Рыба Дальнего Востока нуждается в прослеживаемости
Рыбный рынок России – по большей части сформированный уловами водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне – нуждается в прослеживаемости, считает исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков. Об этом сообщает ПримаМедиа.
Руководитель российского объединения рыбопереработчиков в интервью журналу "Агробезопасность" отмечает, что нынешняя система "бумажного" документооборота в госрегулировании отрасли дает простор для недобросовестных рыбодобытчиков, трейдеров и производителей, что приводит к снижению покупательского спроса на российскую рыбу и порождает нечестную конкуренцию.
Напомним, что "Рыбный союз" активно поддерживает внедрение в госконтроль оборота рыбопродукции положений приказа Минсельхоза от 17 июля 2014 года "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде".
Между тем у инициатив по массовому использованию информационных технологий в оформлении ветеринарных сопроводительных документов на рыбопродукцию оказались и противники, в основном представляющие определенный сегмент рыбного бизнеса Дальнего Востока. По мнению критиков перехода на "электронку", ветеринарный контроль рыбы в РФ нужно практически полностью отменить, поскольку "дикая рыба априори ничем опасным для человека не болеет".
"Очень многие почему-то считают, что если промысловый участок, в котором разрешена добыча рыбы, в эпизоотическом отношении благополучен, то рыба в нем здоровая и для потребителя безопасна. Но это далеко не так, - считает Сергей Гудков. - Гораздо чаще, чем хотелось, мы видим, что эта рыба – больная, в том числе является переносчиком и гепатита "А", и может привести к такому заболеванию человека как ботулизм, а также накапливать в себе биотоксины. Понятно, что в самом море вылечить рыбу не представляется возможным, это обширная среда обитания. И такая рыба пригодна для употребления только после соответствующей обработки. Оценить риски для потребителей, способы и степень обработки должны компетентные специалисты. Допустить в свободный оборот такую рыбу – значит подвергнуть значительной опасности здоровье и благополучие граждан".
Собеседник "Агробезопасности" уверен, что эпизотическое благополучие определенного промыслового участка или района – вовсе не гарантия безопасности потребителя при бесконтрольном обороте.
"Ответственность за безопасность пищевой продукции лежит на предпринимателях, которые должны сами ее проверять, но мы странным образом забываем, что есть не только добросовестные участники рынка. Нельзя уповать исключительно на благонадежность людей, их квалификацию, надеяться, что они все смогут проконтролировать, – необходим проверочный механизм в лице надзорных органов. Это одна из основных функций государства в отношении пищевой продукции", - отмечает Гудков.
По информации спикера, сегодня рыбу разрешается добывать в тех промрайонах, которые признаны безопасными на основании сведений госмониторинга от подведомственных Росрыболовству научных институтов.
"На основании каких сведений, методик и проводимых исследований определяется эпизоотическое благополучие промыслового района? Об этом не знают ни в Минсельхозе, ни в Россельхознадзоре. Им эти данные от научных институтов не поступают. Странно, правда?", - задается вопросом Сергей Гудков.
Вместе с тем исполнительный директор "Рыбного союза", что ныне действующая система контроля в отрасли "обросла формальностями", которые увеличивают время- и трудозатраты.
"Необходимо весь оборот этого массива информации автоматизировать, что собственно и должно произойти со вступлением в силу приказа Минсельхоза № 281 о внедрении электронной ветеринарной сертификации, когда документооборот будет переведен из бумажного в электронный формат", - считает собеседник журнала.
Также, отмечает Гудков, "бумажный контроль" дает возможности для легализации незаконно выловленной рыбы.
"Большая часть сегодняшней ветеринарной документации оформляется вручную, а значит, ее можно подделать, но отследить в этом объеме документов, откуда и когда пошла поставка, и на каком этапе подмена произошла, практически невозможно", - говорит руководитель "Рыбного союза".
В ближайшее время Росрыболовство и Россельхознадзор (РСХН) начнут обмениваться данными о состоянии районов мирового океана, где добываются водные биоресурсы российские компании, включая исключительную экономическую зону РФ в Дальневосточном бассейне. Будет осуществляться обмен информацией о состоянии водных биологических ресурсов по химическим, радиологическим и паразитологическим показателям, а также - информацией о результатах лабораторных исследований морских водных биологических ресурсов и продукции из них.
Между тем перекрестный контроль районов промысла – только первый этап на пути обеспечения безопасности потребителя рыбопродукции, считает руководитель Приморского представительства Национального общественного комитета по противодействию коррупции Николай Черентаев.
- Уповать только на "чистоту" района промысла – по меньшей мере, заблуждение. Как вы понимаете, рыба не выпрыгивает из воды уже замороженной и в мешках. Она попадает сперва на палубу, затем в трюм. Ее путь до потребителя может быть весьма долгим, и государство, естественно, должно контролировать ее качество и безопасность на всех логистических и производственных этапах. Речь здесь идет о безопасность людей, и относить госконтроль в этом случае к неким "дополнительным издержкам бизнеса" - некорректно, - прокомментировал Черентаев.
По высказанному ранее мнению главы Росрыболовства – замминистра сельского хозяйства Ильи Шестакова, использование в рыбной отрасли электронного документооборота – электронных промысловых журналов, электронной ветсертификации продукции – создаст межведомственную базу данных, с помощью которой регулирующие госорганы смогут, например, без особого труда "ловить за руку" рыбодобытчиков, осуществляющих переловы или же ведущих "серую" торговлю национальными биоресурсами.
Между тем содержание приказа № 281 (а возможно, и само его появление в принципе) вызвало резко негативную реакцию ряда рыбодобытчиков Дальнего Востока – если судить, например, по заявлениям президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева. Доводы о "разорительности" государственного контроля безопасности рыбопродукции для бизнеса господин Зверев также активно транслирует в качестве члена руководящих органов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ).
По мнению заместителя руководителя РСХН Николая Власова, широкое применение информационных технологий во взаимодействии ведомств, регулирующих и контролирующих рыбную отрасль страны, позволит не только снизить временные издержки бизнеса, но и в автоматическом режиме быстро вычислять реальный объем рыбопродукции, проданный тем или иным рыбодобытчиком – и сравнить его с теми объемами ВБР, на добычу которых у компании имеется разрешение. Таким образом, у госструктур появится возможность легко выявить продукцию, добытую, по сути, браконьерским способом, отмечает Власов.