Своя треска ближе
Их невозможно примирить! Такой вывод сделал бы любой, кто побывал на совещании, которое на днях прошло в Мурманском морском рыбном порту. Рыбаки-океанисты ратовали за мороженую рыбу, прибрежники - за охлажденку, переработчики сетовали, что «голодают» без сырья. И все вместе высказывали недовольство торговыми сетями. В общем, конфликт интересов. Но для того и собрали их вместе - чтобы найти золотую середину. Об этом сообщает mvestnik.ru.
Совещание было посвящено путям решения проблем регионального рыбохозяйственного комплекса в свете задачи, поставленной президентом России, - создать благоприятные условия для поставок отечественной рыбной продукции российскому потребителю. Открывая мероприятие, глава региона Марина Ковтун отметила, что правительство области постоянно оказывает поддержку добытчикам и переработчикам рыбы. И сейчас оно готовит целый пакет предложений для рассмотрения на федеральном уровне, реализация которых позволит значительно нарастить поставки рыбной продукции на внутренний рынок. Ну а нынче пришла пора прикинуть, что уже сделано, а также скорректировать предложения на будущее.
Добрая для прибрежников новость прозвучала в начале обещавшего стать бурным разговора. Ее привез из Москвы заместитель руководителя Росрыболовства Владимир Соколов, еще не так давно возглавлявший наш рыбный порт. Новость такая: научная квота, которая первоначально по решению Северного научно-промыслового совета должна была перейти на распределение среди промышленных предприятий, передается прибрежникам. А это 6,1 тысячи тонн трески и 3,5 тысячи тонн пикши. Кстати, решение принято в результате соответствующего обращения правительства нашей области. Оно важно не только для рыбаков, но и для местных переработчиков.
- Квота будет увеличена, - подчеркнул Владимир Соколов. - И сегодня у отечественных рыбопереработчиков есть уникальная возможность показать, что они могут. Напомню: всю выловленную рыбу необходимо отправить на внутренний рынок, загрузив предварительно предприятия береговой переработки.
Нельзя сказать, что абсолютно все присутствовавшие в зале для селекторных совещаний ММРП оказались довольны этой новостью. К примеру, не скрывали разочарования океанисты: они бы тоже от научной квоты не отказались. Пусть она не так уж велика, но время сейчас такое: рыбаки каждому дополнительному хвосту рады. Тем более что речь о такой дефицитной квоте, как на треску и пикшу, а готовая продукция из нее будет стоить около 700 миллионов рублей.
Впрочем, разговор в основном шел о более широких проблемах. А точка опоры для достижения поставленной задачи у мурманчан есть. Об этом напомнил на совещании Владимир Соколов:
- Если смотреть базовые цифры рыбопереработки и поставок продукции на внутренний рынок, то Мурманская область идет с опережением.
В своем выступлении председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко подчеркнул, что введенное Россией эмбарго на отдельные товары положительно сказалось на деятельности прибрежников, дав им новый стимул работать активнее. Рассказав о положении дел на предприятиях Ассоциации, он предложил поддержать тех, кто занимается добычей неквотируемых объектов промысла: камбалы, зубатки, сайды. Кстати, это предложение было встречено с пониманием: на совещании прозвучало, что правительство области готово рассмотреть возможность финансовой поддержки таких флотов.
И еще об одном привлекательном ресурсе, который пока не в полной мере используется в повседневной практике, напомнил Евенко:
- Откровенно недостаточно пока реализуются возможности любительского рыболовства. Есть рыболовы, которые хотят, но не могут продать часть своего улова, хотя бы сдавая его на фабрики. Много ли надо самому рыболову-любителю той же трески? Пара-тройка рыбин пойдут на его стол, а ловить-то можно гораздо больше. Не в воду же улов выкидывать. Мы подсчитывали как-то этот резерв и обнаружили, что он может дать в год дополнительно около 3 тысяч тонн трески. Если в порядке эксперимента правительство области по согласованию с федеральным поможет нам этот резерв задействовать, то, думаю, рыбопереработчики скажут спасибо.
Представитель последних, генеральный директор Мурманского представительства НО «Рыбный союз» Владимир Ляпунов, выразив поддержку позиции прибрежников, обнародовал свое видение того, как наполнить отечественный рынок качественной продукцией. Он считает, что в свете последних санкций абсолютно необходимо значительно увеличить поставки сырья на рыбофабрики.
- Где-то до мая этого года на мурманской рыбопереработке наблюдалась относительно неплохая картина, - отметил Владимир Анатольевич. - В полной мере поступали охлажденная и мороженая рыба, и это сдерживало рост цен. Но ситуация изменилась: с середины июня начались перебои с поставками и мороженой рыбы, и охлажденки, в силу чего переработка стала испытывать острый дефицит. С июля же положение стало еще хуже, это был черный месяц для нас - предприятия стояли по две-три недели. Дошло до абсурда: некоторые были вынуждены завозить дальневосточную рыбу, чтобы резать из нее стейки, а затем отправлять в среднюю полосу России. Ну а сегодня наши предприятия просто на грани выживания. Они уже не думают о развитии, а прикидывают, как не «упасть», сохранить рабочие коллективы, социальные гарантии, как оплатить налоги и кредиты. Касаемо цен напомню: с мая цены на мороженное сырье увеличились на 32 процента, а на охлажденку почти на 40. А ведь нам нужно в основном охлажденное сырье, потому что замороженное гораздо выгоднее перерабатывать не в Мурманске, а в той же средней полосе. Ну а когда после прошлогоднего постановления прибрежники получили разрешение морозить рыбу и некоторые из них охотно воспользовались этим, увозя улов за пределы региона, охлажденки стало еще меньше. И тут социальный аспект вошел в противоречие с экономическим. Но их нельзя противопоставлять, надо найти компромисс.
Выход Владимир Ляпунов видит один: увеличить поставки сырья на их производства. И здесь не обойтись без законодательных актов. Должна быть разработана серьезная государственная программа. А оптимальный объем поставок, по мнению рыбопереработчиков, должен составлять не менее 60 тысяч тонн в год.
Высказали свое мнение и океанисты.
- Нам надо просто вспомнить закон Мурманской области о прибрежном рыболовстве, - заметил генеральный директор компании «Айсберг-Норд» Виталий Касаткин. - Там все было оговорено. Квоты выделяются прибрежным предприятиям, они должны заключить договоры с фабриками, и вся квота должна поставляться на эти фабрики. А цена на сырье должна устанавливаться на областной комиссии ежеквартально, так же, как тарифы на тепло, воду и так далее. Эта практика, кстати, хорошо зарекомендовала себя в норвежской компании по сбыту рыбного сырья - «Рофисклаге», где цена выставляется ежеквартально, и поменять ее никто не может. И тогда не будет разногласий у рыбообработки и прибрежки. Хочу сказать об океанистах. Сегодня они поставляют на берег более 70 процентов выпускаемой продукции. Но Мурманск из-за высоких затрат на переработку рыбы на берегу может обрабатывать только треску, пикшу, сайду, камбалу, окуня. Остальные массовые породы, такие как сельдь, скумбрия, путассу, у нас почти не перерабатываются, поскольку с предприятиями средней полосы России мы тут конкурировать не можем.
Эту позицию поддержал генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин:
- Сегодня на портовых холодильниках рыбы вполне достаточно. Чтобы она быстро дошла до переработки, мы еще в марте предложили проект соглашения о праве первой руки для нужд переработки и торговли Мурманской области. Так вот, этот документ до сих пор ходит по различным ведомственным отделам. Такое ощущение, что особого желания его подписывать нет. Ответ чиновников: «Мы не можем сегодня влиять на сетевые структуры, которые торгуют рыбой». И еще - насчет научной квоты, которую передали прибрежникам. Мы, океанисты, не возражали бы, если бы точно знали, куда она пойдет. И, конечно, мы готовы поспорить, какая рыба нужнее - охлажденная или мороженая, продукция из какой предпочтительнее для потребителя.
Высказал свою озабоченность проблемой сбыта и председатель правления СРпС Владимир Григорьев:
- Мы готовы поставлять тысячи тонн выработанного на судах в море высококачественного филе и накормить всех. Однако не можем найти общий язык с торговыми сетями, которые предпочитают предлагать покупателям вьетнамскую и китайскую продукцию.
Этот вопрос, как заверил первый заместитель губернатора области Алексей Тюкавин, также будет решаться теперь на региональном уровне. А что касается возможностей для продвижения продукции мурманчан на отечественные рынки, то сегодня все регионы договариваются между собой: кто и что может друг другу предложить из продовольствия. Думается, положительный результат не заставит себя ждать.
Красной нитью через весь разговор проходила мысль: российский рынок должен быть наполнен собственной рыбой. И тут не время мериться флотоводцам и рыбопереработчикам плечами - у кого крепче, как заявил Алексей Тюкавин. Пришло время напряженно работать вместе, чтобы выполнить эту задачу.
- Рыба - это государственный стратегический ресурс, который обеспечивает продовольственную безопасность, - подчеркнула, подводя итог диалога с рыбацким сообществом, Марина Ковтун. - И сегодня это звучит особенно весомо. Рыба, добытая по квоте, должна привозиться в Россию. Президент и правительство страны ждут от нас предложений о мерах, которые позволят быстро насытить страну отечественной продукцией. Эти предложения мы должны сформулировать все вместе. И их в столице услышат, если они будут работать на интересы страны, обеспечивать народ качественной свежей рыбой. Государство же со своей стороны должно ликвидировать барьеры, которые мешают вам эффективно трудиться. Сейчас можно многое поменять, и это время нельзя упускать.
Выработать консолидированные предложения рыбаков Мурмана предстоит уже сегодня, в ходе заседания регионального рыбохозяйственного совета.