Речную рыбу загонят в тренд
Недоиспользование ресурсов прудов в Новосибирской области на фоне санкционных запретов и поставленной президентом задачи по импортозамещению — отличная база для развития местного рыболовства. Правда, для кратного роста уловов предстоит убедить население в том, что речная рыба совершенно безопасна для здоровья. Об этом сообщает expert.ru.
«В августе президентом и федеральным правительством были приняты принципиальные решения не только по вопросам импортозамещения рыбной продукции, но и, самое главное, — по повышению уровня продовольственной безопасности государства в целом и регионов в частности. В том числе, по обеспечению населения рыбной продукцией. Поставлена задача мобилизовать внутренние ресурсы», — объяснил масштабность государственных задач, которые два месяца назад тяжелым грузом легли на плечи региональных чиновников, руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко. Причем от властей на местах федеральный центр ждет решения сразу двух задач. Первая — увеличить объемы промышленного и товарного рыболовства. Вторая — расширить присутствие местной рыбы как в крупных торговых сетях, так и в маленьких магазинчиках на всем пространстве региона. «Безусловно, потребуется работа с населением по пропаганде, по привлечению внимания людей к широкому и масштабному потреблению пресноводной рыбы. Ведь основу рациона сибиряков в последние десятилетия определяла морская рыба. Из общего объема рыболовства в России в 4,4 миллиона тонн в год на внутренних пресных водоемах добывается всего около 170 тысяч тонн», — с грустью констатирует чиновник.
Плохо едим
По итогам 2013 года в водоемах Новосибирской области выловлено 5,6 тыс. тонн рыбы. Из них 4,4 тыс. тонн — в порядке промышленного рыболовства, то есть, когда в сети попадала рыба естественного происхождения, и 1,2 тыс. тонн — товарного (ценные виды рыб, выращенные в искусственных условиях). Примерно половина всей добываемой промышленным способом рыбы приходится на озеро Чаны — самое крупное в регионе, расположенное на территории сразу пяти районов области — Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского и Чистоозерного. Далее, в порядке уменьшения объемов улова — озеро Сартлан (Барабинский и Здвинский районы), Новосибирское водохранилище и Карасукско-Бурлайская система озер (юг области). Водный фонд региона оценивается в 650 тыс. га, включая около 430 рек. Специализированные рыбоводные пруды занимают площадь 3,5 тыс. га.
Несмотря на то, что Новосибирская область находится в рискованной зоне рыболовства, характеризующейся непростыми природно-климатическими условиями и преимущественно холодными водами в реках и озерах — не самые благоприятные условия для нагула промысловых рыб — власти региона намерены в течение ближайших пяти лет втрое увеличить объемы рыболовства. Согласно предложению департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое сейчас находится на рассмотрении у губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, к 2020 году количество добываемой в регионе рыбы вырастет до 15–20 тыс. тонн. Основную ставку власти хотят сделать на искусственном выращивании пеляди, сига, сазана и карпов. По итогам прошлого года доля только одной пеляди в товарном рыболовстве составила не менее 30%, или 400 тонн.
По данным Юрия Марченко, рыбохозяйственной деятельностью в Новосибирской области сейчас занимаются 134 организации, 105 из них специализируются на товарном рыбоводстве, 29 — на промышленном. Наиболее амбициозных предпринимателей, желающих динамично наращивать объемы извлекаемой из региональных вод рыбы, чиновники планируют не только поддержать финансово, но и создать для них режим наибольшего благоприятствования для вхождения в торговые сети и открытия собственных магазинов. С начала года государственная поддержка рыбоводной деятельности Новосибирской области составила 40 млн рублей.
«Рыбохозяйственные организации по размеру невелики, им пока трудно работать с крупными торговыми сетями. Поэтому основные направления нашей деятельности нацелены на регулярное участие частных компаний во всех ярмарочных мероприятиях, инициирование создания дополнительных торговых точек, которые будут заниматься реализацией рыбы местного происхождения, открытие участниками рыбного рынка собственных магазинов», — рассказывает о новых направлениях деятельности своего департамента Юрий Марченко. По его словам, сейчас в регионе работают шесть ярмарок, в которых представлена продукция местных рыболовов; три из них открыты на территории самого рыболовного Чановского района. Из 133 тонн рыбы, проданных в сентябре на этих ярмарках, 84 тонны пришлись на карпа, 33 тонны — на толстолобика, 14 тонн — на белого амура и 1,5 тонны — на сазана, — то есть, на промысловых обитателей водоемов.
В ближайшее время, отметил Марченко, на продовольственных рынках Болотнинского, Доволенского, Искитимского, Карасукского, Маслянинского, Татарского районов области, а также на Ленинском и Октябрьском рынках Новосибирска при поддержке властей откроется 18 постоянных торговых точек для продажи рыбы местного происхождения. В середине октября в рабочем поселке Чаны заработает специализированный рыбный магазин ПК «Карачинское сельпо». Но самые масштабные планы стоят перед компанией «Камшат», которая уже сегодня имеет одну из самых больших в Сибири фирменных торговых сетей по продаже рыбы. К десяти существующим торговым точкам при определенных условиях «Камшат» планирует добавить еще десять магазинов. Также компания ведет переговоры о сотрудничестве с крупнейшими новосибирскими торговыми сетями.
«Компания «Камшат» — самый крупный переработчик рыбы в регионе. Это не менее 10 тысяч тонн в год. Причем предприятие активно расширяет присутствие на внутренних акваториях. По итогам прошлого года принадлежащий ей «Купинский рыбокомбинат» добыл на озере Чаны 1,6 тысяч тонн рыбы. Это карась, судак, сазан», — с гордостью подчеркивает Юрий Марченко.
Помимо продвижения рыбы местного улова в торговых сетях власти Новосибирской области поддерживают рыбные питомники. Сейчас ведутся работы по восстановлению питомника для выращивания сарбоянского карпа в Мошковском районе (мощность — 1 млн мальков) и питомника зеркального карпа в Тогучинском районе (до 1 млн мальков).
«У нас остается недоиспользован прудовой фонд. Из 146 прудов Новосибирской области, оборудованных гидротехническими сооружениями, используются лишь 18. Только вовлекая в рыбохозяйственный оборот прудовый фонд, мы можем дополнительно получить три–четыре тысячи тонн рыбы», — уверен Марченко. По его словам, даже природные рыбные ресурсы озера Чаны сегодня используются лишь на треть.
Опасный враг
Правда, красивые плановые показатели рыболовства, которые нарисовали для бизнеса чиновники, могут остаться лишь на бумаге. На пути развития перспективной отрасли стоит всего лишь одна, причем микроскопическая проблема — описторхоз, вызывающими его организмами изрядно заражены местные пресноводные. Правда, страхов перед этой заразой больше, чем правды о ней, заверяют ученые.
«У нас в Западной Сибири существует природный очаг описторхоза, и самые зараженные рыбы находятся в Тюменской, Новосибирской, Томской областях. Но и в этих областях рыба, заготовленная по плану государственными компаниями, не всегда заражена», — говорит старший научный сотрудник Института систематизации и экологии животных СО РАН Светлана Соусь. Из 209 существующих в Новосибирской области рыбных паразитов для человека опасны только те, которые вызывают описторхоз — сибирские или кошачьи двуустки. В основном они встречается в карасе, а также карповых рыбах — язе, ельце, чебаке. А вот, например, лещ — одна из основных промысловых рыб Новосибирского водохранилища — больше подвержен заражению ленточными червями, которые, к слову, итальянцы употребляют в пищу, называя этих гельминтов «плоскими макаронами».
«Слывут легенды, что лещ — одна из самых опасных для человека рыб. Но это не так. В Новосибирской области лещ заражен описторхозом всего на четыре–шесть процентов. Объяснение тому простое — это глубоководная рыба, которая может заразиться лишь у берегов с большой растительностью, где и живут описторхи, длина которых не превышает 0,4 миллиметров, — рассказывает Светлана Смусь. — Недавно пошла молва, что в озере Чаны рыба стала заражаться описторхозом. Это тоже неверно. Зараженной нашли только верховку и пескаря — мелкие рыбешки, которых редко употребляют в пищу. Соленость воды в Чанах достигает 0,7 миллиграммов на литр, жить долго в такой среде описторхи не могут. Поэтому рыба в Чанах как была неопасна, так и остается таковой».
А вот миф о том, что хищные речные рыбы (судак, окунь, щука, налим) безопасны для потребления человека, Светлана Смось полностью подтвердила, правда, с оговоркой — в Новосибирской области. «В северных районах Сибири, в Красноярском крае, хищная рыба сильно заражена дифиллоботриозом — это самый длинный из всех гельминтов, который поражает человека. В кишечнике человека он достигает длины 30 метров и укорачивает жизнь своему хозяину. Например, ханты и манси живут до 30 лет, их кишечник наполнен этими гельминтами», — делится ученая тревожной информацией.
Единственный способ обезопасить свое здоровье при приготовлении сырой рыбы — это гигиена рук и термическая обработка рыбы. Описторхи живут в поверхностном слое, на глубине всего 2 мм, и гарантированно гибнут во время варки, жарки и тушения рыбы. Основной источник заразы для человека — соленая и вяленая рыба. Здесь гарантией может служить только репутация производителя.