Точечный барьер
Ассоциация «Ярусный промысел» планирует поднять вопрос об отмене прохождения контрольных точек для российских рыбодобывающих и транспортных судов на ближайшем заседании Дальневосточного научно-промыслового совета. Об этом сообщает Fishnews.
Несмотря на недавний закон, установивший уведомительный порядок пересечения границы для судов рыбацкого флота, в рыбной отрасли остается немало административных барьеров, препятствующих ее эффективной работе. К числу последних относится и не отмененная до сих пор обязанность по пересечению контрольных точек, приводящая к потерям промыслового времени и бессмысленному расходу топлива на переходы.
На сегодняшний день в соответствии со статьей 19 закона о рыболовстве доставке в российские морские порты подлежат уловы водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, и произведенная из них рыбная и иная продукция (за исключением особых случаев, определенных Правительством). Однако требование о пересечении контрольных пунктов по-прежнему в силе, и капитанам раз за разом приходится выполнять все формальности, связанные с этой процедурой.
«Этот механизм уже не актуален, потому что все суда все равно идут в российские порты и там проверяются. Зачем тогда эти ограничения, связанные с подачей радиограмм за сутки? Мы все на виду – в отраслевой системе мониторинга, в любой момент видно, куда и с какой целью идет то или иное судно. По логике нужно вносить поправки в постановление Правительства и выходить на Минсельхоз с предложением, чтобы эта норма распространялась только на иностранные суда», – прокомментировал ситуацию Fishnews президент Ассоциации «Ярусный промысел» Михаил Зайцев.
О намерении пройти через контрольную точку российское судно обязано уведомить пограничные органы не позднее чем за сутки – телефонограммой, по факсу или электронной почте. После этого капитану необходимо дозвониться до пограничного управления и подтвердить факт приема информации.
Бессмысленное ожидание, пока не истечет 24-часовой лимит, действует на нервы капитанам, заставляя их порой принимать необдуманные решения. Так, например, транспорт «Бухта Наталья» направляющийся в район промысла, как положено, за 24 часа дал сигнал, что будет проходить контрольную точку, но в районе острова Сахалин попал в шторм. Судно спряталось в залив Анива и сообщило, что задерживается.
Наутро погода улучшилась, транспорт опять подал уведомление о прохождении контрольной точки и подошел к ней, когда до срока пересечения оставалось еще два часа. Он запросил береговой пост охраны, получил устное разрешение на прохождение, ушел в район промысла, забрал продукцию и вернулся в порт-пункт Южно-Морской, где его проверил инспектор ГМИ, нашел это расхождение во времени и, естественно, выписал штраф.
Сейчас компания судится с пограничниками, но де-юре инспектор прав, потому что согласно приказу № 56/91 решение о проведении на судне контрольно-проверочных мероприятий или предоставлении судну права свободного прохода через контрольный пункт «принимается начальником пограничного управления ФСБ России или лицом, исполняющим его обязанности». Вправе ли руководитель ПУ делегировать свои полномочия в этом вопросе кому-то из подчиненных, рыбакам неизвестно. Ну а ТР «Бухта Наталья» до сих пор не может выяснить, кто из пограничников дал им по телефону разрешение на досрочный проход.
«Это классический пример административного барьера, давно утратившего актуальность в плане контроля за перемещением рыбопродукции, но существующего до сих пор. Нас такая ситуация не устраивает. Нужно корректировать систему, чтобы рыбаки могли спокойно работать и доставлять продукцию в российские порты. Нашу позицию поддерживает Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, и мы планируем поднять этот вопрос на ближайшем заседании Дальневосточного научно-промыслового совета», – заявил Михаил Зайцев.