Новации Росрыболовства расходятся с практикой промысла
Немало было поручений Президента и Правительства по части рыбохозяйственного комплекса, сроки исполнения которых, давно уже просрочены. В декабре минувшего года заседание Рабочей группы по совершенствованию отраслевого законодательства под руководством Первого заместителя Министра сельского хозяйства Игоря Манылова было перенесено на 2015 год. К настоящему времени уже поступили отзывы и предложения от рыбацких ассоциаций и союзов. FishNet.ru публикует аналитический обзор поступивших материалов.
Предложенные Росрыболовством изменения проанализировали и оценили в рыбацком сообществе. Практически во всех материалах красной линией проходит несовместимость предложенных Росрыболовством новаций со сложившейся практикой промысла.
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья считает, что помимо увеличения срока закрепления долей квот и процента их освоения, следует увеличить и допустимый срок недоосвоения квот до 4-х лет подряд. Росрыболовство предложило лишь 2 года. Приморские рыбаки считают, что двухлетний период не в полной мере учитывает реальную промысловую обстановку, он не достаточен для качественного мониторинга.
Рыбаки приводят в пример недавнюю ситуацию с промыслом минтая в подзоне Приморье в 2012-2013 годах, когда выход на нерест приморского минтая был настолько стремительным и кратковременным, что эффективный лов его велся не более двух недель. В результате ряд пользователей не смогли освоить имеющиеся квоты. А на выработку новой тактики и техники промысла необходимо, как правило, не менее 2-3-х лет.
Ограничение в федеральном законодательстве прибрежного рыболовства размерением флота в Ассоциации тоже считают нецелесообразным, так как специфика прибрежного рыболовства в различных районах территориальных вод нашей страны существенно различается. В связи с чем, Ассоциация отмечает, что требования к размерам судов должны устанавливаться Правилами рыболовства и иными нормативными документами, применительно к конкретному району, объекту и виду лова.
Следует обратить внимание, что практика промысла в Приморском крае показывает, что малотоннажные суда используются, преимущественно в Заливе Петра Великого, который относится к внутренним морским водам Российской Федерации. В территориальном море, прилегающем к побережью Приморья, где допустим только прибрежный лов, эффективно работать могут только среднетоннажные суда. Причиной этого является крутой свал глубин (достигающий в отдельных местах 800-1000 метров) и сильные течения с севера на юг вдоль материкового побережья.
Кроме того, отдельные объекты, прибрежный промысел которых успешно ведётся в подзоне Приморье, в частности – креветки, требуют незамедлительной термической обработки улова в течение 15-30 минут после его поднятия на борт. В этом виде лова наиболее эффективен среднетоннажный флот (СРТМ, СТР, КЛС и подобные по размерениям суда).
Аналогичная ситуация складывается и в других районах промысла. В частности, при промысле терпугов и кальмаров в прибрежной зоне Северных Курил, где даже среднетоннажному флоту сложно вести промысел, а использование малотоннажных судов и вовсе не возможно.
Предложенные Росрыболовством поправки рассмотрели в Союзе Рыбопромышленников Севера. Мнения практически совпали. Срок по недоосвоению квот предлагается ограничить – тремя годами, предусмотрев в качестве исключения - возникновение неблагоприятной промысловой обстановки, в результате которой российская квота в течение года на данном объекте реализуется на 70% и менее.
Норму, предусматривающую распределение прибрежных квот между прибрежными субъектами РФ в «преимущественном порядке» рыбаки предлагают исключить. А ограничения по длине судна и орудиям лова и другие технические меры регулирования устанавливать в рамках бассейновых правил рыболовства с учетом специфики каждого региона. Право определять в каком виде осуществляется доставка уловов по прибрежным квотам предоставить органам власти субъекта исходя из потребностей региона.
Есть у рыбаков и мнение в отношении запрета промысла не растаможенными судами: « - Законодательство в таможенной сфере сформулировано в таможенном Кодексе таможенного Союза и не может являться объектом регулирования Закона о рыболовстве, поскольку факт отсутствия таможенного оформления не создает неблагоприятных последствий либо угрозы их наступления для рационального использования и сохранения водных биоресурсов», - считают в объединении.
Свою оценку предлагаемым нововведениям дали и хабаровчане. По мнению Председателя Комитета рыбного хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края Сергея Рябченко, ограничение длины судов 36 метрами, используемых в прибрежном рыболовстве станет дополнительным необоснованным барьером, что приведёт к снижению ежегодных объёмов добычи водных биоресурсов, а то и вовсе к прекращению прибрежного рыболовства в ряде регионов Дальнего Востока, в том числе и в Хабаровском крае.
Для Хабаровского края данная норма не приемлема. Предприятия края в основном используют в прибрежном промысле суда длиной от 45 до 55 метров. Запасы многих видов водных биоресурсов, промысел которых осуществляется в режиме прибрежного рыболовства, находятся на значительном удалении от ближайших портов. Кроме того, в силу технологии добычи и природно-климатических условий установление ограничения длины судов экономически нецелесообразно в отношении ряда объектов промысла.
Для Хабаровского края не приемлемым оказалось и предложение - вести прибрежный промысел сельди в Охотском море с использованием рыбопромыслового участка. По мнению хабаровчан, такое нововведение – это излишний административный барьер, который приведёт к недоосвоению пользователями выделенных объёмов.
Практика свидетельствует, что в последние годы в Охотском море период промысла прибрежной (нерестовой) сельди отличался сложной ледовой обстановкой. Предприятия не могли выставлять ставные невода и осваивать выделенные объёмы (порядка 20 тыс. тонн ежегодно). Рыбаки были вынуждены вести промысел в устьях рек. Минсельхоз внёс изменения в ранее утверждённые ОДУ водных биоресурсов на 2014 год, благодаря чему рыбопромышленники получили возможность добывать тихоокеанскую сельдь в лиманах и эстуариях рек Охотского муниципального района Хабаровского края. В результате принятых мер степень освоения сельди в весенне-летний период составила более 60%, при том, что в предыдущие годы не осваивалась и половина выделенных квот. К тому же, не всегда скопления сельди находятся в границах рыбопромыслового участка.
Нецелесообразно, по мнению хабаровчан, и исключение перегрузки уловов при осуществлении прибрежного рыболовства, что приведёт к необоснованному повышению затрат, а также скажется на качестве произведённой продукции. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне исторически уже сложилась практика переработки прибрежных уловов не только на берегу, но и на судах, по причине удалённости районов промысла от населённых пунктов, а также в связи с плохо развитой береговой инфраструктурой. В связи с чем, 7-9 лет назад предприятия Края провели модернизацию своего флота, установив на судах современное перерабатывающее оборудование. Сегодня – это современные мини-плавзаводы, выпускающие высокотехнологичную крабовую и другую продукцию.
К тому же, совсем недавно были приняты альтернативные поправки в № 166-ФЗ, предусматривающие возможность введения или отмены Правительством РФ запрета перегрузов уловов в отношении конкретных видов ВБР и районов промысла по предложениям регионов.
Не станет эффективным средством в борьбе с «квотными рантье», по мнению хабаровчан, и основная новелла Росрыболовства - освоение промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в объёме не менее 70% в течение 2-х лет подряд на собственных либо по договорам лизинга судах. Этому также есть ряд причин из промысловой практики, таких как промысловая обстановка, наличие на определённый момент времени необходимого объёма того или иного ресурса для полной загрузки судна, необходимое оснащение и техническое состояние судов и пр.
Председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба») Вячеслав Зиланов направил в Минсельхоз обращение, в котором выразил несогласие с рядом формулировок итогового протокола совещания экспертов Рабочей группы Минсельхоза от 17 ноября 2014 г. В частности – о концептуальном одобрении участниками совещания положений, предложенного Росрыболовством законопроекта.
Эксперт обратил внимание на попытку переложить подготовку финансово-экономического обоснования предложенных Росрыболовством законодательных нововведений на ВАРПЭ и рыбохозяйственные объединения. « - Совещание предложило и поддержало, чтобы эту работу выполнили инициаторы законодательных нововведений – Росрыболовство», - говорится в обращении.
Предложения и замечания к подготовленным Росрыболовством поправкам направил в Минсельхоз и Председатель Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Александр Фомин. Напомним, что ВАРПЭ представляет интересы более 70% всех рыбодобывающих российских предприятий.
« - Предприятия РХК высказывают категорическое несогласие с предложенной идеологией прибрежного рыболовства. В частности – неприемлемы ограничения по размерности судна (до 36 метров), исключение операций по перегрузу с судна на судно, преимущественный характер выделения квот для прибрежного рыболовства», - говорится в письме.
ВАРПЭ предлагает подробно прописать перечень возможных исключений по предложенному обязательству освоения не менее 70% квот в течение 2-х лет подряд: обстоятельства форс-мажора, не подтверждение практическим выловом научных прогнозов ОДУ и установленных квот у 51% пользователей и другие.
По мнению ВАРПЭ, попытка запрета аренды флота может привести к недоиспользованию выделенных объёмов, к недолову, что вступает в противоречие с попытками инициаторов поправок простимулировать более полное освоение квот. Кроме того, запрет аренды флота некорректен с точки зрения Гражданского кодекса РФ.
Ассоциация отмечает некорректность попытки отрегулировать порядок образования рыбопромысловых участков посредством перечня видов ВБР, для промысла которых эти участки будут образовывать. Промысловая обстановка изменчива и такая узкая специализация РПУ будет требовать постоянных изменений законодательства.
ВАРПЭ предлагает ввести новые статьи о необходимых корректировках в Налоговый Кодекс РФ и Таможенный Кодекс РФ, посвящённые проведению таможенной амнистии находящихся в использовании «незаходных судов». Вводить запрет на использование «неочищенных» в таможенном отношении судов в отрыве от норм амнистии, по мнению ВАРПЭ, нельзя. Базовую статью 20 о прибрежном рыболовстве в № 166 – ФЗ рыбаки настаивают оставить без изменений.