{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Торгпред России в Норвегии: тема санкций остается актуальной

17 ноября 2014 12:26

В санкционной войне между Россией и Западом пострадали практически все. Торговый представитель РФ в Королевстве Норвегия Тамара Чернышева в эксклюзивном интервью ПРОВЭД рассказала о том, как сказались санкции на российском и норвежском бизнес-сообществах. Об этом сообщает rusnorge.com.

- Тамара Александровна, как усложнилась работа российского торгового представительства в Норвегии после введения санкций?

- Нельзя сказать, что работа Торгпредства терпит какие-либо сложности в связи с введением санкций. Мы работаем в своём обычном графике, другое дело, что он у нас достаточно напряженный. Ничего не остановилось по действующим проектам. Цифры товарооборота другие, конечно, по сравнению с предыдущим годом. В третьем квартале 2014 года на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился товарооборот, начало сказываться введение российской стороной ответных мер в виде запрета на экспорт Норвегией своих рыбопродуктов. В деньгах это за третий квартал 2014 года – 4,3 млрд. норв. крон или более 660 млн. долларов США. По итогам же девяти месяцев текущего года российско-норвежский товарооборот практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 12.6 млрд. норвежских крон. На это повлиял рост российского экспорта, который увеличился на 16,2% (с 6,7 млрд. норвежских крон или почти с 1,05 млрд. долларов США до 7.8 млрд.норвежских крон или 1,2 млрд. .долларов. США. В списке основных торговых партнёров Норвегии Россия, как и в 2013 году, по товарообороту занимает 17 место. Среди стран, из которых импортируются товары в Норвегию, Россия заняла 14-е место (самый высокий результат за последние 5 лет, в 2013 году – 17-е место), среди стран, куда направляется норвежский экспорт – 18 место, что на одну позицию выше, чем в 2013 году. При этом доля России в норвежском внешнеторговом обороте составляет 1,2%, что не является незначительным показателем по сравнению с торговлей Норвегии с соседями – Швецией и Данией, на которые приходится соответственно 8.4% и 4,8% норвежского товарооборота. Среди поставщиков нефтепродуктов в Норвегию Россия занимает пятое место, уступая только Швеции, Дании, Великобритании и США. Надо также понимать, что мы Норвегии не продаём газ, который составляет существеннейшую долю товарооборота со многими европейскими странами.

Вместе с тем, увеличилось количество запросов из центрального аппарата Минэкономразвития России относительно перспектив присоединения Норвегии к новым антироссийским санкциям ЕС, возможных изменений условий деятельности российских компаний в Норвегии и так далее.

Конечно, теперь при любых наших контактах с норвежским бизнесом, средствами массовой информации, тема санкций всегда находится может быть и не высказываемой, но обязательно подразумеваемой. Эта тема особенно волнует аквакультурщиков: что будет, если санкции будут отменены — вернутся ли норвежские компании на российский рынок или он будет уже занят? Вопросы совершенно закономерные, такие же задают и отечественные компании, которые решают вопрос по проектам импортозамещения – что будет с ними, когда будут отменены санкции – вернётся ли импорт в прежних объемах? То, что 100-процентно гарантировано для норвежских компаний – так это локализация бизнеса в России, где неисчерпаемая гамма предложений.

Кроме того, Торгпредства активизировали работу по улучшению инвестиционного имиджа нашей страны, информированию норвежских бизнес-кругов о проводящихся в России деловых мероприятиях, привлечению внимания норвежцев к малоизвестным в этой стране российским регионам.

Однако все это нельзя напрямую увязывать со сложившейся в последнее время обстановкой – указанные тенденции в нашей деятельности наметились ещё несколько лет назад в связи с проводимой Правительством Российской Федерации реформой торгпредств, а сейчас они под действием санкций стали просто быстрее воплощаться в жизнь.

- Идут ли сейчас переговоры с норвежскими коллегами по поводу улучшения экономического сотрудничества с Россией?

- Главной площадкой по развитию экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Норвегия является Российско-Норвежская межправительственная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которую возглавляют два министра, с норвежской стороны – министр промышленности и торговли Моника Мэланд, с российской стороны – министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Однако, к сожалению, запланированная на весну 2014 года 17-я сессия МПК не состоялась. Изначально не могли определить дату её проведения по причине несоответствия рабочих графиков сопредседателей, а в итоге заседание МПК было отложено норвежской стороной на неопределенный период времени, как заявили норвежцы, «по известным причинам».

Вместе с тем, несмотря на политические факторы, значительная часть торгово-экономического сотрудничества между нашими странами сохранилась. Так, недавно в Осло завершила работу Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству, в рамках которой решается существенный спектр вопросов: от регулирования промысла рыбы до развития отношений в сфере аквакультуры. При этом итоги прошедшей 44-й сессии данной комиссии были отмечены как весьма успешные, а отношения между нашими странами в области рыболовства были названы в норвежской прессе, со ссылкой на норвежские правительственные круги, как весьма доверительные.

Что касается уровня Торгпредства – то наши сотрудники ведут интенсивные переговоры как с норвежскими государственными и общественными организациями, так и с компаниями различного уровня по продвижению проектов выхода российских производителей на норвежский рынок. Так, например, с конца лета проведено не менее 30 встреч с норвежскими деловыми кругами в рамках оказания поддержки российским ОАО «Объединённая металлургическая компания» и ООО «Центр корпоративной медицины», в декабре планируется встреча с представителями комитета по промышленной политике норвежского парламента с целью продвижения проекта ОАО «Интер РАО ЕС» по строительству новой линии электропередач, которая соединит Мурманскую область с норвежской губернией Финнмарк.

Следует особо отметить сохраняющиеся устойчивые контакты на уровне норвежских и российских регионов. В марте в ходе бизнес-миссии делегации Мурманской области в Осло её руководитель, первый заместитель Губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин при поддержке Торгпредства провёл переговоры с представителями совета губернии Ругаланд, в ходе которых обсуждались вопросы разработки соглашения о сотрудничестве Мурманской области с Ругаландом. В октябре Торгпредство обеспечило встречу делегации Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко с руководством губернии Нурланн, в ходе которой также затрагивались темы межрегионального экономического сотрудничества. В конце октября представители Торгпредства приняли участие во встрече губернаторов Мурманской и Архангельской областей с руководителями трёх северных норвежских губерний, которая состоялась в рамках празднования 70-летия освобождения Северной Норвегии от фашисткой оккупации. При этом были подписаны соглашения о сотрудничестве между Мурманской областью и норвежскими губерниями Тромс и Финнмарк.

Продолжаются контакты и на уровне бизнеса, особенно в области аквакультуры. Проекты норвежских компаний за последний год получили существенное географическое распространение по России: от Мурманска до Сахалина, и здесь необходимо, в том числе, отметить роль Торгпредства, которое на протяжении нескольких лет активно способствует развитию российско-норвежских отношений в данном направлении. В целом, в течение года не отменена ни одна из планировавшихся бизнес-миссий российских делегаций в Норвегию. Буквально недавно, 22 – 24 октября, в Осло находились представители малого бизнеса Новгородской области, которые остались очень довольны своей поездкой и уже наметили определенные планы сотрудничества с норвежцами.

Наконец, стоит отметить тот факт, что 10 – 11 декабря 2014 года в Москве пройдет 4-й Российско-Норвежский бизнес-форум, в рамках которого планируется обсуждение широчайшего спектра вопросов и проведение дискуссий     на тему активизации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Норвегией. Надеемся, что в рамках этого мероприятия также состоятся переговоры ключевых участников российско-норвежского экономического сотрудничества.

И последнее, отвечая на этот вопрос, хотелось бы отметить, что в новом бюджетном послании Правительство Норвегии пишет об отношениях с Россией следующее: «Мы хотим поддерживать уже имеющиеся хорошие контакты между нашими двумя народами и далее развивать двусторонние связи. Будет продолжено сотрудничество в областях ответственного управления ресурсами, защиты окружающей среды, рыболовства, культуры, образования и науки». За последнее время подобных официальных заявлений, да еще в таких «весомых» документах, как государственный бюджет, по нашей информации, не отмечалось ни в одной европейской стране.

- Как бизнесмены Норвегии, работающие с Россией, реагируют на введение обоюдных санкций?

- В связи с присоединением Норвегии к санкциям ЕС против России, норвежские компании, в первую очередь, не смогут поставлять услуги российской нефтегазовой отрасли и участвовать в новых российских нефтегазовых проектах. Введение Россией запрета на импорт из Норвегии продуктов питания в первую очередь коснулось норвежских предприятий аквакультуры, которые потеряли крупнейший зарубежный рынок сбыта сёмги и форели (поставки норвежской рыбы, главным образом сёмги, ранее составляли более 70 % всего норвежского экспорта в Россию).

Вместе с тем, норвежский нефтегазовый концерн «Статойл», работа которого на российских месторождениях оказалась под вопросом, не может явно отрицательно реагировать на решение о присоединении Норвегии к санкциям ЕС, так как 62 % его акций пока ещё принадлежат норвежскому правительству, к тому же у «Статойла» хватает работы и в других регионах мира. Компания «Сидрилл», предоставляющая услуги по бурению нефтяных скважин и принадлежащая норвежцу Йону Фредриксену, теряет заключённый летом с «Роснефтью» контракт стоимостью около 4,5 млрд. долларов США, а соответственно и выходит в лидеры по снижению курса акций на Фондовой бирже Осло, но она не может жаловаться на норвежские власти, так как зарегистрирована на Бермудах, а её норвежский владелец является гражданином Кипра. Тогда почему она теряет контракт? Где логика?

Крупные норвежские компании, занимающиеся аквакультурой, сразу же после введения Россией запрета на их продукцию, в неофициальных комментариях указали на возможность поставок своей продукции в РФ «обходными путями» (прежде всего, через Фарерские острова, не входящие в ЕС, и Чили), кроме того, они были готовы к перераспределению своей продукции на другие рынки, и по итогам августа текущего года им удалось сохранить свои экспортные позиции за счёт того, что в связи с потерей российского рынка и снижением цены на сёмгу, вырос спрос на этот вид рыбы в странах ЕС.

Однако, отрицательная реакция норвежских деловых кругов на санкционное противостояние Росси и Запада все-таки проявляется. На прошедшей в Осло встрече членов Норвежско-Российской торговой палаты с представителями госдепа США норвежский бизнес выразил озабоченность антироссийскими санкциями и активно интересовался вероятностью их отмены. В свою очередь руководство Норвежско-Российской торговой палаты 16 октября обратилось к своим членам с посланием, в котором говорится, что Палата «остается приверженной интересам своих членов, и от их имени призывает власти активизировать свои усилия по поиску политических решений в нынешней ситуации, с целью создания условий для отмены всех ограничительных мер».

Также взаимные санкции нашли своё отражение в достаточно маргинальных специфических сферах российско-норвежской торговли. В частности, в связи с прекращением поставок рыбы из Норвегии в Россию возникли проблемы у норвежских импортеров с закупкой российских дров, которые ранее поставлялись в Норвегию тем же транспортом, которым перевозилась в Россию рыба. В результате норвежская компания «Ксенекс Норге» заявила о намерении провести переговоры с российскими производителями дров о возможных путях выхода из сложившейся ситуации. Если не удастся найти решение этой проблемы, то норвежцы предстоящей зимой могут испытывать дефицит столь популярного у них вида топлива.

- Обращаются ли к вам представители рыбной отрасли с переговорами о возможности возобновления поставок в Россию?

- В первую очередь следует отметить, что торгпредства, в соответствии со своими функциями, не имеют права на ведение коммерческих переговоров, мы лишь можем оказывать содействие российским или норвежским компаниям по вопросам поставок, выхода на норвежский рынок и т.д.

Однако, несомненно, вопрос возобновления экспорта в Россию рыбопродукции из Норвегии возникает, особенно в рамках площадок организуемых, например, Норвежско-Российской торговой палатой (НРТП). Дело в том, что продажа морепродуктов из Норвегии в Россию составляла почти 80 % всего норвежского экспорта в нашу страну, а если говорить о стоимостном выражении, то Норвегия поставляла в Россию рыбы и морепродуктов более чем на 1 млрд. долларов США. Судя по информации, получаемой нами из других стран Европы, это одна из самых существенных сумм понесенных убытков после введения Россией ограничений на поставку продовольственных товаров из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. А ведь добыча и выращивание рыбы, переработка, логистика и т.д. – все это рабочие места для норвежцев. Поэтому тема поставок норвежской рыбы в Россию вряд ли будет закрыта в связи с переориентацией норвежского рыбного экспорта на другие рынки.

- Когда могут быть возобновлены переговоры по поводу соглашения о свободной торговле ЕАСТ с Таможенным союзом?

- К сожалению, мы не можем ответить на этот вопрос в настоящий момент. Его, скорее, необходимо адресовать в соответствующий департамент Министерства промышленности, торговли и рыболовства Норвегии и Министерству иностранных дел Норвегии. Как говорится, сейчас «шар на стороне» норвежцев».

Правительство Норвегии в одностороннем порядке, по известным причинам, приостановило ход переговоров в марте 2014 года, когда министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде лично сообщил о данном факте.

При этом следуют отметить, что директор Департамента торговой политики Министерства промышленности, торговли и рыболовства Норвегии Ян Фарберг в середине января 2014 года сообщал норвежским СМИ, что переговоры о создании зоны свободной торговли между Таможенным союзом и странами ЕАСТ могут быть положительно завершены уже в первом полугодии 2014 года.

Позиция Российской Стороны по данному вопросу однозначная: мы готовы к развитию сотрудничества. Специалисты Минэкономразвития России совместно с коллегами по Таможенному союзу активно участвуют в переговорах по созданию ЗСТ со многими странами, например, с Израилем, Вьетнамом.

По нашему мнению, если бы не политическое давление на страны ЕАСТ, особенно Норвегию, со стороны США и ЕС, переговоры были бы уже завершены, так как зона свободной торговли выгодна прежде всего странам ЕАСТ. Таможенный союз, который расширяется и преобразуется в Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС, может открыть для ЕАСТ огромные торгово-экономические перспективы.

Источник: www.rusnorge.com
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>