Разница между ценами производителей и сетей доходит до 195%
«Известия» сравнили цены производителей продовольственных продуктов, посредников и торговых сетей.
«Лучшая рыба — это колбаса»
Слова популярной перестроечной песни снова популярны: возросшие цены на морепродукты и рыбу перевели их в категорию деликатесов. И здесь, как выяснили «Известия», основная наценка идет от сетей.
Как рассказал гендиректор «Северной компании» и президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев, сети в среднем повышают цену на готовую рыбную продукцию на 45–50%, на охлажденную рыбу — на 15–20%.
Компания закупает рыбу у иностранных поставщиков, развозит ее по российским городам, перерабатывает некоторую продукцию. При этом производители не обращаются к другим посредникам и сами отвозят товары или в распределительный центр магазина, или непосредственно в сам магазин.
Замороженные сибас и дорада компания продает примерно по 400 рублей за 1 кг. В сетях они стоят примерно по 500 рублей. Таким образом, наценка составляет 25%.
— Сети часто проводят акции на рыбу, и тогда их наценки снижаются до нуля, — отметил Виталий Корнев.
Он рассказал, что сразу после введения Россией эмбарго многие сети пытались резко увеличить доходность, подняв цены. Но они столкнулись с падением покупательского спроса и вернулись к обычным наценкам. Но из-за падения спроса сети теперь зарабатывают меньше.
— Например, 1 кг семги раньше стоил 400 рублей, сеть продавала 10 т в месяц, оборот составлял 4 млн рублей, маржа сети — 10%, то есть 400 тыс. рублей, — рассказал Виталий Корнев. — Сейчас 1 кг стоит 1,2 тыс. рублей. Сеть продает 2 т, оборот получается 2 млн рублей, маржа осталась та же — 10%, но в рублях выходит 200 тыс. рублей. Возможно, сети хотели бы сделать наценку больше, но тогда и продажи еще сильнее сократятся.
Сети оправдываются
Если проследить за цепочкой ценообразования, то видно, что большая часть наценки появляется именно в сетях. Ажиотажный спрос на некоторые группы товаров, слухи о дефиците, разговоры о санкциях — всё это позволило ритейлерам безнаказанно повышать стоимость продуктов на 50% и выше, даже тогда когда это не было продиктовано экономическими реалиями.
В январе Московская прокуратура провела проверки и выявила факты завышения цен на отдельные виды продуктов в магазинах «Азбука вкуса», «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла» и «Спар». По результатам проверок было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях.
Такие же рейды ФАС и прокуратура провели и в других городах. Особо отличилась сеть «Магнит», принадлежащая Сергею Галицкому. Так, в Омске, согласно результатам проверки, которую прокуратура провела совместно с региональными управлениями Роспотребнадзора, Россельхознадзора и ФАС, сетевики существенно завысили цены на продукты, за что получили более 20 представлений. Крупные торговые сети проверяла и прокуратура Кабардино-Балкарии. По итогам проверок, в Эльбрусском районе выявлен рост цен на продовольственные товары всё в том же «Магните» на 30%. В декабре прошлого года в Карельском УФАС зафиксировали жалобы на «Магнит» в городе Лахденпохья, где стоимость сахарного песка выросла с 32 до 102 рублей.
Сами представители торговых сетей между тем в комментариях «Известиям» утверждают, что компании стараются делать всё, чтобы наценки на продукты были минимальными.
Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов рассказал, что торговые наценки на самые востребованные товары либо остаются неизменными, либо даже снижаются. Так, например, с 26 января по 9 февраля закупочная цена на пшеничную муку выросла на 2%. При этом розничная цена осталась на прежнем уровне. Цену на капусту производители увеличили на 5%, а в магазинах она снизилась на 1%. Также была снижена стоимость яиц на 3% при прежних условиях поставщика. В то же время розничная цена на морковь возросла на 1% по сравнению с закупочной, а розничная цена на пшено — на 3%.
— Во-первых, мы проводим регулярные тендеры, — говорит Русанов. — Во-вторых, ведем регулярный мониторинг рыночных цен, анализируем ценовые предложения каждого поставщика на предмет объективности относительно рынка. Особо тщательно анализируем повышение отпускных цен, сравниваем с другими предложениями и ищем альтернативу.
По словам Русанова, наценка компании в среднем может составлять от 0 до 25% в зависимости от товара.
Директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова сказала, что компания старается сдерживать рост цен на продукты за счет экономии на размещение рекламы.
— Наша политика — это политика широкого дискаунта, которая подразумевает минимальные наценки на товары, представленные в сети, — говорит Курносова. — Естественно, при росте закупочных цен закономерно поднимаются и наши цены, поэтому мы ведем активные переговоры с поставщиками по сдерживанию цен. Мы отказываемся от размещения рекламы, а всю экономию, которую получаем, используем, чтобы снизить цены и поддержать покупательную способность наших клиентов. Также мы предлагаем нашим клиентам товары собственных торговых марок в экономичной упаковке, цены на которые ниже, чем аналогичные известных брендов.
Менеджер по региональным коммуникациям розничной сети «Лента» Яна Могилева рассказала, что компания работает напрямую с производителями без дистрибуторов, что исключает дополнительную наценку на товар.
— В течение последних месяцев мы сдерживаем цены в своих магазинах. Динамика роста отпускных цен в гипермаркетах «Лента» отстает от темпов роста закупочных цен на 1,7%. За период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,5%, при этом поставщики «Ленты» повысили свои цены на 14,5%, — говорит Могилева. — В конце 2014 года мы запустили специальную линейку товаров «эконом» в категориях «овощи и фрукты», «молочные товары», ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников отметил, что в некоторых торговых сетях цены на овощи могут быть ниже закупочной стоимости.
Впрочем, эксперты говорят, что ритейлеры давно научились манипулировать статистикой так же хорошо, как и ценами.
— Правильно поставить наценку — это наука, не стоит думать, что сети на всё ставят 30 или 40%, — сказал Сергей Юшин. — На ходовые товары, которые обеспечивают поток покупателей, например на куриные тушки, наценка вообще может быть 10%. Но человек, когда приходит в магазин, покупает ведь не только курицу — он берет еще хлеб, молоко, яйца, мороженое, шоколадку. И таким образом набирается та наценка, которую магазин хочет с человека взять.
По словам директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, нередко отследить всю цепочку — от производителя до прилавка — бывает очень сложно. Например, очень хаотично устроен рынок овощей.
Посредник в зависимости от вида товара может быть один, а может — 5–6.
Например, компании, которые закупают рыбу за рубежом и частично перерабатывают ее здесь, сами могут развозить продукцию по торговым точкам. А сахарные заводы обычно не развозят свою продукцию по магазинам, и одна упаковка сахара по пути на прилавок может побывать у 5–6 посредников.
— Обычно посредники играют какую-то функцию — складскую, функцию переработки, сортировки, упаковки, логистики, — сказал эксперт. — К примеру, такой посредник, как дистрибуторский склад, принимает машины от разных предприятий, потом формируют заказ для магазина и отвозит его. Каждое предприятие считает, насколько оно в состоянии самостоятельно развозить товар по торговым точкам. И многие приходят к выводу, что легче и дешевле воспользоваться услугами дистрибуторского склада.
Анна Вовк пояснила, что посредники (торговые компании) необходимы рынку потому, что они освобождают производителей от множества издержек.
— Проблематично заниматься поставками продукции напрямую в торговые сети, так как это сопровождается огромным количеством проблем: договоры, «выбивание» долгов (это работа юристов, бухгалтеров), логистика (перевозка и складирование) и т.д. — на себя эти задачи берут оптовики, — говорит Вовк. — Реальная себестоимость этого процесса по Москве от 6 до 10%, по России он еще ниже.
Недавно генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%. Однако никаких жестких санкций в отношении ритейлеров так и не было принято. И пока ФАС, прокуроры и правительство будут спокойно наблюдать за скачкообразным ростом цен на продукты питания, вряд ли аппетиты сетевиков уменьшатся.