Предложения к управлению траловым промыслом минтая в Охотском море в 2015 году
В соответствии с поручением заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова ФГБНУ "ТИНРО-Центр", ФГБНУ "СахНИРО" и ФГБНУ "КамчатНИРО" разработали предложения к управлению траловым промыслом минтая в 2015 году.
Действующая в настоящее время система регулирования промысла минтая, основанная на ряде базовых положений, направленных на сохранение ресурсов и минимизацию рисков снижения репродуктивного потенциала популяций - эффективный механизм управления. С биологической точки зрения эта система соответствует текущему состоянию запасов минтая и нет необходимости в введении дополнительных долгосрочных ограничивающих мер, в том числе изменяющих сроки промысла в отдельных районах. В то же время каждая путина характеризуется особенностями, связанными с межгодовой динамикой распределения рыб, количественного, а главное, качественного состава уловов, ледовой и гидрометеорологической обстановки и к недостаткам действующей системы можно отнести сложность оперативного перераспределения нагрузок в пределах района промысла, что часто необходимо, в том числе для недопущения излишнего промыслового пресса на молодь.
Цель предложений – введение дополнительных мер управления промысла, направленных в том числе, на оптимизацию расстановки флота для снижения потенциального негативного влияния добычи (вылова) на численность размерно-возрастных групп, составляющих пополнение охотоморской популяции минтая.
Состояние запасов
В 2007-2010 гг. в Охотском море не появилось ни одного урожайного поколения, что явилось поводом для беспокойства о тренде динамики численности и повторении ситуации начала 2000-х гг. когда снижение запасов привело к уменьшению ОДУ до 360 тыс. т. Однако, как показали результаты последних исследований, наметившееся снижение запасов в начале текущего десятилетия оказалось кратковременным.
В зимне-весенний период 2014 г. ресурсы североохотоморского минтая оценивались тремя методами: ихтиопланктонным, траловым и акустическим. По ихтиопланктонному методу весной 2014 г. запасы минтая в Охотском море составили 42,0 млрд экз. и 8,8 млн т. Производители оценены 11,6 млрд экз. и 5,9 млн т, неполовозрелые особи – 30,5 млрд экз. и 2,9 млн т. По сравнению с прошлым годом запасы производителей по численности и по биомассе снизились в 1,2 раза. Запасы неполовозрелых особей, напротив, возросли по численности в 2,9 раз, а по биомассе в 2,4 раза. Для северной части Охотского моря без восточного Сахалина ихтиопланктонным методом была получена оценка общей биомассы минтая, близкая к оценке 2013 г. – 7,9 млн т, 2014 г. – 8,1 млн т. По траловой съемке промысловый запас оценен в 16,4 млрд экз. и 8,5 млн т. По сравнению с прошлым годом оценка общей биомассы минтая выросла на 62%, а промысловой – на 23%. При сравнении трех методов оценки запасов североохотоморского минтая можно заключить, что траловый метод дал максимальные оценки, а ихтиопланктонный и акустический показали, что за прошедший год существенных изменений общей биомассы не произошло. Согласно оценок полученных комплексом методов в настоящее время промысловая биомасса минтая в Охотском море находится на среднем уровне (5,6 млн т), с намечаемой тенденцией увеличения, связанного с постепенным включением в запас поколений 2011 и 2013 гг. На основании этих данных, с учетом долговременной тенденции динамики запасов и необходимости минимизации рисков популяции по перелову и пополнению (рис. 1) к освоению в 2015 г. было рекомендовано 903 тыс. т североохотоморского минтая. Кроме этого для Восточно-Сахалинской подзоны предварительно рекомендован ОДУ минтая в объеме 65 тыс. т, что обеспечит промысел в весенний период.
Рис. 1 - Блок-схема принятия решений о величине рекомендованного изъятия водных биоресурсов
Распределение половозрелого минтая весной 2014 г. в восточной части Охотского моря (Камчатско-Курильская и Западно-Камчатская подзоны) в целом было типичным для этого периода года (рис. 2). Скопления производителей у камчатского побережья распределялись преимущественно на шельфе (глубины менее 200 м), а к северу от 56º с.ш. в более широком диапазоне глубин от 100 м и до 950 м. В заливе Шелихова концентрации производителей наблюдались над глубоководным желобом. В североохотоморском районе максимальные скопления половозрелого минтая наблюдались на акватории притауйского района, примерно там же где и в предыдущие два года (рис. 1). К западу от 150° в.д. весной 2014 г. скопления наблюдались на глубинах от 130 до 280 м, т.е. наблюдались как на шельфе, так и за его пределами, что отличает этот год от предыдущих. В целом весной 2014 г. в северной части Охотского моря повышенные концентрации производителей наблюдались в районах основных нерестилищ минтая.
Рисунок 2 – Распределение половозрелого минтая в Охотском море в 2013 г. (А) и в 2014 г. (Б)
Распределение общего запаса минтая в северной части Охотского моря 2014 г. по районам воспроизводства существенно не изменилось. В то же время численность неполовозрелых особей за год возросла в 4 раза из-за появления в североохотоморском районе годовиков урожайного поколения 2013 г. и более полного учета на акватории моря 3-годовиков урожайного поколения 2011 г. рождения. Также благодаря более полному учету поколения 2011 г. за прошедший год в 3 раза увеличилась и биомасса неполовозрелых рыб. Распределение биомассы производителей по районам воспроизводства северной части Охотского моря за прошедший год также изменилось несущественно. У западной Камчатки было учтено около 40% от биомассы производителей, в заливе Шелихова – около 5%, в североохотоморском районе – более 50%. По сравнению с 2013 г. было отмечено двукратное снижение биомассы производителей в заливе Шелихова.
В целом в северной части Охотского моря численность годовиков поколения 2013 г. свидетельствует (в предварительном плане) о высокой урожайности этого поколения. В 2012 г. численность годовиков урожайного поколения 2011 г. была оценена в 12,6 млрд экз., в 2013 г. 2-годовики этого поколения были оценены в 4,3 млрд экз. По съемке 2014 г. 3-годовики поколения 2011 г. рождения были оценены в целом по морю в 10,6 млрд экз. (рис.3). Таким образом, в настоящее время в северной части Охотского моря в пополнении присутствует два урожайных поколения минтая. В ближайшей перспективе эти поколения могут привести к росту промыслового запаса и, соответственно, увеличению общего допустимого улова. Появление этих поколений определяет возможную высокую долю малоразмерных рыб в промысловых уловах в 2015 г. у западной Камчатки. Такое прогноз ранее был дан в рамках путинного прогноза «Охотоморский минтай-2015».
Промысловый запас минтая в настоящее время представлен рыбами длиной 35-55 см, среди которых доминируют 6-ти и 7-ми годовики, Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что запасы минтая в Охотском море в настоящее время стабилизировались на среднем уровне.
Рисунок 3 – Размерно-возрастной состав минтая в северной части Охотского моря в 2010-2014 гг.
Внешние факторы
Существенное влияние на результативность работы промыслового флота оказывают формирующиеся океанологические и синоптические условия – количество и сила штормов, скорость нарастания ледового покрова и его площадь, а также дрейф ледовых полей, поскольку это напрямую воздействует на безопасность мореплавания и потери судового времени при промысле минтая. В этом плане условия в предстоящий промысловый период ожидаются на среднемноголетнем уровне. Однако оперативный анализ обстановки показал, что к середине января площадь ледового покрытия существенно отстает не только от среднемноголетних показателей, но и от уровня малоледовитого 2014 г. (рис. 4). Такая ситуация является достаточно редкой, и существенно более северное, чем в предыдущие годы, положение нулевой и +1 изотермы поверхностных вод свидетельствует о значительных положительных аномалиях водных масс и слабом выхолаживании шельфа, что уже привело к задержке формирования плотных скоплений минтая. Это определяет возможное перераспределение районов промысла от западной Камчатки, что связано с задержкой формирования здесь промысловых скоплений, к центральной части Охотского моря.
Ожидается, что в феврале скорость образования ледового покрова интенсифицируется и его площадь будет в итоге несколько больше, чем в предыдущем году. Это может осложнить проведение промысловых операций, особенно среднетоннажным флотом. В тоже время за счет более интенсивного выхолаживания водных масс на шельфе это приведет к формированию более плотных преднерестовых скоплений на континентальном склоне и присваловых участках шельфа.
Рис. 4 - Площадь ледового покрытия в Охотском море 23 января 2015 г.
Промысел
Основная часть ОДУ (общего допустимого улова) охотоморского минтая осваивается в зимне-весенние месяцы (сезон А). Как правило, в начальный период путины добывающий флот облавливает скопления минтая в Камчатско-Курильской подзоне, затем смещается в северном и северо-западном направлении (рис. 5).
Рис. 5 - Типичная дислокация промыслового флота на добыче минтая в Охотском море в сезон «А».
Однако в два последних года в распределении скоплений и, соответственно, дислокации флота произошли значительные изменения. Существенно уменьшилась интенсивность промысла в южной части Камчатско-Курильской подзоны с одновременным увеличением пресса промысла на северную периферию Западно-Камчатской подзоны – район устья зал. Шелихова (рис. 6).
Январь | Февраль |
Март | Апрель |
Рис . 6 - Дислокация промыслового флота на промысле минтая в Охотском море в сезон «А» 2014 г.
Изменилось и соотношение вылова по этим подзонам – ранее основная часть приходилась на Камчатско-Курильскую, а в 2013 и 2014 г. большая часть минтая была добыта в Западно-Камчатской подзоне (табл.1).
Таблица 1
Межгодовая динамика ОДУ, вылова и освоения ОДУ минтая по рыбопромысловым районам северной части Охотского моря в 2010–2014 гг.
|
ОДУ |
Вылов |
Освоение |
Северо-Охотоморская подзона |
|||
2010 |
390,0 |
386,061 |
99,0 |
2011 |
335,0 |
328,417 |
98,0 |
2012 |
313,9 |
307,232 |
97,9 |
2013 |
301,6 |
300,994 |
99,8 |
2014 |
295,6 |
294,755 |
99,7 |
Западно-Камчатская подзона |
|||
2010 |
365,8 |
113,773 |
31,1 |
2011 |
328,0 |
167,931 |
51,2 |
2012 |
307,0 |
231,035 |
75,3 |
2013 |
301,5 |
362,820 |
120,3 |
2014 |
295,6 |
383,525 |
129,7 |
Камчатско-Курильская подзона |
|||
2010 |
254,2 |
490,247 |
192,9 |
2011 |
257,0 |
404,341 |
157,3 |
2012 |
241,1 |
305,646 |
126,7 |
2013 |
236,9 |
167,917 |
70,9 |
2014 |
229,8 |
133,740 |
58,2 |
Вся северная часть Охотского моря |
|||
2010 |
1010,0 |
990,081 |
98,0 |
2011 |
920,0 |
900,689 |
97,9 |
2012 |
862,0 |
843,913 |
97,9 |
2013 |
840,0 |
831,731 |
99,0 |
2014 |
821,0 |
812,020 |
98,9 |
Результативность промысла и величина общего вылова минтая в последние годы, при прочих равных и даже значительно отличающихся условиях (ледовая обстановка, количество штормовых дней и т.д.), главным образом определяется численностью добывающего флота или количеством промысловых операций. Коэффициент корреляции между выловом по экспедиции и суммарным количеством судосуток лова приближается к 1,0 (рис. 7).
Рис. 7 - Соотношение суммарного вылова и количества судосуток лова по декадам промысла в восточной части Охотского моря в 2013 г.
Как и предполагалось, основу уловов составляют рыбы в возрасте 6-8 лет длиной 38-48 см - размерный состав достаточно благоприятен для производства продукции.
В последние годы произошло изменение промысла и восточносахалинского минтая в Восточно-Сахалинской подзоне, где динамика величины общих суточных уловов показывает устойчивый рост средних и максимальных значений. Хорошие промысловые показатели обусловлены как высокой численностью и плотностью скоплений рыбы, а основные концентрации минтая распределены у северо-восточного побережья, так и достаточно высокой интенсивностью лова (рис. 8). Основываясь на данных наблюдений последних лет, можно предположить, что наиболее крупные и устойчивые скопления преднерестового и нерестового минтая у северо-восточного Сахалина в 2015 г. будут формироваться в период с апреля по июнь, а нагульные скопления – с июля по сентябрь.
Рис. 8 - Схема расположения рыбодобывающих судов у северо-восточного Сахалина при промысле минтая в январе-феврале (А) и в марте-мае 2014 г. (Б)
Для успешного освоения ОДУ в районе северо-восточного Сахалина в 2015 г. количество единиц промыслового флота можно рекомендовать в пределах 11-24 единиц. Принимая во внимание, что наиболее интенсивный лов в последние годы производится во втором квартале, когда наблюдается сложная ледовая обстановка в этом районе, соотношение судов крупного и среднего тоннажа на лову можно рекомендовать как 5:1.
Риски
Изначально ожидалось, что в сезон «А» у западной Камчатки плотные скопления минтая будут формироваться на севере Западно-Камчатской подзоны, а результативность лова в Камчатско-Курильской подзоне будет относительно низкой. Рекомендовалось, что в Северо-Охотоморской подзоне основной акцент на освоение квот следует сделать на март – апрель, когда подходящие в районы нереста рыбы образуют плотные доступные для облова скопления. Такой прогноз остается действующим. Однако в настоящее время внешние факторы определяют другие условия, с одной стороны минтай держится рассредоточено, не формируя скоплений в привычном районе, но добывающий флот в первой половине января работал достаточно успешно, особенно в западной части Северо-Охотоморской подзоны, где температурный фон водных масс был ниже, чем в восточной части моря. При сохранении ситуации интенсификация промысла в западной части Северо-Охотоморской подзоны увеличивает риск недоосвоения долей квот у западной Камчатки, традиционно являющимся районом основного промысла минтая.
Кроме того, в отличие от прошлых 2-3 лет, когда прилов молоди был низок, в 2015 г. в большинстве промысловых районов, особенно в северо-западной части Западно-Камчатской подзоны ожидается наличие в уловах большого количества минтая непромысловой длины - особей поколения 2011 г. длиной 28-34 см. В таком возрасте молодь минтая в весенний период обитает в основном над большими глубинами в районе впадины ТИНРО, в меньшей степени скопления располагаются в районах впадины Дерюгина, юго-западной Камчатки и восточного Сахалина.
Опыт прошлых лет показывает, что введение двух периодов промысла – сезоны «А» и «Б», не оказало существенного влияния на снижение промысловой нагрузки на производителей минтая в преднерестовый период. В настоящее время основная часть ОДУ выбирается в сезон «А» - зимне-весенние месяцы. Это может приводить к снижению нерестового потенциала популяции, а кроме того, к перепроизводству продукции и, как следствие, к снижению цен на наиболее валютоемкую продукцию – мороженую ястычную икру и неравномерности поставок продукции сырца минтая на внутренний рынок.
Организация работ для разработки оперативных мер управления.
В рамках выполнения приказа Росрыболовства №1112 от 30 декабря 2010 г. «О координационной группе по оперативному регулированию добычи (вылова) минтая … в Охотском море» научные сотрудники, находящиеся на научно-исследовательских судах и иных судах, оперативно осуществляют сбор и обобщение информации о распределении и поведении минтая в зависимости от гидрометеорологических условий, а также о его вылове (добыче) и размерном составе, оценку тенденций образования промысловых скоплений. Общая работа Координационной группы Росрыболовства определяет результативность оперативного управления промыслом, включая перераспределение флота и введение ограничений, достаточных для сохранения запасов минтая (рис. 9).
Рис. 9 – Блок схема контроля хода промысла и принятия оперативных решений по его управлению в рамках Координационной группы Росрыболовства
При этом, принимая во внимание потенциальный риск недоосвоения долей квот у западной Камчатки, рекомендуется постепенно переводить флот для промысла в этом районе. При расстановке судов надо учитывать необходимость ограничения промысловых усилий в районах распределения молоди минтая.
Учитывая многолетние данные по пространственному распределению скоплений молоди минтая, особое внимание обращается на потенциальные участки скоплений молоди, на акватории к востоку от меридиана 152˚00 в.д. до побережья п-ва Камчатка между широтами 57˚00 – 58˚00 с.ш. (рис. 10), с информированием Росрыболовства и доведением через Координационную группу оперативных рекомендаций капитанам судов, включая прогнозы хода и условий добычи минтая.
Принятие и выполнение капитанами оперативных рекомендаций направленных на максимально возможное уменьшение промысловой деятельность в местах концентраций молоди значимо уменьшит риски негативного влияния добычи (вылова) на численность размерно-возрастных групп, составляющих пополнение охотоморской популяции минтая.
Рис. 10 – Распределение траловых уловов минтая в 2012-2014 гг. (затененная область - район распределения молоди)
Дополнительные меры управления и механизм их применения
В случае стабильного превышения разрешенной Правилами рыболовства доли прилова молоди (п. 22.1 - в количестве не более 20 процентов по счету за одну операцию по добыче (вылову)), может быть рекомендовано закрытие рыболовства на акватории к востоку от меридиана 152˚00 в.д до побережья п-ва Камчатка между широтами 57˚00 – 58˚00 с.ш. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона Российской Федерации №166-ФЗ от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» могут быть введены дополнительные ограничения рыболовства по количеству и типам судов, а также периодам рыболовства.
Осложнение оперативного управления промыслом связано с невозможностью переноса времени запрета ведения специализированного лова. Это необходимо при возникновении ситуаций связанных со смещением сроков нереста, которые отмечаются не только в Охотском море, но, например и у восточной Камчатки, что в свою очередь связано с особенностями сезонного хода фоновых процессов. В этой связи целесообразным является возврат к схеме, действующей до начала 2010-х гг., когда закрепленная в правилах рыболовства норма о возможности переноса сроков начала и окончания запретных периодов на 10 суток, являлась действенным элементом оперативного управления, направленным на рациональное использование и эффективное освоение ресурсов.
Помимо этого в целях получения устойчивого вылова, на ближайшую перспективу рекомендуется ограничить объем добычи (вылова) в сезон «А» на уровне 70-80% от общего допустимого улова.