Рыбакам и власти предстоит большая работа по обсуждению новелл Росрыболовства |Презентация
Практически три месяца минуло с ноября 2014 г., когда в Минсельхозе прошло последнее совещание профильной Рабочей группы по совершенствованию отраслевого законодательства тогда ещё под председательством Первого заместителя Министра сельского хозяйства Игоря Манылова, к настоящему времени покинувшего свой пост. На сегодняшний день версия законопроекта стала ещё объёмнее и сложнее.
Из перечня замечаний, высказанных в минувшем 2014 году рыбаками, в текущей версии чётко прописан срок закрепления ресурса при осуществлении рыболовства, являющегося предпринимательским видом деятельности: для промышленного и прибрежного рыболовства – 25 лет. Эта же цифра является ориентиром для закрепления ресурса за российскими пользователями и по международным договорам, в случае если международные договора заключены Россией на длительный либо бессрочный период времени.
Также из документа исчезли «метры» - ограничения размерений судов для прибрежного рыболовства. Порог освоения ресурса прописан в 70% в течение двух лет подряд.
Понятие «группа лиц» прописано в соответствии с № 35 ФЗ «О защите конкуренции». Прописана аренда судов между «группой лиц», принадлежащих им на праве собственности либо по договорам лизинга.
В тексте осталась новелла о праве формирования рыбопромыслового участка во внутренних морских водах и в территориальном море для добычи (вылова) отдельных видов водных биоресурсов: ряпушки, корюшки, беломорской сельди и наваги в Белом море; тихоокеанской сельди в Охотском море для осуществления прибрежного рыболовства.
Для осуществления промышленного рыболовства формирование рыбопромыслового участка в случае добычи (вылова) анадромных видов рыб регулируется ст. 29.1 № 166 - ФЗ «О рыболовстве».
В остальном проект пополнился усложнёнными новеллами. Концептуально законопроект предусматривает единое промысловое пространство и один вид промышленной квоты. Разделения на промышленные и прибрежные квоты не будет. При этом, предприниматель может сам выбрать для себя условия промысла – прибрежное либо промышленное рыболовство. В условиях прибрежного рыболовства производство продукции из водных биоресурсов на судах запрещено. Выгрузка, обработка и переработка рыбы будут разрешены только на российском берегу.
В режиме промышленного рыболовства приёмка, обработка, перегрузка, транспортировка и выгрузка уловов не регламентирована критерием российского берега. Производство рыбной продукции на судах разрешено. При этом говорится, что условия рыболовства могут быть изменены по истечении одного года.
В законопроекте представлена сложная схема - порядок определения единой доли квоты. Закрепление долей квот будет осуществляться на основании данных за предшествующие расчётному году 9 лет. Следует предположить, что многие компании, проводившие реорганизацию, не смогут подтвердить статистику до реорганизации, так как такая статистика у них может оказаться потерянной.
Квоты на промышленный лов передадут с понижающим коэффициентом 1,2. Фактически прибрежникам добавят за счёт промышленников. Суда без таможенного оформления в России не получат разрешения на промысел. При этом, обсуждаемая таможенная амнистия и её сроки в тексте законопроекта нигде не прописаны.
В итоге остаются вопросы – почему документ такой сложный? Как будет работать данный законопроект на практике в случае его принятия? Сделает ли он положение дел в отрасли лучше, либо, высвободив существенный объём ресурса на аукционы, откатит отрасль назад? При таком обилии новел в правовом поле можно ли ожидать роста и притока инвестиций в отрасль?
Рыбакам, экспертам и власти предстоит объёмная и длительная работа по обсуждению такого сложного документа. При этом следует отметить, что в рыбной отрасли положение дел у нас не хромает пока что, как это происходит в других отраслях сельского хозяйства. Кроме того, рыбная отрасль во все времена стабильно приносит стране валюту, что в нынешних экономических условиях весьма актуально.
Вчера было очень интересное интервью у Познера с нестандартно мыслящим академиком - экономистом. По его мнению, сейчас важнейшая задача- развитие внутреннего рынка и спроса, поскольку сырье на экспорт продается и так без проблем, а мы отдали внутренний рынок иностранцам. Для решения этих задач нужен прагматичный подход через план, чего мы хотим добиться, проектное финансирование и тд.
Тем временем, складывается впечатление, что вопрос закрепления прав промысла рассматривается в отрыве от формулирования конкретных целей, которые должны быть достигнуты отраслью в интересах российской экономики.
Выше утверждается :"В промысле все в порядке" Т.е. промысел надо отдать рыночной стихии, и пусть для хозяев добывающих компаний правит только закон прибыли: сырье продается тем, кто заплатит больше? Ясно, что наши покупатели с дорогими кредитами и иностранцы с дешевыми твердыми деньгами - неравные конкуренты. А кто вернет ренту народу за использование общенародного рыбного ресурса, и какая отрасль будет создавать рабочие места внутри страны в логистике, транспортировке, переработке и тд.? Как будет расти внутренний продукт отрасли? Нарастить объем вылова нельзя, значит добывающие компании при стихии рынка в основном будут работать на сокращение издержек и рабочих мест на флоте. Так, что говорить, что в добыче все идеально, с точки зрения интересов страны, рано. У рыбаков много валюты и в условиях кредитного голода по рублям они вполне могли бы выступить инициаторами современного освоения внутреннего и внешнего рынка с продукцией более высокой степени обработки.
Если право лова предоставляется на 20 лет практически бесплатно, то государство должно поставить условия, что рента должна инвестироваться в развитие внутри страны.