На Балтику возвращаются гигантские осетры
Ученые рассказали «Комсомолке», как восстанавливают популяцию уникальных рыб.
В 2014 году калининградские рыбаки выловили в Куршском заливе почти сотню осетров и… выпустили их на волю. Эта рыба до сих пор считается исчезающей и занесена в Красную книгу.
— К сожалению, интенсивный вылов в начале 20 века, загрязнение рек и уничтожение нерестилищ привело к тому, что осетр постепенно исчез из вод Балтийского моря, - сетует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории морской экологии Атлантического отделения Института океанологии РАН Алексей Гущин. - В частности в Кенигсберге в начале века работа двух целлюлозных комбинатов убила все живое в Преголе, осетр, лосось, корюшка перестали нереститься.
Современных случаев поимок осетра немного. В Польше последний был зафиксирован в сентябре 1965 года, когда в Висле поймали самку весом 136 кг и длиной почти три метра. В 1996 году эстонские рыбаки поймали в Рижском заливе зрелую самку весом 135 кило, длина ее тела составляла 2 метра 90 сантиметров.
В нашей области крупные уловы и вовсе случались более полувека назад. Так, в мае 1956 года в Куршском заливе поймали самку длиной 2 метра 54 сантиметра и весом 120 кило. А в 1958 году на промысле трески в Балтийском море осетр попал в трал в районе мыса Таран.
ДЛИННОРЫЛОЕ ИСКОПАЕМОЕ
— Международная программа по восстановлению балтийского осетра в его ареале зародилась в 1993 году, - продолжает Гущин. - Немецкие коллеги нашли небольшие деньги для премирования при поимках живых осетров, которых предполагалось использовать для получения потомства. Но несмотря на все наши действия, производителей осетра для воспроизводства найти не удалось, и программа не получила развития.
По словам ученого, прорыв в работе произошел, когда польские и немецкие генетики, используя генетический материал из остатков костей осетра, найденных при археологических находках, определили, что 1500 лет назад в Балтике, реках Одер,Висла и Нева жил не атлантический осетр, как считалось раньше, а длиннорылый! Сейчас он обитает в северо-западной Атлантике у берегов и в реках Канады.
— Это открытие позволило использовать для работ по восстановлению балтийского осетра производителей канадской популяции длиннорылого осетра. Используя канадскую икру, немецкие и польские ученые создали маточные стада осетра. Там государство выделило значительные деньги на перспективные Национальные программы, - продолжает Алексей Витальевич. – В Польше в самое ближайшее время выращенное маточное стадо даст свою молодь и необходимость завоза из Канады отпадет. Программа признана удачной и перспективной. В принципе ее можно сравнить по значению и перспективам с восстановлением зубра в Беловежской пуще и в Европе. Для Балтийского моря это первый подобный масштабный проект.
Литовцы для зарыбления Немана использовали молодь, полученную из канадской икры в Польше. В 2010 году выросших мальков пометили и выпустили в реки Нярис и Швентoйи. Рыба мигрировала в Куршский залив под присмотром ученых. Они контролировали миграцию с помощью наружных меток типа. Часть осетров имела имплантированные телеметрические микропередатчики, которые позволяли проследить поведение и перемещение рыбы в реках. Была два случая, когда один и тот же осетр был выловлен вторично. Осетра с меткой LT-00349 поймали в районе маяка у Клайпеды. Через 15 дней он был вторично пойман в центральной части залива.
ЭНТУЗИАЗМ БЕЗ ДЕНЕГ
В Калининградской области программа по восстановлению осетра проводится фактически на чистом энтузиазме. Ее поддерживают ученые Атлантического Отделения Института Океанологии имени Ширшова РАН, рыбаки Калининградского Союза рыболовецких колхозов, колхозы «Рыбак Балтики», «За Родину» и волонтеры.
— Все расходы несут лично ее участники программы. Результатом этих работ явился мониторинг ловов осетра в наших водах. Оказалось, что осетры, выпущенные в реку Неман, задерживаются в Куршском заливе и не сразу уходят в море. Сейчас мы имеем сведения о поимках более 90 штук осетра в российской зоне, - отмечает Гущин. – Нынче к работам по мониторингу присоединилось Территориальное Управление по Рыболовству РФ по Калининградской области. Самое главное, эта организация должна придать осетру официальный юридический статус как объекта рыболовства. Это позволит заняться воспроизводством осетра непосредственно в Калининградской области, а не наблюдать за работой соседей. Кроме того, наконец, появится возможность финансирования программы и привлечения для ее реализации местных рыбоводов.
Впрочем, кроме отсутствия денег и неповоротливости чиновников, проходу осетра по нашим рекам к местам исторических нерестилищ мешают другие проблемы. Хотя после закрытия ЦБК в Калининграде осетровые миграционные пути восстановились, осетру угрожают браконьеры. Нелегальный лов процветает и масштабы его велики.
— Это проблема и решать ее необходимо не только штрафными санкциями, - признает ученый. - Важно, чтобы люди поняли ситуацию и создали «осетринному» проекту режим наибольшего благоприятствования. На это есть шансы. Наш опыт показал, что часть сведений о лове осетра, при условии анонимности, предоставляли рыбаки, не вполне легально занимающиеся ловлей.
КСТАТИ
Для Пруссии осетр был ценнейшим промысловым видом. Сотни тонн вкуснейшего деликатеса отправлялись на экспорт. Только в Англию с 1620 по 1625 год ежегодно вывозилось до тысячи крупных осетров. Все деньги от этого доходного промысла шли в казну, так как прусское государство держало монополию на продажу осетра.
Балтийского осетра с удовольствием кушали русские цари и бояре. Вес рекордных экземпляров превышал 200 килограмм, а длина достигала более 3 метров. В районе восточного и южного Балтийского побережья вылавливалось за год порядка двух тысяч штук осетра. Когда-то царская рыба красовалась на гербе немецкого города Пиллау, ныне Балтийска.
Рекордный по величине осетр был пойман в Северном море в 1904 году. Он был длину 3 метра 45 см и весил 320 кило.