Не нужно строить новый флот только из принципа
Главный параметр судна - не возраст, а эффективность работы, уверен гендиректор компании «Магаданрыба» Руслан Теленков. По его мнению, прежде чем строить новые суда, надо понять, дадут ли они необходимый эффект. Об этом сообщает Fishnews.
Для увеличения вылова не всегда нужно увеличение квот, считает генеральный директор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков. «Допустим, судно вылавливает 20 тыс. тонн за 10 месяцев работы. Так давайте их выловим за 5 месяцев, посмотрим, что у нас с экономикой будет, - привел пример руководитель компании. – Я думаю, что все будет замечательно, потому что основные статьи затрат – это топливо, заработные платы и ремонты. Если судно за меньший срок вылавливает тот же объем, то у него меньше часов работают двигатели и другое оборудование меньше изнашивается, соответственно, сокращаются расходы на ремонты».
Крупнотоннажное судно в среднем сжигает 19 тонн тяжелого топлива в сутки. За 5 месяцев при текущей средней цене в тысячу долларов за тонну экономия достигнет 2 млн. 850 тыс. долларов. «Так что дело не всегда в квотах», - подчеркнул гендиректор «Магаданрыбы».
Руслан Теленков заметил, что тема эффективности работы флота не часто поднимается на совещаниях и других открытых площадках. «У нас все акценты смещены в сторону соцнагрузки, «квот под киль» и строительства флота, переработки. Но о том, чем мы реально должны заниматься, мы не говорим», - констатировал руководитель предприятия.
Суть не в том, когда построено судно, а в том, насколько оно эффективно, уверен собеседник. «Ведь в США минтаевый флот 50-60-х годов постройки, самое молодое судно, которое я видел, было 90-го года. И ничего страшного у них не происходит, американцы не переживают по поводу того, что флот построен несколько десятилетий назад, - рассказал гендиректор «Магаданрыбы». - Главное – чем он оснащен. Каким оборудованием и какие специалисты на нем работают».
Представитель рыбной отрасли добавил, что существующий в России кадровый голод – это реальная проблема. И такая же проблема судоремонт, потому что он осуществляется по принципу «у нас нет денег». А экономия на ремонте не позволяет сделать его по-настоящему эффективным. «Так откуда возьмутся деньги, если мы суда так ремонтируем? Надо сначала сделать эффективный пароход, который будет хорошо ловить, и тогда появятся деньги», - подчеркнул Руслан Теленков.
По его словам, чтобы судно окупалось хотя бы лет за 10, оно должно иметь все это время доходность не ниже 20%, иначе строить его просто нецелесообразно. Эффективность работы старого судна должна быть такова, чтобы заработать на нем средства на новое.
«На самом деле компании, которые имеют по нескольку единиц крупнотоннажного флота, используют кумулятивный эффект, забирая частично прибыль у каждого судна для того, чтобы построить одно новое. Но с экономической точки зрения это «балалайка», работа ради работы, ничего не имеющая общего с развитием», - отметил глава компании. Он считает, что за счет работы 10 судов организация должна построить 10, а не одно единственное.
«Ведь если мы за счет одного парохода не можем построить другой, значит, у нас что-то не то с экономикой, - заметил гендиректор «Магаданрыбы». - Ведь производственный объект должен сам себя окупать? Пароход, который мы построили, должен сам себя окупить. Почему же предыдущее судно не может заработать деньги на 1 пароход?»
Руководитель предприятия считает, что во всем должен быть здравый смысл. «Если нам не нужно строить новый флот, то его не нужно строить из принципа. Может быть, он и нужен, но сначала нужно понять, даст ли он необходимый эффект», - обратил внимание Руслан Теленков.