Транссибу нашли конкурента
Мурманская область и Камчатский край решили дать Транссибу северный ответ, создав контейнерную линию между портами Мурманск и Петропавловск-Камчатский. По расчетам, перевозка контейнеров Северным морским путем окажется дешевле и короче, чем по Транссибу, пишет ИАА «ПортНьюс».
А мы пойдем на Север...
В Мурманской области рассматривается возможность строительства контейнерного терминала, который обслуживал бы арктическую контейнерную линию между портами Мурманск и Петропавловск-Камчатский, сообщил первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин в ходе IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Кроме того, в проекте предполагается задействовать рефрижераторные мощности мурманского рыбного терминала, который может принимать рыбу, поставляемую с Дальнего Востока.
По приведенным представителем Мурманской области подсчетам, на маршруте перевозки Москва-Мурманск-Владивосток стоимость доставки TEU составит $2081 против $4431 по Транссибу, при этом время доставки сократится на 5 дней.
Расстояние перевозки для маршрута Москва-Владивосток-Петропавловск составит для варианта движения через Транссиб 6342 км (в том числе 1322 км морем и 5020 км железной дорогой), а при движении Северным морским путем по маршруту Москва-Мурманск-Петропавловск - 5385 км (в том числе 4325 км морем и 1060 км железной дорогой).
По маршруту Шанхай-Петропавловск-Мурманск-Роттердам расстояние составит 8079 км по Северному морскому пути, а с теми же конечными точками, но через Суэцкий канал - 10521 км.
Правда, на дальних железнодорожных подходах к Мурманску имеются «узкие места», ограничивающие возможности по росту грузопотока. Однако в планах РЖД - увеличить пропускную способность железной дороги на Мурманск на 6 млн тонн в год к 2018 году.
В остальном преимущества порта Мурманск очевидны: это незамерзающий арктический порт, расположенный в городе с развитой инфраструктурой и имеющий сравнительно небольшое «транспортное плечо» с основными центрами потребления в европейской части России и Европе.
По словам вице-губернатора, к проекту выказывают интерес компании из Китая и Японии, однако ждать прихода иностранных судовладельцев не стоит и обслуживание арктической контейнерной линии целесообразно предоставить отечественному оператору.
По его словам, экспериментальный рейс в 2016 году может совершить восстановленный лихтеровоз «Севморпуть», ФГУП «Атомфлот» положительно относится к данному предложению. Впоследствии на линию предполагается поставить контейнеровозы ледового класса.
Как ранее предполагал советник губернатора Камчатского края Николай Пегин, на такой линии могли бы работать три контейнеровоза ледового класса Arc7. Стоимость каждого из них представитель края оценил в $120 млн.
При этом портом-хабом для распределения контейнерных грузов, идущих через Севморпуть, на востоке может стать порт Петропавловск-Камчатский. Для этого необходимо провести комплексную реконструкцию и сейсмоусиление 2 тыс. м причалов, расширить территорию порта до 53 га, построить новый морской вокзал. В случае реализации данного проекта, грузооборот порта может возрасти до 8 млн тонн в год и выше. Среди преимуществ порта Пегин выделил наличие удобной бухты с глубинами до 26 м, а также возможность обеспечивать бункеровку топливом и другими припасами.
Таким образом, Северный морской путь может стать определенной альтернативой как Транссибу, так и Суэцкому каналу в контейнерных перевозках. Более того, он поможет «избавить» Транссиб от излишнего грузопотока, ведь пропускных способностей этой железнодорожной магистрали будет недостаточно для всех заявленных объемов грузов (в основном угля) даже по завершении инвестпрограммы ее модернизации.
В то же время нельзя забывать, что перевозки по Северному морскому пути остаются достаточно экзотическими из-за сложных климатических условий. Так, по высказанному в ходе Форума мнению руководителя Росгидромета Александра Фролова, радикального потепления в Арктике не ожидается, однако этот процесс будет идти постепенно и сопровождаться такими опасными явлениями, как усиление сжатия льдов, рост опасности от айсбергов и разрыхление берегов.
Отметим, что с идеей о создании арктической контейнерной линии ранее в ходе III Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге выступал независимый эксперт в сфере грузоперевозок Дмитрий Филоненко, по мнению которого такая линия на первом этапе могла бы арендовать флот, обладать собственным контейнерным парком с депо в Пусане (Южная Корея), предоставляя фрахт, агентские услуги и услуги по предоставлению контейнерного парка. Впоследствии, как предполагал Филоненко, такая линия могла бы стать судовладельцем, заказывая новые суда.