Замглавы Россельхознадзора расписался в своей профнепригодности
Очередное «заявление на публику» об использовании электронных сертификатов соответствия продуктов питания, которые якобы сделают процесс их производства и реализации более прозрачным, а также помогут в борьбе с фальсификатами, сделал в ходе пресс-конференции 30 сентября 2014 года замглавы Россельхознадзора Николай ВЛАСОВ. Об этом сообщает ИА Дейта.
Чиновник, неоднократно заявлявший ранее о бесплатности грядущего «электронного» будущего для отечественной пищевой промышленности в связи с вступлением в силу приказа № 281, сообщил, что для реализации этой идеи необходимо внести ряд поправок в действующее законодательство, в частности, изменить постановление правительства, которое не позволяет Минсельхозу сделать электронную (и бумажную) сертификацию бесплатной.
Впрочем, экспертное сообщество еще на стадии оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проекта приказа № 281 задавалось вопросом, как можно внедрять нормативный правовой акт, прежде всего, этот приказ направлен на внедрение электронной сертификации, если до сих пор не приняты фундаментальные "законодательные скрепы". Такие как Федеральный закон «О ветеринарии», и Федеральный закон «Об аккредитации» (?) Все равно, что строить на песке.
По мнению руководителя Комитета по пищевой продукции Некоммерческого партнерства «Союз участников потребительского рынка» Татьяны КРИКУН, все это свидетельствует о низкой правовой грамотности разработчиков документов, отсутствии интереса в изменении действующих порядков и откровенном игнорировании предложений бизнеса.
– В нормативных актах, регулирующих деятельность Россельхознадзора, сознательно искажается международная правовая база в сфере защиты здоровья человека, – подчеркнула эксперт. Отметим, что министр экономического развития РФ Алексей УЛЮКАЕВ также обратил внимание главы аграрного ведомства Николая ФЁДОРОВА на данную недоработку.
«Из текста приказа Минсельхоза РФ от 17 июля 2014 года № 281 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме» исключены положения, устраняющие административные и технические барьеры, одобренные бизнес-сообществом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», – говорится в официальном письме (Исх. № 21297-АУ/Д26и от 02.09.2014 г., имеется в распоряжении редакции) в адрес министра сельского хозяйства РФ, которое стало для него неприятной неожиданностью.
Министр сельского хозяйства Николай Фёдоров вероятно уже привык к дискредитирующим его высказываниям и начинаниям замглавы Россельхознадзора Николая Власова. Напомним, что в октябре 2012 года замглавы Россельхознадзора публично раскритиковал работу Минсельхоза РФ в вопросе внедрения информационной системы оформления ветеринарно-сопроводительных документов в электронном виде под названием «Меркурий».
Как заявил чиновник в интервью федеральному изданию, «нас поддерживают в Росстате, в Пограничной службе, в ФСБ. Потому что эти службы заинтересованы в том, чтобы создать федеральную систему прослеживаемости ветеринарной продукции», не упомянув при этом Минсельхоз. Напротив, замглавы Россельхознадзора Николай Власов посетовал журналистам на «сопротивление» со стороны своего курирующего министерства.
Кстати, помощник премьер–министра РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА Геннадий ОНИЩЕНКО еще в бытность руководителем Роспотребнадзора предостерегал: «Россельхознадзором под видом новаций протаскивается так называемая «прослеживаемость» продукции, которая не имеет ничего общего с государственным надзором за качеством и безопасностью, однако скажется на правах потребителя путем значительного роста цен».
По данным экспертов общероссийского объединения малого и среднего бизнеса Опора России, документально подтвержденные затраты только одной розничной сети на изготовление ветеринарных сопроводительных документов составляют 600 млн рублей в год. И оцениваются по группе мясной продукции примерно в 5% от ее конечной розничной цены.
Выступая на инвестиционном форуме в Сочи 19 сентября 2014 года, первый вице-президент Опора России, общественный омбудсмен по правам предпринимателей в области ветеринарного и фитосанитарного контроля Владислав КОРОЧКИН в качестве примера привел ситуацию с рыбной продукцией. При отгрузке партий рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока коэффициент корреляции между стоимостью продукции и вероятностью того, что она будет задержана в связи с выявлением нарушений и необходимостью проведения каких-либо экспертиз, оказался близок к единице.
– При этом стоимость исследования икры для получения в принципе, в соответствии с международной практикой ненужных ветеринарных сопроводительных документов – в европейских странах достаточно подписи капитана судна – была установлена на уровне 17 тысяч рублей за партию, – подчеркнул Владислав Корочкин. – Даже если считать минимальным объемом партии в целую 1 тонну, только за период путины 2013 года на одном Сахалине (отгружено 7 тысяч тонн) – затраты отрасли составили 119 млн рублей (!)
Как ранее сообщало ИА «Дейта», по результатам антикоррупционной экспертизы от 9 апреля 2014 года, которую проводил независимый эксперт, аккредитованный распоряжением Министерства юстиции РФ от 3 сентября 2013 года № 1846-р, в представленном Минсельхозом РФ приказе № 281 были выявлены коррупциогенные факторы. В целях их устранения предлагалось разработать проект федерального закона, предусматривающий установление правовых оснований для проведения ветеринарной сертификации на территории Российской Федерации, который бы санкционировал разработку подзаконных актов Минсельхоза РФ по вопросам ветеринарной сертификации. Данные факторы так и не были устранены.