Стратегия рыбного хозяйства оказалась в центре внимания «Золотой осени»
Росрыболовство делает шаг к возрождению долгосрочного планирования в отрасли и объединению позиций власти, науки и бизнеса. В рамках XVI российской агропромышленной выставки «Золотая осень» Федеральное агентство по рыболовству организовало дискуссию «Ключевые драйверы развития отрасли. Потенциал российской аквакультуры для бизнеса, инноваций и инвестиций». Об этом сообщает Fishnet.ru.
Как отмечает корреспондент портала, открывая обсуждение, заместитель Министра сельского хозяйства РФ-Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков обозначил два основных вопроса – это разработка Стратегии развития РХК 2030 и развития аквакультуры, как её основополагающего элемента. « - Необходимость развития аквакультуры в стране очевидна. В мировом сообществе аквакультура стремительно расширяет свои географические границы. Уже в 2013-ом году по оценке ФАО объём продукции аквакультуры приблизился к 50% мирового рыбного рынка. Тем временем, обладая колоссальным потенциалом водных объектов, мы существенно отстаём от мирового уровня в данной сфере. Наш вклад продукции аквакультуры в продовольственный рынок составляет всего 3,2 и за последнее десятилетие её объём не превышает 150 тыс. т. в год. С этими показателями Россия находится в хвосте мирового рейтинга», - констатировал руководитель Росрыболовства.
Илья Шестаков обратил внимание на преимущества аквакультуры в сравнении с продукцией рыболовства. В живом и охлаждённом виде продукция аквакультуры может доставляться потребителю в любое время года. По оценкам экспертов ежегодный объём выращенной рыбы и морепродуктов в пресноводных и морских прибрежных акваториях нашей страны может достичь 1 млн. т.
К настоящему времени разработаны меры господдержки развития аквакультуры, которые планируется запустить в действие с 2015 года, в частности – это субсидирование краткосрочных инвестиционных кредитов. Предварительно на эти цели на 2015 г. запланировано выделить 400 млн. рублей. « - При этом, мы не должны допустить тех ошибок, которые были допущены в других странах при развитии аквакультуры, прежде всего – в ветеринарной безопасности», - подчеркнул Илья Шестаков.
Руководитель Росрыболовства отметил особую важность целеполагания, грамотного формирования Стратегии развития всей рыбохозяйственной отрасли с учётом текущих внешнеполитических факторов, которые будут иметь долгосрочные последствия для российского рынка и отрасли. В связи с чем, необходимо определить точки роста рыбохозяйственного комплекса, задать вектор развития и заложить механизмы его реализации. Росрыболовство намерено в диалоге с рыбаками в ближайшее время сформулировать отрасли государственную задачу, которую впоследствии планирует с ними решить совместными усилиями.
Для этих целей Росрыболовство привлекло независимых стратегических консультантов – консалтинговую компанию «Альт», специалисты которой уже провели анализ текущей ситуации в отрасли, опросили ключевых представителей рыбацкого сообщества, обобщили материалы и подготовили проект технического задания на разработку Стратегии.
Генеральный директор компании «Альт» и модератор дискуссии Александр Печерский подробно представил собравшимся основные принципиальные подходы, которыми Росрыболовство предлагает руководствоваться отраслевому сообществу для обсуждения технического задания по разработке Стратегии.
В своём выступлении Александр Печерский отметил, что внедрение исторического принципа в отрасли, безусловно, явилось мощным стимулом роста и притока инвестиций в рыбный сектор. Однако, уже прошёл определённый период времени, в связи с чем необходимо уточнение целеполагания, также стоит вопрос – можно ли увеличить этот достигнутый положительный эффект, возможен ли ускоренный рост, прорыв в отрасли? И соответственно – стоит вопрос привлечения ещё большего притока инвестиций. Необходимо дать оценку роли отечественного РХК в национальной экономике, посмотреть вопрос административных барьеров - где ослабить, а где ужесточить.
Особый акцент глава консалтинговой компании сделал на необходимости точных оценок положения российской рыбной отрасли на мировом рынке. Несмотря на все политические события, рыбная отрасль является глубоко интегрированной, в том числе в Юго-Восточную Азию, где есть как проблемные, так и выгодные для нас точки взаимодействия. Исходя из этого, стратегические консультанты намерены сформировать в Стратегии единый вектор целей, с которым согласится бизнес, наука и государство. Затем предстоит решить проблемные точки. Предложить реальные механизмы, нацеленные на увеличение инвестиционных потоков. Заложить обоснованные объёмы финансирования, ориентированные на рост в отрасли, нежели на поддержание текущего состояния, как обстоит в большей мере дело сейчас. И, конечно же - заложить целевые показатели и сроки.
В презентации докладчик выделил 7 стратегических развилок, по которым планируется составить основу отраслевой Стратегии 2030:
1.Объёмные показатели вылова. Нужен ли рост вылова? Есть ли там перспективные с точки зрения экономики объекты промысла и рыбоводства;
2.Углубление переработки - это лозунг или реальная необходимость? Предстоит сделать анализ с учётом экспортных потоков, не до конца понятными цифрами по реэкспорту и спроса на продукцию в первую очередь на внутреннем рынке;
3.Предстоит найти точки роста по так называемым отдельным нишам – осетровые, сиговые. крабы итд.;
4.Определиться : аквакультура – это одна из перспективных ниш, либо это локомотив роста? В зависимости от того на какие объёмы можно рассчитывать, и за счёт чего в данном секторе. Если оценка даст прогноз порядка 1 млн. т., то такие объёмы могут потянуть за собой развитие смежных отраслей, кластеров итд.;
5.Исторический принцип. В этой части, по мнению докладчика, есть довольно разные точки зрения. В работе над Стратегией должны быть расставлены все точки и выработана консолидированная позиция отрасли;
6.Регулирование – есть ли те административные механизмы оптимизации и улучшения, которые могут существенно ускорить развитие отрасли;
7.Нужно ли стимулировать рост потребления рыбопродукции, какими мерами и способами и как это скажется на развитии отрасли?
Это те ключевые вопросы, которые должны стать отправной точкой в написании Стратегии.
« - Если мы скажем чему-то «нет», то это тоже ответ, и в итоге мы сфокусируем отрасль на перспективных направлениях. Тема рыбохозяйственных кластеров – о них много говорят, но этот механизм на практике сегодня не работает. Вопрос – почему и можно ли сделать его работоспособным – это должно стать предметом дискуссии в ходе работы над Стратегией», - привёл пример Александр Печерский.
В заключении своего доклада генеральный директор компании «Альт» сформулировал три основных принципа, на базе которых будет написана Стратегия отрасли 2030:
1.Концепция документа должна учитывать технологические и потребленческие тренды мирового рынка, особенно если говорить о ЮВА как ключевом стратегическом партнёре России на мировом рынке;
2.Необходима реалистичная оценка фактического положения дел. В сравнении с различными другими отраслями, с которыми работали аналитики компании «Альт» в рыбной отрасли они столкнулись с большим количеством различных трактовок и оценок фактического положения дел. По их мнению, нужны надёжные цифры, которые бы разделяли все стороны и участники процесса.
3.Все инициативы должны быть экономически целесообразны и эффективны.
Интересные вопросы поставлены:
1.Объёмные показатели вылова. Нужен ли рост вылова? Есть ли там перспективные с точки зрения экономики объекты промысла и рыбоводства;
2.Углубление переработки - это лозунг или реальная необходимость? Предстоит сделать анализ с учётом экспортных потоков, не до конца понятными цифрами по реэкспорту и спроса на продукцию в первую очередь на внутреннем рынке;
3.Предстоит найти точки роста по так называемым отдельным нишам – осетровые, сиговые. крабы итд.;
4.Определиться : аквакультура – это одна из перспективных ниш, либо это локомотив роста? В зависимости от того на какие объёмы можно рассчитывать, и за счёт чего в данном секторе. Если оценка даст прогноз порядка 1 млн. т., то такие объёмы могут потянуть за собой развитие смежных отраслей, кластеров итд.;
5.Исторический принцип. В этой части, по мнению докладчика, есть довольно разные точки зрения. В работе над Стратегией должны быть расставлены все точки и выработана консолидированная позиция отрасли;
6.Регулирование – есть ли те административные механизмы оптимизации и улучшения, которые могут существенно ускорить развитие отрасли;
7.Нужно ли стимулировать рост потребления рыбопродукции, какими мерами и способами и как это скажется на развитии отрасли?
Две- три компании - не показатель всей работы всей отрасли. Тем более, раз уж привлекают кого то со стороны для анализа и расчётов, то надо думать - в рядах добытчиков до сих пор нет единства. Раз единства нет, то о каком развитии может идти речь. Смотрите шире на вопрос.
К примеру: есть ограничения, по квотам - не выборка 50% -лишение. Сейчас муссируется вопрос о повышение порога до 70%.. Если слушать рыбаков, то многие просто возмущены. Вопрос- почему? Одни пытаются протолкнуть данную иннициативу; другие недовольны; третьи молча, как животное на пастбище, ждут 2019 года...
Неужели, за 10 лет , нельзя внедрить у себя на предприятии новейшие орудия труда, сократить сроки нахождения в межрейсовом ремонте, сократить промысловые простои... что бы к 2019 году поддержать данную формулы добычи, по увеличению порога? Ведь, по большому счёту, соблюдение порога это работа по улучшению эффективности своего собственного производства.
Согласен! Мне кажется, что дискуссия погрязла в деталях. Может быть, я не правильно понял намерения компания «Альт», но, прежде всего, они собираются определить возможности и целесообразность того, или другого направления (действия).
Например, нужен ли (возможен ли) рост вылова? Если не рассматривать гипотетический промысел где-то в Мировом океане, то относительно российской зоны существуют определенные рекомендации ВНИРО. Макоедов, будучи директором до Глубоковского, утверждал, что на Дальнем востоке можно добывать на 1-1,2 млн. тонн больше. Это, в основном, водоросли, кальмары, глубоководные крабы и млекопитающие. Из трех видов кальмаров сейчас добывается только командорский. А есть еще тихоокеанский, ОДУ оценивается в 100-200 тыс. тонн, и кальмар Бартрама (ОДУ 70-100 тыс. тонн). Так почему же их не ловят? Да потому, что экономически не целесообразно. Ну не создают они промысловых скоплений, ну что ты с ними поделаешь. Это все равно, что добывать золото в Подмосковье. Оно есть, но содержание в породе мизерное.
А почему не добывают ламинарию на южных Курилах и восточном Сахалине? Да потому, что не выдерживают конкуренции с дешевой китайской продукцией. Вот пусть «Альт» и сделает заключение с учетом всех факторов, включая, конечно же, и политические и социальные и другие аспекты.
Вопрос возможности и целесообразности увеличения вылова приведен только в качестве примера. Аналогичный подход должен использоваться и по остальным направлениям (переработка, стимулирование потребления, аквакультура, исторический принцип и т.д.).
Тилапия не такая уж дешевая, если учесть, что цена снижается за счет 30% глазури. Дело, наверное, не только в цене, норвежцы у нас под носом создали большой рынок дорогой семги. Не понятно, сколько рыбы надо направить на внутренний рынок, чтобы его насытить, как определить "правильную" цену.