Замглавы Россельхознадзора рискует поссорить Минсельхоз и Минэкономразвития
По оценке Минэкономразвития РФ, новые правила оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов (ВСД), утверждённые приказом Минсельхоза РФ от 17 июля 2014 года № 281, могут значительно сократить поставки скоропортящихся продуктов, среди которых мясо, рыба, молочная продукция. На фоне введения торгового эмбарго ситуация вовсе рискует превратиться в дефицит продуктов в стране, на что указал глава Минэкономразвития РФ Алексей УЛЮКАЕВ в официальном письме главе Минсельхоза РФ Николаю ФЁДОРОВУ. Об этом сообщает Дейта.
Источник ИА «Дейта», близкий к Минсельхозу, подтвердил наличие соответствующего письма (Исх. № 21297-АУ/Д26и от 02.09.2014 г.), сообщив при этом, что после поступления письма министр сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров вызвал заместителя главы Россельхознадзора Николая ВЛАСОВА, беседа с которым проходила на повышенных тонах.
Напомним, что замглавы Россельхознадзора непосредственно занимался разработкой приказа № 281 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме», пришедшего на смену скандальному Приказу Минсельхоза от 16.11.2006 №422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов».
Кстати, помощник премьер–министра РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА Геннадий ОНИЩЕНКО еще в бытность руководителем Роспотребнадзора предостерегал: «Россельхознадзором под видом новаций протаскивается так называемая «прослеживаемость» продукции, которая не имеет ничего общего с государственным надзором за качеством и безопасностью, однако скажется на правах потребителя путем значительного роста цен».
Отметим, что в соответствии с положениями приказа № 281 вся сельскохозяйственная и промысловая продукция животного происхождения, включая продукцию личных подсобных хозяйств и продукцию промышленного производства в индивидуальной упаковке, подлежит сопровождению ВСД при её производстве, хранении, перевозках и реализации. Оформление ВСД осуществляется по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы, проводимой на платной основе. Оформление ВСД на бумажных носителях также является платной услугой.
– В виду настоящей ситуации (Прим. ред. продовольственные санкции), необходимо ускоренное развитие собственного производства пищевой продукции животного происхождения, поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, – говорится в обращении министра экономического развития. – Кроме того, из текста приказа Минсельхоза, исключены положения, устраняющие административные и технические барьеры, одобренные бизнес-сообществом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти» (!)
Напомним, что с обращениями в адрес правительства о недостаточной проработке электронной ветсертификации неоднократно выступали Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), Российский союз предприятий молочной отрасли, Содружество производителей фирменных торговых марок, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Союз участников потребительского рынка (СУПР), Союз предприятий зообизнеса, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).
По оценке участников рынка, исчезнувший из текста приказа №281 пункт о безвозмездности оформления необходимых документов в бумажном виде негативно отразится на отечественном агропромышленном комплексе. Более того обещанное пищевикам «электронное» будущее может так и не наступить, поскольку ветеринарная сертификация может осуществляться на бумажных носителях неограниченный период времени.
Не далее как 19 сентября 2014 года, выступая на инвестиционном форуме в Сочи, первый вице-президент Опора России, общественный омбудсмен по правам предпринимателей в области ветеринарного и фитосанитарного контроля Владислав КОРОЧКИН сообщил премьер–министру о том, что повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и снижению ее розничной цены препятствуют избыточные административные барьеры.
Издержки с оформлением ветеринарной сопроводительной документации возникают на всех этапах производства и распределения. Буквально каждая сосиска, каждая небольшая партия тушенки в соответствии с действующими в настоящее время требованиями должна сопровождаться документом, выписанном инспектором.
«Но это – готовая продукция, часто – переработанная до такой степени, что само понятие «ветеринария» к ней уже применяться не должно. А ведь существуют еще издержки на предыдущих этапах производственного цикла», – убежден Владислав Корочкин.
В качестве примера вице–президент Опора России привел ситуацию с рыбной продукцией. Только за период путины 2013 года на одном Сахалине отгружено 7 тысяч тонн красной икры. Затраты отрасли на получение в принципе, в соответствии с международной практикой ненужных ветеринарных сопроводительных документов – в европейских странах достаточно подписи капитана судна – составили 119 млн рублей.
По предварительным расчетам молочников, дополнительные издержки на оформление ветеринарных сопроводительных документов спровоцируют удорожание продукции как минимум на 10 – 15 %. Вкупе с указом президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 это приведет к острейшему дефициту молока и молочной продукции.
Напомним, что 6 августа 2014 года, президент РФ Владимир ПУТИН подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». 7 августа 2014 года вслед за указом последовало постановление правительства РФ о введение запрета на импорт из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии сроком на один год. В список попали говядина, свинина, плодоовощная продукция, мясо птицы, рыба, сыры, молоко и молочные продукты.
По результатам антикоррупционной экспертизы от 9 апреля 2014 года, которую проводил независимый эксперт, аккредитованный распоряжением Министерства юстиции РФ от 3 сентября 2013 года № 1846-р, в представленном Минсельхозом РФ приказе № 281 были выявлены коррупциогенные факторы. В целях их устранения предлагалось разработать проект федерального закона, предусматривающий установление правовых оснований для проведения ветеринарной сертификации на территории Российской Федерации, который бы санкционировал разработку подзаконных актов Минсельхоза РФ по вопросам ветеринарной сертификации. Данные факторы так и не были устранены.