Побег на юг не состоится
На днях в некоторых российских СМИ, причем весьма авторитетных, прозвучала озадачивающая новость: мурманская рыбопереработка собирается переезжать на юг. Неужели это действительно так? Чтобы прояснить ситуацию, понять проблему изнутри, мы (mvestnik.ru) отправились на териберскую рыбоперерабатывающую фабрику «СиФудРус» вместе с ее генеральным директором Владимиром Ляпуновым и председателем правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолием Евенко.
Потенциал-то велик - сырья нехватка
- Для рыбопереработчиков основной вопрос - это ресурсы, - сказал, ловко объезжая ухабы на грунтовке, Владимир Ляпунов. - Чтобы бесперебойно работать, необходимо в достаточном количестве получать охлажденную рыбу. Она - наше основное конкурентное преимущество. Что на внутреннем рынке, что на внешнем. Про внешний, впрочем, и говорить нечего: туда сейчас с продуктом двойной заморозки пути нет: цены на него очень низкие. Да и на внутреннем рынке продукция из охлажденки ценится совсем по-иному. Некоторые фабрики работают комбинированно - и на охлажденной, и на мороженой рыбе. Это гарантирует им бесперебойность поставок сырья. Но наше производство использует только охлажденку. На том стоим.
Подъезжая к фабрике, мы миновали саму Териберку. Когда два года назад открылось модернизированное производство «СиФудРус», местные жители воспрянули духом: новая фабрика дала селу около ста рабочих мест. А к моменту нашего приезда у фабричного причала как раз встало под разгрузку судно компании «Росйоки». 70 тонн охлажденной трески привезло оно на производство - их хватит где-то на три дня работы.
- У компании два своих траулера - наш и «Нева». Суда норвежской постройки, морякам они пришлись по душе: все работает, все компактно, поисковая и навигационная аппаратура - на высоком уровне, - рассказывает старпом Андрей Мазур. - Рейс продолжается максимум неделю. Хотя это зависит от рыбалки. На этот раз треску искали долго, первые подъемы оказались совсем никакими, бежать за уловом пришлось аж к Новой Земле.
Стоянка рыбаков в Териберке совсем короткая. Сдали на фабрику улов - 70 тонн свежья, загрузились топливом, продуктами и прочим - и снова в море. Следующий груз привезут примерно через неделю. А фабрика, справившись с нынешним за три дня, причем, что называется, одной левой (на полной мощности могла бы и за полтора-два), просто встанет в ожидании...
Евростандарты в старых стенах
Перед входом в цех мы надеваем халаты, бахилы (они еще вдобавок пройдут санобработку), тщательно моем руки, чтобы не занести на производство никаких микробов. Ну а потом экскурсия - от нулевой камеры, где происходит приемка сырья, до склада готовой продукции.
Прежде здесь находился заводик, который выдавал 7-8 тонн рыбопродукции в сутки и, едва сводя концы с концами, на большее не замахивался. Но около трех лет назад его приобрела мурманская рыболовецкая компания «Норд Пилигрим». Точнее, приобрела стены. Старую начинку новые владельцы вывезли на свалку и, вложив 250 миллионов рублей, оснастили фабрику современным исландским оборудованием, автоматизировавшим производство процентов на 80.
Уровень автоматизации и чистоты здесь таков, что порой приходится напоминать себе: предприятие действительно находится не в большом современном европейском городе, а на краю света, в депрессивном поселке. Но иначе работать нельзя, ведь дотошные проверки иностранных экспертов проходят практически каждый месяц. Они приезжают из Бельгии, Франции, Великобритании, Голландии, Испании - отовсюду, куда идет продукция «СиФудРуса».
- Как же они по такой грунтовке добираются? Глазам, небось, не верят, что такие бывают? - спрашиваю у Ляпунова.
- Да ничего, добираются, - отвечает. - Исландцы, например, говорят, что и у них в стране такие дороги встречаются.
Впрочем, главное, за чем едут в Териберку иностранные эксперты, - это убедиться в том, что продукция тут выпускается безупречная. У фабрики «СиФудРус» есть свой еврономер в особом реестре. Он означает, что ее система контроля вполне соответствует нормам Евросоюза. Напомним: здешняя продукция сертифицирована на все необходимые для Европы требования.
Что отличает продукцию териберкской фабрики - нарезанное на стейки филе трески - от той, к примеру, что завозят к нам из азиатских стран? Последняя, как знает любая хозяйка, худеет на глазах, стоит только разморозить. Это все полифосфаты, которые позволяют делать мякоть рыбы более сочной и удерживают в ней воду, увеличивая вес. За границей потребитель, придерживающийся здорового образа жизни, от таких «гостинцев» держится подальше: химия, знаете ли...
В филе из Териберки ничего подобного нет, и потому оно практически не теряет веса на сковороде. А главное - оно полностью натуральное и потому ценится не только на отечественном рынке, но и на европейском.
В цехе, куда мы пришли, перекуров не увидишь. Стоящие в ряд работницы в синих робах и латексных перчатках беспрерывно разделывают треску. Здесь трудятся проверенные кадры - добросовестные и ответственные. Другие просто не задерживаются.
Учет выработки рыбообработчиц ведет компьютер: он выдает данные, сколько та или иная нарезала рыбы за смену. Понятно, что от этого зависит зарплата. Но люди делали и зарабатывали бы больше - если бы хватало сырья. И самих рабочих мест предприятие могло бы предоставить териберчанам еще немало. Только сегодня оно вместо двух смен работает в одну и далеко не каждый день. Даже нынешних 83 человек полностью занять не удается. Фабрика «СиФудРус», готовая производить в сутки до 50 тонн филе высшего качества, выдает в лучшем случае два десятка тонн. Всё по той же причине.
Как фабрики сошли на берег
Прибрежная квота - головная боль не только рыбаков, но и в большей степени береговых перерабатывающих предприятий. Даже притом что прибрежникам недавно передали научную квоту, этих без малого 10 тысяч тонн трески надолго не хватит. Ситуацию подкосили, как уже писал «Мурманский вестник», поправки к закону о рыболовстве, которые появились осенью прошлого года. Они дали возможность прибрежникам морозить улов и увозить его подальше от мурманского берега. Так проще и прибыльнее. Архангелогородские и карельские рыбаки, которые также бороздят Баренцево море, не преминули этой возможностью воспользоваться. Понятно, что прибыль в любом бизнесе главное, но можно ли в угоду ей обрекать на безрыбье береговые предприятия?
Об этом, кстати, Ляпунов говорил и с исландским экспертом. И узнал, что до недавнего времени в Исландии тоже хватало таких же захиревших на глазах поселков, как наша Териберка.
- В свое время там появился очень большой филетировочный флот, получивший из Германии порядка 30 линий «Баадер» для производства мороженого филе, - передал он мне суть разговора. - И пошел перекос: рыбаки практически забыли о поставках на берег, переработчики остались без работы, прибрежные поселки начали пустеть. Тогда исландское правительство, оценив тревожную ситуацию, сказало: господа рыбаки, надо и честь знать. Мы существенно повышаем налог для тех, кто перерабатывает сырье прямо в море, а не поставляет на берег. Вашу политику извлечения наибольшей прибыли за счет разрушения социальной структуры поощрять не будем. Или давайте через налоги дотации на содержание прибрежных поселков, или выкупайте перерабатывающие фабрики и поставляйте им рыбу. Те, прикинув грядущие затраты, приняли решение объединяться с фабриками, привозить по разумной цене сырье на берег. И получать дополнительную прибыль от конечного продукта глубокой переработки. После этого началось возрождение береговых производств и поселков.
- А что случилось с судами-филетировщиками? - поинтересовалась я.
- Из 30 линий «Баадер» только одна осталась на судне, остальные были сняты и установлены на береговых фабриках.
Впечатляющий пример, не правда ли? Но пока у нас в стране этот опыт не востребован, и переработчики выгребают из своих проблем, как могут. И ведь вроде бы все ратуют за то, чтобы им помочь. Но коснись дела - и те же промысловики-океанисты собственную квоту грудью закроют, каждый хвост.
У Владимира Ляпунова есть любимое присловье: «Гусь, говорят, свинье не товарищ... А кто их примирил? Повар. На одной плите! Зажарил одного и закоптил другую». Мораль такова: не стоит ждать прихода повара, надо самим как-то разруливать сложную ситуацию.
Искать общий язык
Но вернемся к началу. «Мурманская рыбопереработка уезжает на юг!» - такого рода заголовками запестрели недавно разного рода СМИ. Дескать, обиделись береговики на отсутствие достаточной поддержки - и пакуют даже не чемоданы, а целые предприятия.
Подлило масла в огонь и громко прозвучавшее заявление директора «Мурманского рыбокомбината» Михаила Зуба, который, как известно, затеял судебный процесс с правительством РФ. Это предприятие подкосила ставка на норвежских промысловиков, которые вследствие ответных санкций России больше не могут снабжать его рыбой. А со своими, мурманскими, как считают коллеги, руководитель договориться не сумел.
В отличие от него большинство из сорока мурманских предприятий рыбопереработки с отечественными промысловиками общий язык пока в целом находит. Хотя да, кто-то посматривает и на сторону. Как рассказал Ляпунов, который, кстати, одновременно является руководителем Мурманского представительства всероссийского НО «Рыбный союз», две мурманских компании - «Рубин» и «Мурманрыбпром» - действительно намерены перевести часть активов южнее. Первая строит цеха в Подмосковье, вторая - под Петербургом.
Но в подавляющем большинстве своем береговики держатся за родную землю.
- Как может рыбопереработка уехать? - пожал плечами Владимир Ляпунов. - Как вы себе это представляете? Я беру свои цеха и производства, с оборудованием, причалами и кораблями и переношу их в среднюю полосу? Физически невозможно. Конечно, если ориентироваться не на охлажденное сырье, а на мороженое, то намного выгоднее перерабатывать его в той же средней полосе. Там гораздо дешевле энергоносители, куда меньше зарплата работников, короче оплачиваемые отпуска, нет и других, чисто северных социальных нагрузок.
На недавнем заседании регионального рыбхозсовета Владимир Ляпунов обратил внимание на капитализацию рыбной отрасли, которой совсем недавно все так радовались. Но в итоге получилось вот что: океанисты скупили небольшие прибрежные компании, забрали их тресковые квоты, а ненужные им «мелкие» суда либо распродают, либо отправляют «на иголки».
- А ведь противопоставлять социальный аспект экономическому в рыбной отрасли нельзя, - убежден он. - Прибрежникам и океанистам надо обязательно искать общий язык. И не забывать о береговой рыбопереработке. Если не поддержать ее сейчас, то она при нашей неспособности конкурировать с однопрофильными предприятиями из более благоприятных в отношении климата и цен регионов может просто сгинуть. И останется тогда охлажденка на прилавках лишь в виде «потрошеной б/г» - без головы...