Исторический принцип: мнение рыбопромышленников
Письмо в адрес заместителя руководителя ФАР Соколова В.В., по наиболее тревожащему Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края" вопросу, из всех предлагаемых изменений в Закон о рыболовстве.
Уважаемый Владимир Витальевич!
Членами Объединения проведен анализ проекта Федерального закона, который предлагает внести изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Основные изменения касаются критериев наделения рыбопромысловых предприятий квотами на осуществление вылова водных биологических ресурсов в прибрежной зоне.
Со стороны Объединения, в отношении его членов, необходимо отметить следующее. Членами Объединения являются рыбопромышленные предприятия, осуществляющие добычу ВБР и их переработку исключительно на береговых производственных мощностях, с историей, имеющие немалое значение для развития всей береговой переработки в Камчатском крае. В собственности у организаций находятся рыбоперерабатывающие заводы, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском, как у береговой зоны, так и в отдалении от нее. Производственные объекты осуществляют свою деятельность круглый год, соответственно и работники заняты на протяжении целого года, получая достойную заработную плату и социальные выплаты.
Основной объем вылова приходится на следующие виды водных биологических ресурсов: минтай, треска, камбалы, навага, терпуг. Перечисленные объекты промысла вылавливаются, в том числе и в Петропавловск-Командорской подзоне.
В совокупности члены Объединения вылавливают более чем 40 000 тонн ВБР в Петропавловск-Командорской подзоне ежегодно, что составляет в процентном соотношении около половины ОДУ прибрежного рыболовства в отношении Петропавловск-Командорской подзоны.
Указанный район промысла имеет свои климатические особенности и позволяет осуществлять промысел биоресурсов круглый год, при использовании судов типа РС-300, СТР-420. Используя преимущественно данные типы судов (длиной более 24 метров), члены Объединения осуществляют промысел выделенных квот, по большей части в зимний и весенний периоды. В силу географического расположения, погодных и климатических условий наличия порта для захода судов, отмеченные типы промысловых судов без препятствий круглогодично становятся для выгрузки улова в морской порт Петропавловск-Камчатский.
К сожалению, в проекте Федерального закона предлагается в качестве прибрежного рыболовства признавать деятельность по вылову водных биологических ресурсов судами в длину не более 24 метров. Суда, имеющие длину не более 24 метров, относятся к типу МРС, имеют ограниченную навигацию, срок которой не может превышать 6 месяцев в году, как из соображений безопасности мореплавания, так и по причине невозможности вести промысел вследствие погодных условий в зимне-весенний период. Более того, даже в летний период, при наличии небольшого штормового волнения на море, судам типа МРС запрещается выход в море.
Законодательное закрепление обязанности по освоению прибрежных квот судами типа МРС, крайне негативно скажется на всех рыбоперерабатывающих предприятиях Камчатского края, в частности в отношении организаций работающих в районе Петропавловск-Командорской подзоны по следующим основаниям.
- Ограничение временного периода деятельности рыбоперерабатывающих заводов, работающих в настоящее время круглый год, на срок до 6 месяцев в году. В оставшееся время предприятия будут простаивать.
- Невозможность полного освоения выделенных предприятиям прибрежных квот.
- Резкое снижение производства рыбопродукции для внутреннего рынка страны. Так как рыбопродукция, произведенная из ВБР добытых в режиме прибрежного рыболовства, в отличие от продукции из ВБР, добытых в ИЭЗ, практически в полном объеме поступает на внутренний рынок.
- Причинение реального ущерба предприятиям, в связи с невозможностью использовать имеющийся флот для ведения промысла, сложностью его реализации, в связи с не ликвидностью.
- Потребность в дополнительном незапланированном финансировании для покупки или постройки судов другого типа.
- Снижение количества рабочих мест на предприятиях и нарастание социальной напряженности в крае.
- Уменьшение поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
- Снижение инвестиционной привлекательности отрасли в целом.
Также следует учитывать, что указанные последствия в значительной степени нанесут урон еще ряду смежных отраслей. В частности, судоремонтным предприятиям, поскольку значительное число рыболовных судов станут не востребованы. Так же в нашем крае на рыбную отрасль, являющуюся доминирующей, замкнут целый ряд предприятий, осуществляющих транспортировку рыбопродукции в центральные регионы страны, осуществляющие снабжение судов и предприятий и пр. Услуги всех этих организаций станут, не востребованы в том объеме, в котором они предоставляются в настоящее время.
Указанная норма совершенно не применима к нашему региону, рыбопромышленники которого могут работать круглый год и производить продукцию для внутреннего рынка страны.
С другой стороны, члены нашего Объединения обеспокоены тем, что в последнее время добыча ВБР, при осуществлении прибрежного рыболовства, нередко производится мощными производственными траулерами, длиной 50 метров и более, которые не имеют абсолютно никакого отношения к прибрежному рыболовству и вырабатывают продукцию из добытых ВБР в море.
Понимаем, что предлагая изменения в ФЗ, законодатель имеет целью исключение подобных недоразумений, содействие развитию прибрежного рыболовства и рыбной отрасли в целом. Но указанные нововведения не только не помогут развитию прибрежного рыболовства, а наоборот окажут негативное влияние на него, по указанным выше причинам.
Предлагаем более детально проработать вопрос о длине судов, которые могут осуществлять промысел в зоне прибрежного рыболовства. Суда типа РС-300, СТР-420 имеют более высокие показатели длины корпусов, в связи с чем целесообразно заменить числовой показатель "24" на "40".
Просим дать оценку доводам, изложенным в письме, принять во внимание особенности работы прибрежных предприятий на территории Камчатского края и исключить числовой показатель "24", как ориентир для отнесения предприятия к субъекту прибрежного рыболовства, либо заменить его на числовой показатель "40", так как суда, используемые сегодня для прибрежного рыболовства не превышают его.
Председатель Объединения
А.А. Обедин
Источник: Рыба Камчатского края