Российскому рынку мешают развиваться зависимость от импорта и низкое качество рыбопереработки
Эксперты Roland Berger Strategy Consultants (международная компания, занимающаяся управленческим консалтингом) считают, что потенциал российского рынка сдерживает слабый сектор рыбопереработки и зачаточное состояние индустрии аквакультуры. Об этом говорится в последнем обзоре аналитиков компании, данные из которого приводит Undercurrent News.
Рыболовная промышленность РФ содержит в себе огромный потенциал как в отношении спроса, так и в отношении предложения (ресурсов), уверены консультанты Roland Berger Strategy. Тем не менее, сегодня этот потенциал не используется в полной мере. Его успешное развитие в долгосрочной перспективе будет зависеть от согласованности и преобразований государственной политики, а также от актуальных стратегических решений участников рынка.
Авторы обзора считают, что продуктовое эмбарго стало серьезным испытанием, с которым России до сих пор справиться не удалось - заводы по переработке рыбопродукции лишились сырья, несколько из них временно закрылись, предприятия общественного питания были вынуждены пересмотреть свои меню и цепочки поставок.
Внутренний рынок рыбопродукции представляет большой потенциал для России - в 2013 году его размер составил 3,6 миллиона тонн в сыром весе, за последние семь лет прирост достиг 35%. Увеличение платежеспособности и перемены в предпочтениях потребителей, отражающие тренды здорового питания, также играют свою роль. А соседство России с ЕС - крупнейшим импортером рыбной продукции в мире - означает наличие экспортного потенциала.
Слабый сектор рыбопереработки
Импорт в настоящее время составляет 39% от объемов потребления рыбы в России или 60% в сыром весе.
Большая доля импортных поставок в 2013 году пришлась на лосось и сельдь - 21% и 13%, или 214 000 тонн и 129 000 тонн в весовом отношении, соответственно. В то же время внутренний промысел этих видов достиг 430 000 и 476 000 тонн, из которых 40% и 72% в 2013 году были экспортированы за рубеж.
Roland Berger называет низкие темпы развития российского сектора аквакультуры в качестве одной из главных причин импортозависимости рынка РФ. В 2005 году российская промышленность столкнулась с проблемой удовлетворения сырьевых потребностей. «Балтийский Берег» и «Русское море» - две крупнейшие рыбоперерабатывающие компании, пытались покорить этот сегмент, но объемы выращиваемого на фермах лосося в стране до сих пор слишком малы, чтобы удовлетворить внутренний спрос, в 2012 году, например, они составили только 34 000 тонн, поясняют эксперты.
Рыбоперерабатывающие предприятия, вероятно, будут готовы поставлять к 2020 году до 130 000 тонн продукции, если им обеспечить благоприятную экономическую и регуляторную среду. В настоящее время развитие аквакультуры в России сдерживается из-за отсутствия надлежащей законодательной базы и высоких производственных затрат, которых требует отрасль, и которые лишь немногие игроки могут позволить себе обходиться без государственной поддержки.
Еще одной причиной импортозависимости России является то, что ее основные промысловые зоны сельди и лосося сосредоточены на Дальнем Востоке. Учитывая проблемы с логистикой и высокие затраты на доставку по стране, продукцию этого региона более выгодно продавать на экспорт, чем оставлять на «домашнем» рынке.
С другой стороны, китайские и южнокорейские импортеры предлагают хорошие цены на экспортное сырье, часто для того, чтобы переработать его на своих заводах, а затем перепродать полученную продукцию в Европу.
Необходима стабильность правительства
Уровень развития в России рыбоперерабатывающей промышленности не в состоянии удовлетворить потребности стран ЕС. Более 90% рыбы, экспортируемой из РФ, является продукцией первичной обработки, или замороженной б/г. Она не особенно востребована в Европе и составляет максимум 30% ее импорта. Вместо этого ЕС ориентируется на рыбу, обработанную в Китае, Норвегии и Исландии. Таким образом, за счет продажи сырья в Азию, Россия отказывается от большей прибыли.
«Прогноз по модернизации мощностей прибрежной обработки зависит среди прочего от последовательности регуляторной политики, - считают эксперты Roland Berger. - Но, к сожалению, рынок не показывает положительную динамику в этом направлении».
В 2013 году правительство России издало указ относительно обработки и перегрузки заготовленной рыбы на борту промысловых судов, добавив треску и пикшу в список водных биологических ресурсов, разрешенных для такой процедуры, и буквально оставив прибрежные перерабатывающие заводы без сырья - в среднем дефицит сырой рыбы на них достиг около 50%.
Roland Berger проанализировала ряд бизнес-моделей, и различные подходы к решению некоторых из ключевых вопросов индустрии российского рыболовства — например, должна ли Россия сосредоточиться на развитии хозяйств аквакультуры, или оптимизировать переработку дикого улова?
Каков ее оптимальный маршрут в рыночной стратегии, должна ли она сосредоточиться на одном рынке или работать в глобальной системе, стараясь охватить как можно больше направлений?
Консультанты рекомендуют развивать сектор аквакультуры, чтобы уменьшить волатильность поставок сырья; обеспечить более глубокую переработку продукции с целью увеличить обороты торговли и объмы поставок; внедрять новые технологии для повышения производительности; развивать дистрибуцию, чтобы обеспечить стабильную цепочку поставок; улучшать позиционирование и продвижение рыбной продукции на российском рынке. Все это в идеальном варианте, конечно.
Перечисленные задачи требуют также государственной поддержки - например «создания обширной правовой базы для регулирования и содействия предприятиям аквакультуры», обеспечения большей прозрачности в сфере контроля импорта и экспорта, в том числе за счет деятельности Россельхознадзора, который должен снижать риски недобросовестной конкуренции.