Порты готовы к увеличению перевалки рыбы
Заместитель министра сельского хозяйства Илья ШЕСТАКОВ внимательно следит за ситуацией, в которой ФГУП «Нацрыбресурс» пытается запретить эксплуатацию на праве аренды государственных причалов Владивостокскому морскому рыбному порту (ВМРП). Об этом сообщает Золотой Рог.
В беседе с корреспондентом «ЗР» Илья Шестаков, курирующий рыбную отрасль, заявил, что Росрыболовство не запрещало ФГУП «Рыбнацресурс» заключать договоры аренды в отношении имущества, находящегося у него на праве хозяйственного пользования. И выразил уверенность в том, что стороны найдут общий выход из ситуации и остановки работы рыбного порта не случится.
Напомним, что летом 2014 года ФГУП «Нацрыбресурс» без лишней огласки провело конкурс по выбору агента по управлению государственным имуществом. По итогам конкурса ФГУП «Нацрыбресурс» заключило агентский договор с неким ЗАО «Глобойл Терминал» из города Большой Камень, по которому все причальные сооружения в рыбных портах Приморья, Камчатки, Сахалинской и Магаданской областей передаются в ведение указанного посредника.
Почти два месяца руководство ЗАО предлагало портам самим придумать схему, согласно которой в бизнес портовиков вошли бы третьи лица. Но пока осуществить вторжение в чужой бизнес не удается, ведь ВМРП уже почти два года пытается доказать в Арбитражном суде Приморского края, что с предприятием необходимо заключить договор аренды на пользование причалами и гидротехническими сооружениями.
«Государство изначально выразило свою волю по отношению к причальным стенкам и пирсам. В плане приватизации ВМРП Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края указал, что данное имущество является стратегическим для государства, но так как оно находится в неразрывной связи с инфраструктурой порта, то оно передается ВМРП в хозяйственную деятельность на условиях аренды», - заявил в прошедшую пятницу в судебном заседании представитель ВМРП.
Кроме того, в судебном заседании были представлены проекты договоров, согласно которым Росрыболовство после окончания договора аренды в 2011 году было готово после уточнения корректировки цены и сроков вновь заключить договор аренды. И что примечательно, никаких претензий в адрес ВМРП не высказывало.
Почему сегодня политика государственной службы изменилась, тяжело сказать. Глава Росрыболовства Илья Шестаков считает, что холодильные мощности давно пора либо модернизировать, либо построить новые, так как перегрузка рыбы проходит в «ужасных» условиях. Но, каким образом создание дополнительного посредника, получающего доход от формальных обязанностей по заключению договоров, привлечет сотни миллионов рублей в модернизацию, объяснить не смог. Правда, точно указал, что нужно сделать рыбным портам, чтобы найти точки соприкосновения с ФГУП. «Если ВМРП предпримет шаги к увеличению перевалки рыбы, и мы это увидим, если займется инвестициями, то пусть и дальше работают», - заявил Илья Шестаков.
В тоже время привлечение инвестиций на фоне таких вот странных решений распорядителей государственным имуществом выглядит затруднительным, скандалы и «угрозы» лишают любую отрасль инвестиционной привлекательности. Зато позволяют руководству рыбного ФГУП вести отвлекающую риторику, создавая миф эффективно выполняющего государственные задачи предприятия.
Между тем, по данным проверки Счетной палаты РФ, использование госсобственности и средств федерального бюджета, выделенных ФГУП «Нацрыбресурс» в 2010 - 2011 годах, признано неэффективной. Так, непроизводительные расходы предприятия на содержание, обслуживание и стоянку неработающих или требующих ремонта судов составили 68,2 млн рублей.
Именно расходы предприятия вызвали у контролеров вопросы. А ведь значительная часть доходов, полученных этим коммерческим, хоть и государственным предприятием, ушла на вознаграждения, обслуживание и содержание штата «эффективных» менеджеров.
Чтобы понять разницу в эффективности рыбных управленцев, достаточно только увидеть следующие цифры. По данным, ФГУП «Росморпорт» (аналогичная структура, управляет государственными гидротехническими сооружениями, закрепленными за Минтрансом) потратило за 2002-2012 гг. на причалы Владивостокского морского торгового порта более 103 млн рублей, а «рыбный» аналог на содержание госсобственности - всего около 30 млн рублей.
Стоит отметить, что предыдущая команда эффективных распорядителей причалами уже не работает в ФГУП, но, видимо, принципы «эффективности» остались прежними, или их «модернизировали», но, наверное, не том направлении.
Иначе как объяснить, что, радея о возрождении рыбной инфраструктуры, ответственные лица заложили расходы на ремонт причалов на Дальнем Востоке в текущем году немногим более 9 млн рублей. В список попали причалы в портах г. Северо-Курильск, г. Корсаков и г. Петропавловск-Камчатский, а также портопункт г. Северо-Курильск.
«В проекте договора, который мы согласовывали с руководством Росрыболовства и ФГУП «Нацрыбресурс», сумма ежегодных арендных платежей была более 32 млн рублей. При этом она была рассчитана с привлечением независимых оценщиков», - заявил в суде представитель ВМРП.
Кстати, как и на прошлом судебном заседании, представитель ЗАО «Глобойл Терминал» не сумел прояснить свой функционал и свою роль по управлению государственным имуществом. Если в предыдущем заседании представитель ЗАО не смог подготовить отзыв на исковое заявление ВМРП, то в этот раз он не явился на судебное заседание.
А вот в ходе судебного заседания представитель управления Росимущества в Приморском крае заявил, что все проекты договоров, дающие или делегирующие права распоряжения государственным имуществом любым юридическим лицам, обязаны быть согласованы с их структурой.
К сожалению, после окончания судебного заседания представитель Росимущества отказалась ответить на вопрос «ЗР»: «Согласовывался ли агентский договор между ФГУП «Нацрыбресурс» и ЗАО «Глобойл Терминал?». А ведь в нем сказано: «Агент обязуется за вознаграждение совершать от имени и за счет ФГУП «Нацрыбресурс» юридические и иные действия, а ФГУП «Нацрыбресурс» обязуется уплатить агенту за совершение этих действий».
Возможно, представителям Росимущества стоит дать юридическую оценку ряду документов обеспечивающих право бизнесу распоряжаться государственными причалами. Ведь существует договор между ФГУП «Нацрыбресурс» и «Находкинским морским рыбным портом», на основании которого ФГУП получает от предприятия денежные средства, однако руководство «Нацрыбресурса» в Приморье отказалось предоставить его. Почему такая завеса секретности?
Между тем, даже находясь в состоянии неопределенности и давления, руководство ВМРП заявляет о том, что оно готовится к выполнению государственной задачи по обеспечению россиян рыбопродукцией. Портовики наращивают объемы перевалки рыбы и заявляют о своей готовности увеличить объемы перевалки тихоокеанской сельди, при условии, что рыбаки повезут ее российские порты.
«Мы ведем подготовку к сельдевой путине. По нашей информации, может возникнуть дефицит холодильных мощностей, так как владельцы рыбы не забирают с холодильников еще лосось. Также в холодильниках лежат кальмар, камбала и другая рыбопродукция. В среднем рыба лежит от 3 до 6 месяцев, это приводит к дефициту холодильных мощностей. Поэтому, чтобы наладить ритмичные поставки сельди в европейскую часть страны, мы усиливаем бригады докеров и будем работать по схеме «борт - вагон», - заявил генеральный директор ВМРП Александр ШЕВЧЕНКО.