Северо-Восточное территориальное управление готовится к путине 2015 года
Смена руководства СВТУ ФАР в самом начале путины 2014 года обескуражила многих - чиновников, рыбопромышленников, браконьеров. Вроде бы, классическим стал уже девиз "Коней на переправе не меняют", но именно на "переправе" и именно "коней" (ведущих игроков - руководителей, их заместителей, начальников отделов, старших государственных инспекторов) снимали и меняли в течение всей путины. Об этом сообщает fishkamchatka.ru.
Правда, на показателях работы управления это особо не отразилось - сотрудники СВТУ закончили путину 2014 года даже с более высокими показателями по целому ряду позиций, что отмечал в своем интервью нашему изданию руководитель СВТУ Александр Викторович Христенко.
Но на массовых увольнениях дело не остановилось. В настоящее время в недрах СВТУ разрабатывается проект системной силовой борьбы с браконьерством, как, прежде всего, криминальным явлением.
Это, как мы понимаем, действие принципа "кнута" - обеспечение жесткого взаимодействия рыбоохранных и правоохранительных структур, направленного на пресечение как незаконного вылова лососей, так и незаконного оборота рыбы и икры.
Проект находится в стадии разработки и согласования и вполне возможно, что он, по известным причинам, не будет доводиться до широкой общественности.
Но принцип "кнута", как известно из мировой практики, работает только в союзе с принципом "пряника".
И не так давно, в конце января текущего года, общественность (и не только общественность!) Камчатского края была взбудоражена неожиданным (и парадоксальным по своей сути!!) предложением руководства СВТУ и подведомственной ему структуры - "Севвострыбвода", которое было дано жителям браконьерской столицы Камчатки - поселка Октябрьский, расположенного на берегу лимана реки Большой, где собственно, начиная с 1998 года, и зародилось массовое браконьерство на полуострове.
Но сначала небольшое вступление. В районе поселка Октябрьский имеется несколько речных и морских рыбопромысловых участков для организации спортивного и любительского рыболовства. Но, согласно жалобы жителей поселка, направленной губернатору Камчатского края В.И. Илюхину, жители поселка не имеют доступа к этим участкам, контроль над деятельностью которых захватила в свои руки некая группа людей, успешно процветающая на промысле лососей под прикрытием спортивных лицензий Проверка показала, что факты, изложенные в жалобе имеют место быть. И тогда жители Октябрьского попросили выделить для них еще один лицензионный речной участок прямо в центре поселка, чтобы иметь возможность обеспечить свои семьи рыбой.
Руководство СВТУ и "Севвострыбвода" приехало на встречу с жителями Октябрьского, отдавая себе полный отчет в том, что никакого нового участка для спортивного и любительского рыболовства ни в поселке Октябрьском, ни в каком другом месте Камчатского края и России открыть нельзя, так как Президент России В.В. Путин наложил мораторий на создание таких участков до той поры пока не будет принят Государственной Думой Закон о спортивном и любительском рыболовстве.
Но они приехали с очень конкретным, очень спорным и невероятно сложным по реализации предложением о том, как обеспечить доступ к рыбе для личного потребления всех, без исключения жителей поселка Октябрьского, имеющего там постоянную прописку и проживающего в поселке.
Есть Постановление губернатора Камчатского края о биологической норме потребления рыбы на Камчатке для коренного и местного населения. Это Постановление пока не действует в отношении местного населения, так как нет регионального закона "О гарантиях прав коренного населения Камчатского края", в котором может быть прописан Порядок распространения прав коренного населения на местное население, проживающее на территории постоянного проживания КМНС.
Руководитель "Севвострыбвода" Д.Ю. Шмидт, в ведомстве которого находятся морские рыбопромысловые участки №№ 153 и 139 предложил жителям и администрации поселка Октябрьский заключить соглашение с его ведомством об обеспечении на своих РПУ жителей поселка приоритетным правом на вылов лососей из расчета 100 кг на душу населения в соответствии со списком постоянных жителей поселка, утвержденного администрацией и под контролем не только государственных инспекторов рыбоохраны и сотрудников "Севвострыбвода", но и общественных инспекторов рыбоохраны из числа жителей поселка. "Севвострыбвод" берет на себя задачу обратиться в Министерство рыбного хозяйства Камчатского края о выделении квот для организации спортивного и любительского рыболовства на этих участках в соответствии с потребностями жителей поселка.
Трудно сказать, насколько выполнимой будет поставленная "Севвострыбводом" задача. Вопрос в другом - задача поставлена и от ее решения будет зависеть очень многое в отношении населения к "слову и делу" государственной рыбоохраны.
Но мне удалось быть участником еще одной встречи руководства СВТУ. На этот раз разговор о рациональном использовании важнейшего богатства Камчатки и устойчивом рыболовстве начали не государственные служащие, а сами рыбопромышленники, серьезно озабоченные состоянием запасов лососей в бассейне крупнейшей лососевой реки полуострова - реки Камчатка.
Возглавлял делегацию президент Ассоциации рыбопромышленников Усть-Камчатского района, депутат Законодательного Собрания Камчатского края А.А. Копылов. Во встрече также приняли участие В.И. Мазур (ООО "Соболь", депутат районной Думы), С.И. Мартынюк (ЗАО "Энергия"), А.Л. Козлов (ООО "Ничира"), С.С. Костенко (ООО "Дельта Фиш ЛТД").
Одним из первых вопросов, которые поставили рыбопромышленники перед государственной рыбоохраной - введение запрета на промысел чавычи в бассейне реки Камчатка, запасы которой очень серьезно подорваны крупномасштабным дрифтерным промыслом в море (а также, как утверждают камчатские ихтиологи -- при траловом промысле минтая) и массовым браконьерством в верховьях реки, где находятся главные нерестилища чавычи. Для осуществления этого запрета рыбопромышленники предложили уменьшить размеры ячеи на плавных сетях, с помощью которых ведется промысел лососей в реке, до 80 мм.
Следующий вопрос - организация дополнительных рыбоохранных постов в наиболее значимых для борьбы с браконьерством местах (Хваленка, р. Хапица, р. Еловка) и привлечение общественных инспекторов рыбоохраны из числа студентов КГТУ и молодых специалистов КамчатНИРО, чтобы, помимо помощи государственным инспекторам рыбоохраны и общественного контроля за их деятельностью, "общественники" могли бы осуществлять и мониторинг запасов лососей, проводить необходимые биоанализы.
Третий вопрос был наиболее сложным для каждой из сторон - он касался режима проходных для лососей дней, когда промысел полностью прекращался на один-три дня. По решению Ассоциации (а оно было принято еще несколько лет назад) с каждого килограмма добытого лосося рыбопромышленники перечисляют средства на социальные программы района, утвержденные администрацией, то есть объемы выловленной и переработанной в районе рыбы - это не только рабочие места и налоги, но дополнительные реальные деньги для повышения социального благополучия в районе. Сам Усть-Камчатск, разрушенный в период топливной катастрофы 1998 года, поднялся благодаря рыбакам.
И вот ситуация, которая сложилась в районе. Подчеркнем, что при этом с 1 июня начал активно действовать крупномасштабный японский и российский дрифтерный промысел, целиком и полностью нацеленный в это время на устькамчатскую нерку (озерновская нерка идет на нерест во второй половине июля). Цитируем справку, которую устькамчатские рыбопромышленники подготовили для СВТУ:
"По итогам путины 2014 года период промысла от начала до окончания с 01.06. по 22.08. 2014 года составил - 83 дня, из которых 22 дня проходных (июнь - 7 дней, июль - 9 дней, август - 6 дней), 20 дней штормовых ( июнь - 5дней, июль - 8 дней, август - 6 дней), 41 день - промысловых". Ус
Как можно работать в таких условиях? Профессиональные рыбаки переквалифицируются в браконьеров и ведут нелегальный промысел. Простаивают рыбопереработчики. А на дрифтерном промысле нет никаких запретов - они ловят круглосуточно и исключительно ту рыбу, на которую и устанавливается запрет не только на речных, но и на морских участках.
Рыбопромышленники Усть-Камчатского района предложили свое видение решения этой проблемы: проходные дни вводить только в реке (или минимальное количество на морс ких участках). Для контроля за промыслом (и в реке, и на морских ставных неводах) создать районные штабы лососевой путины по образцу краевого и общедальневосточного с включением в эти штабы представителей всех тех организаций, которые уполномочены государством регулировать промысел лососей, сохранять запасы и обеспечивать воспроизводство на необходимом уровне, включая СВТУ, рыбохозяйственную науку, УМВД, МЧС, ФСБ, ГИМС, и проводить еженедельные заседания штаба. Тогда появится объективная информация о ходе путины, реальной промысловой нагрузке и необходимости введения того или иного количества проходных дней или даже полный запрет при промысле того или иного вида лососей, исключая любой волюнтаристский подход сверху.
Я с интересом наблюдал за участниками этой встречи - то, с каким энтузиазмом и устькамчатцы и представители СВТУ (в разговоре принимал участие и заместитель руководителя СВТУ по вопросам рыбоохраны И.Д. Пожарский) обсуждали эти вопросы.
Интересно было и в поселке Октябрьском - я ждал привычного бурного обсуждения этого, всегда непростого на Камчатке, рыбного вопроса, но зал молчал, не ожидая встречного предложения "Севвострыбвода", которое многих из жителей поселка могло бы вывести из привычного статуса "бытового браконьера". И зал молчал, "переваривая" услышанное.
Теперь же я видел обратное - то впечатление, которое произвели устькамчатцы на руководство СМИ: обе стороны говорили не только на понятном каждому языке, но и видели реальные возможности каждой из сторон для решения тех проблем, которые являются общими и для тех, кто охраняет рыбу, и тех, кто ее добывает. Они спорили, перебивая друг друга, увлеченные, каждый по своему, услышанным, дополняя и уточняя то, что казалось каждому из участников этой встречи наиболее важным, наиболее значимым.
Но общим было их мнение о том, что пока на Камчатке существует незаконный оборот икры, пока существует повсеместная система скупки этой икры у местного и коренного населения, до той поры, пока "икряной бизнес" будет приносить "бизнесменам"-браконьерам сверхприбыль, пока "левая" продукция будет безнаказанно появляться на рынке говорить о какой-то реальной борьбе с браконьерством, как незаконным промыслом лососей, невозможно.
Итак, как мы видим, СВТУ ФАР готовится к путине 2015 года в новом формате реального взаимодействия с местным населением, местным бизнесом, местными природоохранными и правоохранительными органами.
До сих пор все это взаимодействие было только на словах.
Жизнь покажет, как это может осуществиться на деле…