Россия не Норвегия
Российская реальность прибрежного промысла на Северном бассейне. Баренцево море, одно из самых агрессивных по ветровому волнению в мире, лежит на пути холодных североатлантических и обширных арктических циклонов. Статистика аварийности на Северном рыбохозяйственном бассейне с 2007 по 2014 год показала, что малотоннажный прибрежный флот стабильно лидирует в сводках аварийных происшествий. Основными видами аварийных случаев являются намотки трала на винт с потерей управляемости судна, повреждения винто - рулевого комплекса, отказ работы головного двигателя, посадка судна на мель. В последние 10 лет малотоннажные промысловые суда сформировали здесь группу повышенного риска при осуществлении производственной деятельности в море.
В Баренцевом море в осенне-зимний период волнение достигает экстремальных значений. 30% времени календарного года здесь штормовая погода, пик которой приходится на февраль-март. Порой высота волны превышает 11 метров, а скорость ветра доходит до 35 м/с. Обледенение судна с ноября по апрель - обычная практика. Средняя годовая температура поверхностного слоя воды чуть выше нуля.
Прошло то время, когда в конце 90-х рыбаки работали в 12 мильной зоне на траулерах-малышах. Траловый лов в 12-мильной зоне уже давно запрещён. «Тресковая прибрежка» ушла в 200 - мильную зону. Согласно требованиям безопасности мореплавания, ещё с Советских времён приказом Минрыбхоза СССР от 20.06. 1978 г. № 260 работа малого флота на Северном бассейне строго регламентирована.
Переходы судов вместимостью менее 600 брутто регистровых тонн из порта на промысел и обратно в осенне-зимний период разрешены только группами от 2-х до 8-ми единиц либо в сопровождении судов вместимостью более 600 бр. рег. тонн. Флоту, не оснащённому средствами и инструментами для борьбы с обледенением, выход в море запрещён.
По Баренцеву морю севернее параллели 71 градус северной широты и восточнее меридиана 42 градуса восточной долготы с 1 декабря по 1 апреля действует запрет на плавание сейнеров типа РС-300, СО-300, МРТК и др. меньшего тоннажа и мощности. Приёмно-транспортным судам мощностью 160 и 140 кВт (220 и 150 л. с.), кроме этого, запрещается плавание в Чешской губе и у о. Колгуев с 16 октября до открытия навигации.
« - Как в таких условиях малотоннажные суда частных собственников, работая в морях арктической зоны, могут обеспечить продовольственную безопасность страны, загружая береговые рыбофабрики свежей и охлаждённой рыбой? Если, конечно, не подвергать опасности жизни российских рыбаков», - задаёт вопрос Межрегиональная Ассоциация прибрежного рыболовства Северного бассейна.
Напомним, что Росрыболовство предложило на обсуждение новую концепцию прибрежки, где одним из основных механизмов регулирования является ограничение по длине судна. Вначале предлагалось установить - не более 24 метров, в последней редакции – 36 метров.
« - Баренцево море – это не Балтика и не Каспий. Эксплуатация лёгких «коротышей» со слабой энергетической установкой зимой в шторма в условиях обледенения – это смерть. Вопрос о технических характеристиках судна должен сводиться не к ограничению его максимальной длины, а к установлению его минимальных характеристик в целях обеспечения безопасности мореплавания. Такими основными характеристиками являются:
- длина между перпендикулярами - не менее 50 м;
- мощность главного двигателя – не менее 1000 л.с.;
- водоизмещение – не менее 600 брутто регистровых тонн.
Так работали десятилетиями на Северном бассейне. Безопасность мореплавания и сохранение жизни людей на море – это не предмет для экспериментов», - считают в рыбацком сообществе.
В последнее время часто делаются попытки перенести стандарты норвежской модели на российские реалии с заполярной прибрежкой, условия которой отличаются от Норвегии кардинальным образом. Что же представляет собой норвежская реальность?
Побережье Скандинавского полуострова изрезано узкими извилистыми незамерзающими заливами с крутыми скалистыми берегами. 94 основных глубоководных фьорда и ещё 109, ответвлённых от основных. Эти удобные для рыболовства согретые Гольфстримом акватории надёжно защищены от холодных северо-западных ветров, дующих со стороны Северной Атлантики. В этих краях нет ледяных северо-восточных арктических ветров.
На крутых берегах укромных гаваней уютно разместились десятки приморских городов, сотни деревушек и домов потомственных норвежских рыбаков, большинство из которых ловят треску и пикшу, используя семейные лодки, стоящие прямо под окнами собственного дома. Судовладелец – обычно это капитан своего судна и акционер кампании. Выходят рыбаки утром ловить рыбу в своём фьорде, а к ужину возвращаются домой. Кроме этого, они занимаются сельским хозяйством, пасут овец у себя на фермах. Некоторые обслуживают многочисленные садки для выращивания атлантического лосося.
Из общего количества палубных судов (примерно 6,5 тыс. единиц) около 90% - это мелкие и малые суда длиной до 30 метров. Как правило, из них в активном промысле участвуют примерно 1/3. Такой флот осуществляет добычу рыбы с помощью пассивных орудий лова – ставных сетей, удочек и ярусов. Суда длиной более 30 метров составляют в структуре флота порядка 10%.
Ранее в Норвегии существовали ограничения по длине рыболовных судов прибрежного лова. Но время и рынок берут своё. Сейчас для некоторых групп ограничения по длине уже сняты. Вместо них введены ограничения по объёму грузовых трюмов и тоннажу (300 куб. м. и 500 брт для судов прибрежного лова, ведущих промысел пелагических видов). Это значительно облегчило жизнь рыбакам, позволив строить наиболее современные и экономичные суда для прибрежного лова.
Каковы же выводы экспертов?
Не следует слепо копировать образ скандинавской «прибрежки фьордов», на глазок предлагая 24 или 36 - метровые суда для российской части Баренцева моря. У нас не так как у них. У нас нет укрытий, с Арктики постоянно дует «холодный ветерок». Всего десяток населённых пунктов, разбросанных на тысячу километров. Государственная граница. НАТО в 230 км. от Мурманска. Трудно представить себе несколько сотен рыбацких лодок свободно шныряющих как в Норвегии вдоль арктической границы Российской Федерации. Нет, это не про нас. Скандинавская версия «прибрежки фьордов» уж совсем не похожа на нашу отраслевую реальность Северного бассейна. Вопрос «про метры» надо снять с повестки дня.
« - Само понятие «прибрежное рыболовство» достойно большего осмысления и понимания. Российский берег, максимальное российское производство добавленной стоимости – вот эти процессы необходимо формулировать в законодательстве. А в спешке как это происходит сегодня, «метровым гвоздём» можно лишь приколотить к государственной бумаге российское рыболовное судостроение, деформируя его на десятилетия вперёд.
Рыболовное судно должно быть максимально безопасным, эффективным, экономичным, соответствовать требованиям правил рыболовства, требованиям качества рыбной продукции, а также удовлетворять требования классификационного общества. Кроме этого, очень существенным для современного прибрежного рыболовного судна является технологическая совместимость использования различных орудий лова и его эксплуатационные возможности: работать как с берегом, так и с плавбазой в море. Это всё у нас впереди, и жизнь заставит заниматься этими вопросами», - резюмировали северяне.
Ситуацию, сложившуюся в прибрежном рыболовстве Мурманска изложила в своём обращении Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана. Береговому перерабатывающему комплексу Мурманской области в год необходимо не менее 70 - 80 тысяч тонн охлаждённой рыбы первичной обработки. В пересчёте на средний коэффициент разделки тресковых видов рыб, эта цифра выливается почти в 120 тысяч тонн. На сей момент вся квота прибрежного рыболовства на Северном бассейне не составляет и половины от этого. В зоне ответственности Мурманского морского порта функционируют порядка 50 прибрежных судов « свежьевиков», 36 из которых находятся на активном помысле, 14 – из-за недостатка ресурсов не используются по назначению.
Обращая внимание на непростую ситуацию по обеспечению продовольственного импортозамещения и наличие мощностей береговой рыбопереработки в Северо-западном округе, в первую очередь Мурманской области, Ассоциация просит определить расчётную долю прибрежных квот на добычу (вылов) ВБР по Северному бассейну в суммарном объёме не менее 20-30% от национальной квоты Российской Федерации.
По мнению объединения, социально-экономическая значимость прибрежной рыбохозяйственной деятельности для населения России имеет стратегическое значение. Один рыбак – прибрежник обеспечивает работой 7-10 человек. Быть может из-за более выгодного состава ВБР (треска, пикша и др.) в прибрежном промысле, но эффективность бюджетной отдачи прибрежного рыболовства в регионе показывает прирост.
« - Немаловажным является и развитие устойчивого семейного быта, уклада рыбаков, воспитание подрастающего поколения. Всё это положительно влияет на социальную, демографическую ситуацию в стране. Прибрежные рыбаки чаще бывают на берегу, промысловые рейсы у них короткие (до 7 суток). Они больше привязаны к берегу», - аргументируют свою позицию мурманчане.
Цены на рыбу ползут вверх, потому что девальвируется рубль. Смысл везти сюда - если туда продать дороже? На сегодняшний день единственное обязательство по поставкам на Россию - это прибрежная квота. Для Севера она - 3% от ОДУ. Может такой объем рыбы повлиять позитивно на снижение цен - нет. Есть элементарные законы спроса и предложения.
Не знаю на счет ОСК, у меня вообще большие сомнения что они могут вообще что то построить, глядя сколько денег заливается в эту черную дыру и их отдачу. Смотрю на 35-й завод, принадлежащий ОСК, в Мурманске - ужос.
В статье указаны 2 ассоциации - одна прибрежников ( реальных) - они уже 20 лет ловят охлажденщиками и никаких проблем - нет. Вторая Межрегиональная Ассоциация прибрежного рыболовства Северного бассейна - новая, призванная защитить позицию флотов имеющих океаническую и прибрежную квоту в качестве бонуса ( океанисты скупали прибрежников последние годы) . Те да будут утверждать что ловить рыбу небольшими судами на Мурмане - нереально, тут не Норвегия и еще кучу аргументов приведут.
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Владислав, осознание проблемы уже наступило. В частности, созданы единые научные центры в судостроении и авиастроении. Также создаются инжиниринговые центры для реализации научных разработок.
2. Обязательство доставки на берег вроде как чётко прописано в 166 ФЗ. Вопрос только увеличат ли прибрежную квоту?
3. И к тому же, Вы сами лично считаете - можно выходить в море на малых судах в тех районах о которых написано?
М0494(Градиент-2)
10.01.15
7014N
3259Е
М0494(Градиент-2)
11.01.15
6857N
3302Е
М0522(Нимб)
10.01.15
7025N
3225Е
МК0422(Хафнарей)
10.01.15
7052N
3801Е
МК0432(Ирвас)
10.01.15
7050N
3805Е
М0491(Гайдук)
10.01.15
7027N
3443Е из них только 3 МРТК - первые, остальные 2 -иномарки и Лаукува, более мощные и с меньшими ограничения по районам промысла.
Я не защищаю поправки, а просто говорю, что то, как подносится информация экспертами- типа если сделать так, то промысел встанет, необъективно.
Продолжая тему - Россия не Норвегия, и как Александр Макаров подчеркнул - не Исландия, я бы сфокусировал так: город Мурманск, как Исландия по численности населения, примерно около 300 тыс. человек...
Остально все по разному, и наверное по отдаленности от материков, не в пользу островной Исландии...
Но, посмотрите многочисленные публикации на ресурсе ФИШНЕТ или через исландские интернет-ресурсы о ситуации в рыбной промышленности Исландии.
Прогресс на лицо... По крайней мере, как говорится, со стороны это видно хорошо.
Можно, было бы коснуться темы исландских технологий, к которым подталкивал Александр, но, наверное это не та площадка, здесь ключевые слова: интересы, законы, ассоциации, кластеры, размеры судов, океанисты, прибрежники (реальные и не реальные), и т.д. На мой взгляд, теплее к истине подчеркнул "Вий", это об регистрации компании на территории субъекта, хоть и это тоже формальность, но она ближе к смыслу жизни - жизни на Земле. Мы, рыбопромышленники, постоянно делим рыбу, создавая все новые и новые инструменты для этого, а "Териберка" разрушается, красивейшее место подаренное природой... Я первый раз был там в июне 1981 года, в качестве матроса-практиканта на сейнере РС-0116 "Венера", сдавали "охлажденку" и последний, в сентябре прошлого года, хороший контраст... А про исландские технологии, позже прокомментирую на этой новости: www.fishnet.ru/news/company/45…
С уважением и наилучшими пожеланиями, Александр Николаев.
На мой взгляд что-то поменять можно внедрив систему прослеживаемости происхождения продукции, о чём Гудков говорит. Будет ясно и понятно-что откуда берётся. Незаконную продукцию отследить проще будет. Но это не всем нужно, поэтому буксует.
Про долгосрочную стратегию отрасли, про долгосрочное планирование похоже вообще забыли. А ведь логично, чтобы все предложения, законопроекты просчитывались в контексте долгосрочного планирования и достижения заложенных в стратегии, в госпрограмме 2030 цифр.