Взаймы у потомков
В среду 22 января на Правительственный час к депутатам на Охотный ряд приехал министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской. В своём докладе он отметил, что министерством проведена значительная работа в части совершенствования нормативной базы в сфере использования и охраны водных объектов. В нынешнем году планируется принять проект постановления о ставках платы за пользование водными объектами, которые находятся в федеральной собственности. Ставки будут увеличиваться на 25% ежегодно в течение четырёх лет.
Для предотвращения загрязнения, засорения, истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов уже сегодня принят целый ряд поправок в законодательство, расширяющих требования к осуществлению хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на прибрежных защитных полосах. Ужесточена административная ответственность за нарушение требований в сфере охраны окружающей среды и природопользования в этих зонах.
В 2015 году Министерство сосредоточится, прежде всего, на обеспечении реализации уже принятых законов. Особое внимание планируется уделить завершению разработке схем комплексного использования охраны водных объектов и правил использования водохранилищ. Также будут поддержаны мероприятия крупных водопользователей по реконструкции и строительству комплексов очистных сооружений.
Особое внимание депутатами было уделено ситуации, складывающейся с озером Байкал. В настоящее время уровень воды в озере снижается, что вызывает серьёзные опасения. О причинах возникшей ситуации, о том, что грозит сегодня биоресурсам озера, вопрос министру задал Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук.
Сергей Донской напомнил, что совсем недавно летом 2014 года были внесены изменения в закон «Об охране озера Байкал». Министр признал, что ситуация сегодня сложная и в первую очередь это связано с климатическими условиями. Прошлый год был очень маловодный. Нынешняя зима в регионе тоже не особо отличается в лучшую сторону. 19 января была проведена специальная комиссия, на которой было принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации на озере.
В числе других вопросов депутаты озвучили министру требование восстановить в стране экологическую экспертизу. Так, население Ярославской области категорически выступает против строительства ЦБК на Рыбинском водохранилище. Депутаты требуют Министерство провести экологическую экспертизу, а им отвечают, что она не положена. В тоже время, и Президент, и Председатель правительства неоднократно заявляли о целесообразности и необходимости возврата в законодательное поле полноценного института государственной экологической экспертизы.
Сегодня время, когда экологические нагрузки на окружающую среду резко возросли. Согласно последним исследованиям 130 городов у нас оказались небезопасными для проживания из-за критического состояния атмосферного воздуха, воды, почвы. В России сегодня на каждого человека ежегодно обрушивается около 300 килограммов вредных выбросов.
По мнению парламентариев, подмена экологической экспертизы градостроительной приводит сегодня к катастрофическим последствиям и неоправданным экономическим потерям. Недопустимо, что градостроительный кодекс устанавливает приоритет и, по сути, верховенство градостроительных отношений над нормами лесного, водного, земельного законодательства, законов о заповедниках и окружающей среде.
Фракция «Справедливая Россия» настаивает на скорейшем внесении в Госдуму закона «О ратификации Европейкой конвенции о доступе к экологической информации». По словам депутатов, министерство не выполнило поручение Президента, два года держит проект закона.
Парламентарии обратили внимание и на ситуации, связанные с угрозой загрязнения нефтепродуктами. Предложили создать национальный компенсационный фонд для оперативного реагирования на розливы нефти. Фонд поможет сосредоточить силы и финансы. Сейчас это актуально и для сохранения хрупкой экосистемы Арктики, где начинается нефтедобыча. В 2014 году чрезвычайная ситуация в Туапсе с розливом в море показала, что Роснефть и Транснефть сваливали ответственность друг на друга. В результате время для ликвидации последствий было упущено.
В четверг 23 января профильный Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на своём заседании рассмотрел три законопроекта, касающиеся водной среды и водных биологических ресурсов.
Депутатами фракции «Единая Россия» подготовлен к первому чтению проект закона, уточняющий регламент возмещения вреда окружающей среде. Приоритетной формой возмещения вреда будет являться возмещение в натуральной форме путём проведения нарушителем соответствующих восстановительных мероприятий. В случае отказа возмещения ущерба в натуральной форме, вред может быть возмещён в стоимостном эквиваленте. В случае отсутствия такой возможности в принципе (когда уничтоженное восстановить невозможно), возмещение вреда будет осуществлено посредством проведения других равноценных работ по утверждённым Правительством проектам.
Такой подход, по мнению авторов законодательной инициативы, в наибольшей мере способствует прекращению дальнейшего распространения вредных веществ, сокращает период негативного воздействия. При этом восстановление объектов будет происходить в более короткие сроки.
Второй законопроект, подготовленный единороссами, устраняет противоречие между Водным кодексом и действующими нормами и правилами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (САНПИН 2.1.4.1110-02).
Согласно законопроекту в реалиях сегодняшнего дня целесообразно установить полный запрет сброса сточных вод только для объектов, расположенных в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. А для водных объектов, расположенных во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, запретить сброс сточных вод лишь в том случае, если сбросы не отвечают требованиям санитарных правил.
Действующий сегодня полный запрет для второго и третьего охранных поясов тормозит реализацию многих инвестиционных проектов, что, по мнению авторов, ограничивает хозяйственную деятельность в стране, что вредит местному и федеральному бюджету, лишая их дополнительных налоговых поступлений.
Комитет рассмотрел и внесённый членами Совета Федерации проект Федерального закона о запрете дрифтерного промысла. Законопроект направлен на сохранение и восстановление запасов тихоокеанских лососей, имеющих ключевое значение для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, импортозамещения и продовольственной безопасности страны. В основном дрифтерный промысел ориентирован сегодня на добычу нерки, пользующейся наиболее высоким спросом на зарубежных рынках. Доля нерки в уловах дрифтерных судов составляет 50-70%.
Дрифтерный промысел приводит к неизбежному облову смешанных популяций разных видов лососей, в том числе и нерестового стада, что может привести к полному опустошению конкретного нерестилища и соответственно к прекращению промысла. Кроме того, такой вид лова перехватывает значительную часть лососей у российских береговых рыбопромышленных предприятий, наносит прямой ущерб биологическому разнообразию морской экосистемы в результате гибели морских птиц и млекопитающих.
Практика показывает, что дрифтерный лов тихоокеанских лососей ведётся на путях нерестовых миграций, что является грубым нарушением действующего национального законодательства. Частью 1 ст. 256 УК РФ добыча водных биоресурсов в местах нереста и на миграционных путях квалифицируется как преступление и признаётся незаконной.
Следует отметить, что Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1991 года была принята Резолюция 46/215, которая содержит рекомендации о необходимости введения моратория на широкомасштабный дрифтерный лов в открытых водах Мирового Океана.
В 1992 году была принята Конвенция «О сохранении запасов анадромных рыб в северной части Тихого океана» (НПАФК), налагающая полный запрет дрифтерного промысла лососей за пределами 200-мильных зон России, США, Канады, Японии и Республики Корея.
Принятие этой конвенции способствовало прекращению широкомасштабного дрифтерного промысла в открытом море, однако часть промысловых усилий была перенесена в 200-мильную зону России.
В настоящее время международный опыт показывает, что дрифтерный промысел запрещён в южной и северной частях Тихого океана, в Атлантике и Средиземном море, прекращён в Фарерской экономической зоне. В странах ЕС этот вид промысла запрещён с 2008 года.
Авторы законопроекта посчитали экономический эффект. В среднем ежегодно дрифтерным промыслом добывается около 17 тысяч тонн лососей, из них нерки – около 10 тысяч тонн. Запрет дрифтерного лова в российских водах позволит увеличить поставки рыбопродукции на российский рынок. Стоимость такой продукции составляет порядка 5 млрд. рублей. Дополнительно в рыбопромышленном комплексе будет создано порядка 3 825 рабочих мест. В бюджеты всех уровней поступит более 500 млн. рублей.
Авторы законопроекта обращают внимание на тот факт, что только сокращение начала срока этого вида промысла в 2014 году позволило подойти к Восточному побережью Камчатки в 3-4 раза больше лососей чем в предшествующие годы.
Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2016 года. За это время предстоит расторгнуть Соглашение, подписанное между правительством СССР и Японией от 12.05.1985 года, а также привести в соответствие с законодательством документы, регламентирующие рыболовство в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
В настоящее время на Дальнем Востоке в российской экономической зоне дрифтерным промыслом занимаются 35 японских и 16 российских судов.
Вопрос активно стал подниматься в Совете Федерации с осени 2014 года в ответ на введённые Западом против России санкции.