Ведущие компании дали оценку предложенным изменениям правового поля рыбной отрасли
2 октября Заместитель министра сельского хозяйства - Руководитель Федерального агентства Илья Шестаков собрал руководителей ведущих отраслевых компаний и объединений обсудить предложенные новации в части модернизации исторического принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов. К обсуждению пригласили крупнейшие компании отрасли: ОАО «Дальрыба», Группа Компаний ФОР, ООО «Русское море-добыча», ОАО «Преображенская база тралового флота», ООО «Магаданрыба», ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат», ОАО «Океанрыбфлот», а также руководителей крупнейших рыбохозяйственных объединений. Бизнес выразил свою позицию в отношении предложенных законодательных новелл. Источник имеется в распоряжении редакции Fishnet.ru.
Большинство собравшихся высказались за введение нормы по увеличению ежегодного освоения промышленных и прибрежных квот ВБР с 50 до 70% в течение двух лет подряд. Против - выступили ОАО «Дальрыба» и Калининградский областной Союз рыболовецких колхозов. В качестве обоснования названы такие факторы как погодные условия, аварийные ситуации, промысловая обстановка, которые существенно влияют на освоение квоты и не зависимы от человека.
Предложение по запрету использования арендованного флота не находит поддержки бизнеса. Отраслевое объединение работодателей «Союз прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края» считает, что законодательное принуждение лиц, владеющих квотами приобретать в собственность суда, противоречит Гражданскому кодексу РФ. ОАО «Дальрыба» приводит данные отраслевой системы мониторинга: показатели отражают, что предприятия используют механизм аренды судов в целях кооперации как внутри хозяйственных объединений, ассоциаций так и в порядке взаимодействия рыбохозяйственных объединений в соответствии с действующим законодательством. Любое ограничение в этой части приведёт к снижению эффективности работы предприятий с такими последствиями как сокращение рабочих мест и снижение налоговых поступлений в бюджет. При этом бизнес предлагает законодательно сформулировать само понятие квотных «рантье».
Росрыбколхозсоюз отмечает, что при лизинге возникает дополнительная и затратная прослойка в виде лизинговой компании, а платежи за флот по лизингу всегда тяжелее платежей по «бербоут -чартеру» на величину «интереса» лизинговой компании.
ГК «ФОР» считает, что данная норма не отвечает интересам основных субъектов рыбодобывающей отрасли, которые в большей своей массе построены по принципу холдинговых компаний. Квоты и производственные мощности компаний часто не сбалансированы в силу отсутствия возможности дробить договоры долей и результатов модернизации флота, повышающих производительность судов. Таким образом, высокопроизводительные суда, принадлежащие одной из компаний холдинга, приходится догружать до полной производительности квотами дочерних компаний. Юридически это выглядит как освоение квот арендованными судами.
Ассоциация добытчиков минтая предложила прописать в ст.1 ФЗ «О рыболовстве» использование понятия «взаимозависимые лица» в значении, указанном в части 1 ст.20 Налогового кодекса РФ.
Позиция бизнеса совпадает в отношении увеличения срока договоров по закреплению долей квот до 25 – ти лет. В представленных обоснованиях за эту норму высказались все, приславшие свои обоснования компании и объединения. «25-ти летний срок обусловлен сроком строительства и окупаемости судна, а также созданием необходимого финансового запаса для последующей замены его следующим судном», - говорится в обосновании ГК «ФОР».
«Для формирования финансовых средств, необходимых для строительства нового рыбодобывающего судна на наиболее массовом траловом промысле, и с учётом того, что единственным их источником является рыбопромысловая деятельность самого предприятия, в современных экономических условиях необходимо закрепление долей квот за предприятиями на срок не менее 25 лет», - говорится в позиции Ассоциации добытчиков минтая.
Таможенная амнистия построенных и модернизированных за рубежом до 1 сентября 2018 г судов сроком до 1 января 2020 г. по мнению бизнес - сообщества должна максимально охватить все «незаходные» суда. Для этого необходимо убрать ограничения по возрасту судов - как для рыболовных, так и для транспортных. Предложенная редакция нового подпункта 18 ст.150 Налогового кодекса весьма существенно ограничивает распространение амнистии на флот по возрасту. Так для рыбопромысловых судов – это 7 лет на момент входа в ИЭЗ РФ, для транспортных вспомогательных – 10 лет. При этом в настоящее время только на Северном рыбохозяйственном бассейне 25% «незаходных» судов имеют возраст более 35 лет, 65% - 25-30 лет, и около 10% имеют возраст более 10 лет.
Для не успевших уложиться в сроки таможенной амнистии Минсельхоз предлагает установить ставку сбора за ВБР в объёме 100%. (Сегодня рыбопромышленники платят 15%). Союз рыбопромышленников Севера считает, что данные изменения в Налоговый кодекс должны носить промежуточный характер. После обнуления импортных пошлин на рыбопродукцию эти положения Налогового кодекса должны быть пересмотрены для отмены платы за биоресурсы.
Жёсткая новация по прекращению права на вылов ВБР при осуществлении рыболовства на судах не прошедших таможенное оформление в российских портах не находит поддержки у бизнеса. «На данный момент в России мы не имеем базы для строительства и глубокой модернизации крупнотоннажного рыболовного флота. Т.е. вместо поддержки компаний, реализующих программы по увеличению производительности мощностей, государство обременяет их дополнительными налогами. Подобная мера приведёт к негативным для отрасли последствиям. Данную норму необходимо сузить до случаев, когда вылов ВБР осуществляется с использованием «незаходных» судов в ИЭЗ РФ и на континентальном шельфе РФ», - считает ГК «ФОР».
«Данная постановка вопроса может привести к потере не только судов, но и отдельных видов промысла. Сахалинская область может потерять в результате данной нормы вылов сайры в объёме 40-50 тыс. т., а в перспективе такого же объёма сельди-иваси.», - отмечает Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области.
Кроме того, по мнению предпринимателей, юридически правоотношения в таможенной сфере не являются объектом регулирования законодательства о рыболовстве и сохранении ВБР. Факт отсутствия таможенной очистки судна никоим образом не влияет на характер использования ВБР и их сохранения.
Много нареканий бизнес - сообщества вызывает и предложенная Росрыболовством концепция прибрежного рыболовства, которая входит в противоречие с Решением последнего Всероссийского Съезда рыбаков, а также с профессиональными требованиями и стандартами. По мнению экспертов, предложенная концепция создаст кризисную ситуацию в прибрежном рыболовстве. Напомним, что в 2012 г. Третий Всероссийский Съезд рыбаков выступил за введение единой промышленной квоты вылова ВБР, без выделения прибрежной части. По мнению Союза рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области, развитие и поддержка прибрежной береговой переработки, предусматривающая доставку уловов на берег, должна стимулироваться экономическими мерами. Это - возможность применения нулевой ставки сбора за вылов ВБР, предоставление предприятиям реальных финансовых компенсаций, частичного освобождения их от местных и федеральных налогов, а также перевод рыбоперерабатывающих предприятий на Единый сельскохозяйственный налог.
Ограничение длины судов до 24-х метров не учитывает существующую промысловую практику. Предприятия используют одни и те же суда, как для промышленного, так и для прибрежного рыболовства. Специалисты приводят жёсткие аргументы против предложенной Росрыболовством концепции прибрежки. «Суда длиною менее 24-х метров конструктивно не могут быть оснащены производственными помещениями, снаряжением и оборудованием в количестве и с характеристиками, необходимыми и достаточными для вылова выделяемых объёмов ВБР. Использование только таких судов в прибрежном рыболовстве приведёт к ежегодному недоосвоению ВБР, и как следствие к принудительному прекращению у пользователей права на добычу ВБР.
Запрет перегрузки уловов и продукции из них приведёт к резкому повышению затрат предприятий, которые будут вынуждены отвлекать промысловые суда из добычи для транспортировки уловов. Это повлечёт резкое повышение цен на продукцию прибрежного рыболовства.
На сегодняшний день действует норма обязательной доставки уловов и продукции на территорию прибрежного субъекта, в связи с чем, запрет перегрузки станет чрезмерным необоснованным административным барьером в осуществлении предпринимательской деятельности», - такова позиция Магаданской ассоциации рыбопромышленников.
«В Калининградской области рыболовецкие колхозы ведут прибрежное рыболовство судами МРТК длинной 25,5 м. Ограничение до 24-х метров приведёт к значительным экономическим потерям, сделает невозможным осуществление прибрежного рыболовства в Балтийском море, что может привести к проблемам в сфере продовольственной безопасности в регионе», - такова позиция Союза рыболовецких колхозов Калининградской области.
Бизнес даёт пессимистические прогнозы на случай введения озвученных Росрыболовством нововведений в прибрежке. ГК «ФОР»: «Добыча многих видов ВБР в прибрежном рыболовстве происходит зачастую на значительном удалении от ближайших портов и использование судов длиной менее 24-х м. с одной стороны невозможно, а с другой – просто опасно. Кроме того, подобные суда менее производительны, что приведёт к ухудшению экономических показателей промысла».
АДМ: «Установление общей для всех бассейнов максимальной длины судна может привести к существенному ухудшению полноты освоения квот и ухудшению безопасности мореплавания. Запрет на перегрузку уловов ВБР и продукции из них и предложенные в №166-ФЗ поправки грозят парализовать рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока, т.к. фактически перечёркивают весь смысл работы при принятии № 148 – ФЗ от 02.07.2013 г.».
На совещании затронули вопрос о введении уведомительного порядка пересечения госграницы. Предполагается наделить Правительство РФ полномочием по установлению уведомительного либо разрешительного порядка пересечения государственной границы в зависимости от национальной принадлежности судна и характера осуществляемой им деятельности, что позволит обеспечить сбалансированный подход к обеспечению интересов государственной безопасности и потребностей предпринимательской деятельности.
«Такой порядок необходимо распространить на все суда, используемые при осуществлении рыболовства – добывающие, транспортные и иные вспомогательные, в том числе, пересекающие госграницу для сброса отходов, сточных вод в соответствии с требованиями международных договоров и природоохранного законодательства», - отмечает Магаданская ассоциация рыбопромышленников.
Про сети - никакая сеть не будет работать с БЕЗ ндсной рыболовецкой компанией. Неужели это так трудно понять. Или продукция флота, работающего на общей системе налогообложения (с НДС) или торговый дом ( готовый уплатить за флот НДС). Других вариантов нет и не будет. Кстати про амнистию - флот с НДС в течении полугода легко получает возврат 18% проблемы 23% (18% НДС + 5% пошлина) просто нет ( ну не считая кратковременно изъятия НДС в размере 18% на полгода в бюджет). Проблема у флотов, находяшихся на ЕСХН. Налоги съэкономили ( государство подарок сделало) а 18% от стоимости судна/ремонта теперь жалко отдать. Переходите на общую систему налогообложения, проблем не будет.