Для конкуренции на сайровом промысле нужен мощный флот
Растущий интерес к промыслу сайры со стороны азиатских рыбаков серьезно осложняет работу российского флота. Выдержать конкуренцию позволят современные специализированные суда, проектирование и создание которых возможно и в России, уверены в ОАО «Гипрорыбфлот». Об этом сообщает Fishnews.
Объем вылова тихоокеанской сайры судами под российским флагом на 20 октября 2014 г. составил 52,3 тыс. тонн, что превышает уровень 2013 г. примерно на 14 тыс. тонн. Более удачное развитие сайровой путины в этом году объясняется рядом причин, в том числе своевременным началом работы специализированных судов и благоприятными условиями промысла.
Как сообщалось ранее, специалисты ТИНРО-Центра оценивают объемы мигрирующей в российских водах сайры примерно в 1 млн. тонн. Это позволяет отечественным рыбакам добывать не менее 120 тыс. тонн в год. Однако, помимо ряда биологических факторов, делающих сайровый промысел одним из самых трудных (нестабильность формирования косяков, регулярная смена дислокации скоплений и необходимость в поисковых работах), ситуацию усложняет конкуренция со стороны рыбаков из Японии, Республики Корея, Тайваня и Китая.
Так, по сведениям специалистов, Япония выражала заинтересованность в двукратном увеличении объема вылова тихоокеанской сайры. Кроме того, в настоящее время в Китайской Народной Республике строится многочисленная флотилия судов, специализированных на добыче сайры и головоногих моллюсков. А сайроловы тайваньской сборки давно доказали свою эффективность на промысле: суда группы ССК, активно участвующие в путине, используются и российскими рыбаками.
Вместе с тем, по словам начальника отдела исследований стратегических направлений развития флота ОАО «Гипрорыбфлот» Эдуарда Егорова, возможности строительства судов под промысел сайры есть и в России. «Но для этого необходимо решение тех проблем, которые сдерживают развитие промыслового судостроения в стране в целом. Такие суда экономически целесообразно создавать не под один объект, а под несколько. Для этого нужно совмещать промоборудование для лова сайры с другими видами орудий лова, в первую очередь световым оборудованием, например, для лова кальмаров, - рассказал корреспонденту Fishnews специалист института по развитию и эксплуатации флота. – Выбор состава и характеристик промыслового оборудования в каждом случае должен основываться на результатах технико-экономических расчетов и учитывать видовой состав и объем квот объектов промысла, на которых предполагает работать конкретный судовладелец. Разработку проекта такого судна нужно осуществлять с учетом характеристик и возможностей современного промыслового и светотехнического оборудования для промысла сайры».
Опыт создания проектов судов, специализированных под промысел кальмара на свет, у института уже имеется. Построенные по этим проектам суда работали на Дальнем Востоке, отметил представитель Гипрорыбфлота.
Подобные проекты являются долгосрочными инвестициями для бизнеса. Состояние сайровых ресурсов пока не вызывает никаких опасений, равно как и право Российской Федерации на их использование в открытых водах Северо-Западной части Тихого океана. Некоторых рыбаков может отпугивать сложность сайрового промысла, даже несмотря на то, что этот объект является неодуемым и востребованным на внутреннем рынке. Тем не менее работы по изучению биологии и поведения сайры, по оптимизации условий ведения промысла, совершенствованию промоборудования в последние годы не прекращаются.
В текущем году увеличилось количество контрольных точек при пересечении границы, создано единое промысловое пространство путем объединения Южно-Курильской и Северо-Курильской подзон, намечены карательные меры по отношению к иностранным рыбакам, создающим аварийные ситуации на промысле. Рыбаки и ученые считают, что выбранные меры способны повысить эффективность промысла. Это положительно скажется не только на вылове, но и интересе к сайровому промыслу в целом.