурманской области Владимир Ляпунов:
- У нас негативная ситуация тянется еще с прошлого года. И сложилась она именно с принятием поправки к закону о рыболовстве, позволяющей морозить рыбу в море, вместо того, чтобы везти ее в охлажденном виде на берег. Так был создан искусственный дефицит охлажденной рыбы в области и появилась нехватка высококачественного сырья для рыбопереработки. А это именно то, на что ориентировано наше предприятие, и что дает нам конкурентное преимущество. Нам трудно соревноваться как с Китаем, работающим на мороженой рыбе, так и с компаниями средней полосы, Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья. Там ниже издержки, меньше заработная плата, короче оплачиваемый отпуск, чем у наших работников. Не говоря уже о тарифах на электроэнергию и вообще энергозатратах. И главное - нехватка сырья. Мы обеими руками голосуем за то, чтобы именно настоящим прибрежникам - тем, кто поставляет нам рыбу в охлажденном виде, добавили квоту. Чтобы на них обратили внимание и вернулись к изначальной идее прибрежного рыболовства. Оно - для берега, для производства рыбной продукции в охлажденном виде. Наши предприятия вполне способны переработать в год 60-70 тысяч тонн сырья из охлажденной трески и пикши. Единственное, что необходимо, так это грамотно организовать поставки, чтобы не было то густо, то пусто.
Сырье должно приходить не только на переработку, но и в торговые сети, уверен Владимир Ляпунов. И тут требуется решение на государственном уровне - в каком виде и объеме должна поставляться рыба на берег. Необходимо предпринять шаги, которые будут исходить из потребности внутреннего рынка. Иначе невозможно планировать развитие компаний, какие-то серьезные инвестиции и вообще с оптимизмом смотреть в будущее.
По мнению прибрежников, проблема стала обостряться с 2009 года, когда большая часть квот была отдана океаническому рыболовству. Но сейчас все-таки появилась надежда дополнительно получить около 11 тысяч тонн.
Дело в том, что правительством РФ и Федеральным агентством по рыболовству принято решение о преобразовании ПИНРО, ныне ФГУП, в федеральное государственное бюджетное научное учреждение. В результате, в частности, должны высвободиться квоты на биоресурсы, выделяемые государством институту для контрольных и научно-исследовательских целей. Ассоциация прибрежников Мурмана уже обратилась как в правительство области, так и в Минрыбхоз РФ с настоятельной просьбой зафиксировать на постоянной основе определенную часть этих научных квот за прибрежным рыболовством региона, с обязательством поставок рыбы на предприятия береговой переработки в свежем и охлажденном виде.
В региональном правительстве поддержкой рыбаки уже заручились. Возможность получить эту квоту, как заверили в областном комитете рыбохозяйственного комплекса, вполне реальна. Если это случится, рыбаки прибрежки получат второе дыхание и надежду на решение наболевшей проблемы хотя бы частично. А в выигрыше будем все мы.