Сайровый промысел-2014: много рыбы и успешная организация
Вылов на сайровой путине стал максимальным за последние пять лет. На конец ноября российские рыбаки освоили 71 тыс. тонн. Это примерно на 20 тыс. тонн больше, чем было выловлено в прошлом году. Количество добывающих судов на промысле оставалось в пределах 50 единиц, что соответствует уровню прошлого года. Об этом сообщает ТИНРО-Центр.
Одной из причин роста уловов ученые называют большие заходы сайры в российские воды. «Несмотря на схожесть гидрологической обстановки на путине с прошлогодней, заходы рыбы в российские воды были более масштабными», – сообщил руководитель группы научно-информационного обеспечения сайровой экспедиции Дмитрий Антоненко.
Сайровая путина остается по-прежнему самой сложной на Дальневосточном бассейне, поскольку ее успех зависит от множества факторов, в том числе природных. Гидрологические условия, различные каждый год, во многом определяют места формирования скоплений сайры. Отсутствие постоянных районов ее концентраций создает необходимость в поисковых работах. Промысел сайры почти невозможно вести даже при ветре 15 м/с, в то время как через Южно-Курильский район проходит значительная часть циклонов в северной части Тихого океана. Шторма не только не дают судам вести промысел, но и рассеивают косяки сайры, в связи с чем опять возникает необходимость поисковых работ. Кроме того, даже при обнаружении скоплений сайра не всегда реагирует на свет, что делает важным дальнейшее изучение ее биологии.
География научного сопровождения путины расширилась
На этот раз впервые за три последних года на промысле отсутствовало поисковое судно, обычно это было НИС «Владимир Сафонов». Однако большую роль сыграло наличие научного наблюдателя на специализированном судне «Ника-101», что позволило ученым получать ценную информацию о путях нагульных миграций и районах формирования промысловых скоплений сайры. Благодаря организованной работе рыбаков и ученых удавалось быстро находить промысловые скопления сайры и наводить на них добывающий флот.
Научная группа ТИНРО-Центра работала на плавбазе «Всеволод Сибирцев», принадлежащей «Южморрыбфлоту», и на СТР «Профессор Леванидов». «В период прохождения путины мы проводили ежедневные капитанские часы, где собиралась оперативная информация по позициям добывающих судов и вылову за прошедшую ночь, эта информация крайне важна для капитанов добывающих судов», – рассказал Дмитрий Антоненко. Кроме того, вечером проходили промсоветы, где обычно давался подробный прогноз погоды на ближайшие двое суток, а также обсуждались организационные моменты по путине, которые обычно удавалось оперативно решить. Мы готовили ежедневные промысловые планшеты с информацией о позициях судов и вылове за сутки и таблицы итогов лова, которые рассылались всем заинтересованным сторонам». По словам специалиста, в этом году впервые путина прошла без конфликтных ситуаций с японскими сайроловами, работающими в российских водах. В прошлые годы довольно часто отечественные рыбаки жаловались на нарушения правил рыболовства японцами, однако в эту путину таких обращений не было.
Специализированные под промысел сайры и кальмара суда под российским флагом добывали сайру с июня в открытых водах СЗТО, начиная примерно от 164º в.д. и впоследствии перемещаясь на северо-запад. В Южно-Курильском районе отечественные рыбаки начали работать с середины августа в заливе Касатка (остров Итуруп). В первую декаду сентября удалось найти скопления крупной сайры на северо-востоке (примерно в сутках перехода от Итурупа), и большая часть добывающего флота вместе с приемными судами переместилась в район с координатами 44º30´ с.ш. 154º00´ в.д. Суда, сдающие уловы на Шикотан, нашли промысловые скопления на океаническом фронте, восточнее острова. По словам ученого, наиболее интенсивный вылов наблюдался в конце сентября-начале октября, в этот период иногда оказывались перегружены суда-приемщики и приемные мощности островных комбинатов. Уловы на судно порой достигали 100-120 тонн на судостутки.
Во второй половине октября погодные условия ухудшились, интенсивность добычи снизилась. В конце октября-начале ноября синоптическая обстановка стабилизировалась, интенсивная добыча возобновилась. Ученые предупредили рыбаков о возможной задержке подходов свежих скоплений сайры из открытых вод СЗТО примерно на две недели, но уже к середине ноября большая часть флота завершила добычу и переключилась на другие объекты промысла. До конца ноября еще работала группа специализированных судов под флагом РФ. Промысел сайры российским флотом в 2014 году завершился 30 ноября.
Доля крупноразмерной сайры в уловах в эту путину была намного выше, чем в 2013 году. Объем вылова превысил прошлогодний показатель на 20 тыс. тонн, причем количество судов было сопоставимо с 2013 годом. Специалисты отмечают, что в последнее время рыбаки стали с большим доверием относиться к передаваемой учеными информации и гораздо чаще обращались к науке за рекомендациями. Кроме того, ряд компаний охотно сотрудничали в плане работы с научными наблюдателями, их транспортировки и т.д. ТИНРО-Центр выражает особую благодарность за сотрудничество руководству «Южморрыбфлота», Сахалинской сайровой компании и ‹‹Дальморепродукта››.
Ученые готовятся к рыбалке-2015
На следующий год ученые рекомендуют к вылову в Южно-Курильской зоне 180 тыс. тонн сайры, из них российским пользователям – 123 тыс. тонн. В 2015 году, вероятнее всего, не будет участвовать в путине СТМ «Профессор Леванидов», на котором в последние годы работали научные наблюдатели. Береговую группу расширят, кроме того, научные наблюдатели будут находиться на специализированном судне ССК.
Согласно существующей договоренности японские ученые передадут российским коллегам некоторые материалы весенней съемки в СЗТО. Летом 2015 года ТИНРО-Центр проведет комплексные исследования в северо-западной части Тихого океана, что позволит ученым получить данные для прогноза подходов сайры и путей ее миграции. Кроме того, судно ССК с научным наблюдателем на борту будет работать в открытых водах уже с июня, как и в нынешнем году, что также в значительной мере поможет специалистам разработать рекомендации для предстоящей путины.