Камчатку укрепили на Севморпути
Камчатские власти заручились поддержкой федеральных органов власти для создания портового хаба, нацеленного на транзит поСевморпути. По мнению моряков, предстоит еще воссоздать флот судов ледового класса, а эксперты в который раз напоминают о необходимости поменять тарифную политику. Об этом сообщает Коммерсант.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, побывавшая в среду с визитом на Камчатке, поддержала проект региональных властей по созданию портового хаба в Петропавловске-Камчатском. Порт должен стать опорной точкойна Северном морском пути (СМП), и обеспечить перевозки транзитных грузов в европейскую часть России, а также Европу. «Севморпуть вполне может стать главной артерией доставки морских биоресурсов в европейскую часть России. Надо законодательно нормативно определить льготные тарифы, и в этой связи перспективы открываются для развития рыбохозяйственного комплекса»,— заявила Валентина Матвиенко.
Проект создания на Камчатке транзитного хаба региональные власти лоббируют давно. На бизнес-форуме «Дальний Восток 2014», состоявшемся в начале сентября, был подписан ряд соглашений между ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ФГУП «Росморпорт» и региональными властями. Предусматривается реконструкция причалов, которые смогут переваливать от 3,5 до 8 млн тонн груза в год, создание контейнерного терминала на 1 млн TEU в год и развитие инфраструктуры для приема пассажиров и круизных судов. Настроительство морского вокзала и реконструкцию причалов (объекты находятся в федеральной собственности) из федерального бюджета будет выделено более 3 млрд руб., сообщили представители ФГУПа. Владельцы порта готовы вложить около 660 млн руб., пояснил генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» Иван Капралов.
Замглавы Минвостокразвития Максим Шерейкин на форуме заявил, что порт станет одной из площадок территории опережающего развития «Камчатка», которая будет создана к 2016 году. Реализация проекта позволит увеличить грузооборот Петропавловск-Камчатского порта до 20 млн тонн в год, обеспечить рост ВРП Камчатского края с 127 млрд руб. до 137 млрд руб. в год.
Первый зампред правительства Камчатского края Юрий Зубарь пояснил, что ТОР предполагает создание порта промышленного типа с транзитным контейнерным хабом, который позволит накапливать, хранить, сортировать контейнеры с судов безледового класса из стран АТР и далее перегружать на суда с ледовой защитой. Будут созданы рыбопромышленный терминал и нефтебаза на 100 тыс. тонн. Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко подчеркнул, что строительство специальных судов будет одной из задач как для государства, так и инвесторов. Руководитель администрации Севморпути Александр Ольшевский пояснил, что, например, контейнеровозов ледового класса попросту нет, а риск потерять высокодоходный груз при повреждении обычного судна очень велик.
Станислав Головинский, заместитель генерального директора по развитию предприятия ФГУП «Атомфлот», считает перевозки перспективными: в 2010 году по СМП прошло четыре парохода с 110 тыс. т груза, а в прошлом году проведен 71 пароход с 1,3 млн т груза. «Ко мне уже подходили рыбаки, спрашивали о тарифах. Но тарифы на проводку устанавливаем не мы, а государство. По Севморпути опыт перевозки рыбы был только в 2012-2013 году, пять пароходов и 27,5 тыс. тонн. За это мы получили 34 млн руб., то есть на килограмм рыбы 1,36 руб. Мы готовы возить по 50 копеек, но при объемах от 100 тыс. тонн»,— заявил он на форуме. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Геннадий Мартынов утверждает, что в 90-е годы был практически утерян флот, способный перевозить рыбу по СМП, восстановить его сложно без участия государства. Председатель медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов считает, что транспортировка по СМП упирается в тарифы, причем государство все равно оплачивает расходы на ледоколы, стоят они или работают. «Пустите рыбу по сниженному тарифу — вот и все. Рыбакам в 2011 году пришлось платить за провозку рыбы 1048 руб. за тонну, при том что перевозка нефти или нефтепродуктов обходится всего в 530 руб. за тонну, а лесоматериалы и того дешевле — в 118 руб. за тонну. О какой рыбе мы говорим?»— удивляется эксперт.
Мне кажется, что тарифы на услуги ледокольной проводки по Севморпути не являются основной причиной сдерживания перевозок рыбы. Я сделал сравнительный расчет доставки по железной дороге и транспортами через Панамский канал и по Севморпути.
Получается, что если грузить транспорта типа «50-лет СССР»
(9000 тонн рыбы) в Охотском море и гнать через Панаму, стоимость перевозки
одной тонны до С-Пб. составит $ 470,63 (при норме рентабельности
транспортного судна 20%.)
При ж/д перевозке получается $ 420,27, поскольку к ж/д тарифу надо прибавить доставку из района промысла и расходы по перегрузке с судна в вагоны.
Наилучший результат получается при использовании Севморпути. При действующих тарифах на ледокольную проводку и рентабельности ТР 20% стоимость перевозки до С-Пб. составляет $ 368,59.
Проблема, видимо, в том, что для использования транспортного рефрижератора необходимо наличие крупного покупателя, способного принять и оплатить большие объемы рыбы. По ж/д отправляются мелкие партии от одного вагона 40 тн. до мехсекции 160 тн., а здесь сразу 9000 тонн. Возникают сложности с помещением товара на склад, реализацией и т.д.
В советское время и в начале 90-х годов большие объемы рыбы с Дальнего востока перевозились транспортами в С-Пб, Клайпеду, Калининград, Мурманск. Это было выгодно, поскольку обеспечивалось централизованное хранение и распределение.