Маржи и статуса переработчика лишают Россию минтайщики Дальнего Востока
Массово экспортируя в КНР и Республику Корея "белую рыбу" - представленную в российских водах большей частью минтаем - рыбодобытчики Дальнего Востока, по сути, лишают Россию маржи и статуса рыбопереработчика, отдавая добавочную стоимость и репутацию своим азиатским контрагентам. Так оценивают одну из главных системных проблем рыбной отрасли страны эксперты международной консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants в опубликованном недавно исследовании. По мнению экспертов, "война санкций" стала "лакмусовой бумажкой", выявившей то, что Россия – при огромном потенциале – все еще остается лишь сырьевым придатком мирового рынка рыбы, сообщает РИА PrimaMedia.
Эксперты Roland Berger отмечают, что Россия владеет богатым ресурсным потенциалом донных пород рыб и сельди.
"Отечественные поставщики занимают первое место по экспорту минтая (90% мирового вылова вместе с США) и трески (20% мирового вылова), и второе место по сельди (21% мирового вылова)", - говорится в исследовании.
Вместе с тем авторы констатируют, что в мировом рынке рыбы России отведено место лишь сырьевого придатка.
"Более 90% экспортируемой из России рыбы – это продукт первичной переработки (замороженная без головы). Доля первичной переработки в импортных поставках ЕС, одного из крупнейших импортеров и потребителей белой рыбы в мире, составляет всего около 25–30%. ЕС получает белую рыбу, в том числе российскую, из Китая, Норвегии и Исландии. Тем самым
Россия оставляет маржу и статус переработчика крупнейшим мировым рыбным "фабрикам" – Китаю и Корее, которые получают 98% отечественного минтая, 80% экспорта пикши и 25% экспорта трески",- отмечают эксперты.
Развитие внутренней рыбопереработки национальных ресурсов, считает Roland Berger, позволило бы укрепить экономический потенциал отрасли, а также способствовало бы продвижению глобального бренда страны на рыбном рынке.
"Перспективы модернизации мощностей прибрежной переработки зависят, среди прочего, от системности регуляторной политики государства. В 2013 году было принято распоряжение правительства РФ, разрешившее перегрузку уловов и производство рыбной продукции на судне при прибрежном рыболовстве (треска и пикша вошли перечень разрешенных видов водных биологических ресурсов). По сути,
это оставил отечественные прибрежные перерабатывающие предприятия без сырья – средний уровень его дефицита составил около 50%",- констатируют эксперты.
В использовании потенциала ресурсной и производственной базы российского рыбного рынка – комплексные проблемы, полагают эксперты консалтинговой компании.
"В условиях нестабильной внешнеторговой политики и необходимости развития отечественной отрасли компаниям как никогда важно оперативно реагировать на изменения конъюнктуры и выстраивать гибкую стратегию роста", - подчеркивают авторы исследования.
Отметим, что, по данным Росстата, за 10 месяцев 2014 года за рубеж было вывезено 1,411 млн тонн рыбо- и морепродукции, добытой по российским квотам и разрешениям.
"В структуре экспорта 87,4% занимает мороженая рыба, 5,9% – рыбное филе и прочее мясо рыб, 3,7% – ракообразные и моллюски, 1,2% – готовая или консервированная рыбная продукция", - говорит официальная статистика.
Основную же долю во всем экспорте рыбопродукции, отмечают Росстат и ФТС, традиционно занимает мороженый минтай - 44,2%.
Между тем российские минтайщики, объединенные в Ассоциацию добытчиков минтая (порядка 70% квоты на добычу этого вида рыбы), по всей видимости, заинтересованы в сохранении "сырьевого" статус-кво.
По заявлению президента АДМ Германа Зверева на семинаре, организованном Всемирным банком во Владивостоке в июне 2014 года, одно из базовых достижений Ассоциации добытчиков минтая - сотрудничество с развитой рыбоперерабатывающей промышленностью КНР.
Между тем рост общедопустимых уловов (ОДУ) минтая на протяжении ряда лет Ассоциация добытчиков минтая Дальнего Востока России использовала исключительно для увеличения экспортных поставок стратегической рыбы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Внутреннему рынку РФ доставалась лишь в лучшем случае десятая часть уловов – и то лишь для того, чтобы не обрушить цены на рынке внешнем. К таким выводам – подтвержденным теперь судами трех инстанций - пришла Федеральная антимонопольная служба России.
Кроме того, в ходе расследования дела "минтаевого картеля" российские антимонопольщики установили, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" планомерно скупать российские биоресурсы, считает ФАС.
Также напомним, что в Совет Ассоциации добытчиков минтая входит и член Совета Федерации от Сахалинской области Александр Верховский, являющийся бенефициаром ряда рыбодобывающих компаний ДВ. Сенатор Верховский, кроме того, выступил одним из главных инициаторов законопроекта, давшего правительству РФ упомянутую экспертами Roland Berger возможность разрешить переработку и перегрузку прибрежных уловов в море.