Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам общественных слушаний
19 декабря 2014 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий состоялись общественные слушания на тему: «Ветеринарная сертификация: влияние на бизнес-климат в России, проблемы и перспективы». Об этом сообщает pollock.ru.
Участники слушаний обсудили текущую ситуацию с ветеринарной сертификацией в России, ее предназначение, эффективность и обоснованность с точки зрения принятых мировых практик. Было отмечено, что действующая в России система ветеринарной сертификации сопряжена со значительными необоснованными издержками для хозяйствующих субъектов и является административным барьером для развития экономики страны. В частности, ветеринарная сертификация в России характеризуется отсутствием единообразия механизмов на федеральном и региональном уровнях, непрозрачностью системы оплаты за выдачу ветеринарных сопроводительных документов и оплаты иных услуг в сфере ветеринарии, избыточным количеством продукции, подлежащей ветеринарной сертификации, и избыточным набором сопроводительных документов. При этом ветеринарная сертификация осуществляется без учета степени ветеринарного риска подконтрольной продукции и принципов обеспечения ветеринарной безопасности. В целом, ветеринарная сертификация в России не соответствует принципам организации ветеринарного контроля в других странах.
Было отмечено, что обоснование ветеринарной сертификации для готовой (переработанной) пищевой продукции необходимостью обеспечения т.н. «прослеживаемости» готовой продукции не оправдано для молочной, рыбной отраслей, торговли. Для отдельных представителей мясной и рыбной отраслей внедрение механизма прослеживаемости в России на базе ветеринарной сертификации в рамках членства России во Всемирной торговой организации, в том числе через механизм электронной ветеринарной сертификации, вполне актуален.
Особое внимание участники слушаний обратили на необоснованные издержки, которые несут и (или) будут нести субъекты хозяйствующей деятельности в рамках осуществления ветеринарной сертификации. Они приходятся на услуги в сфере ветеринарии, в том числе сопутствующие ветеринарной сертификации: лабораторные исследования, ветеринарно-санитарная экспертиза, ветеринарные осмотры и т.п. Усложняет эту работу непрозрачность формирования тарифов на государственные услуги в области ветеринарии и их неконтролируемый рост.
Большое количество контрольно-надзорных мероприятий и необходимость оформления (переоформления) ветеринарных сопроводительных документов на возмездной основе при перемещении подконтрольных грузов по территории страны ведет к внушительным расходам, достигающим десятков миллиардов рублей. Их приходится платить хозяйствующим субъектам, занятым в производстве мясной, молочной, рыбной продукции, кормов для животных, в сфере торговли пищевой продукцией.
В ходе общественных слушаний было отмечено, что с изданием приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.06.2014 года № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде» (далее – Приказ) издержки рынка могут возрасти в 6-20 раз. Увеличение издержек будет связано с расширением перечня пищевой продукции и количества операций, требующих оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Учитывая, что это повлечет за собой рост цен на продукты для потребителей, участники слушаний сошлись во мнении, что необходимо при внедрении процедуры ветеринарной сертификации применять дифференцированный подход к каждой группе продукции. Было предложено провести анализ целесообразности применения электронной ветеринарной сертификации с точки зрения затрат, сократить перечень пищевой продукции, требующей оформления ветеринарных сопроводительных документов. Участниками отмечено, что необходимо предусмотреть возможность безвозмездного оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, а также составления переченя продукции, которая в настоящее время подлежит ветеринарной сертификации, по группам риска, сертифицировать которую могут лица, не входящие в систему государственной ветеринарной службы.
Если подтвердится эффективность и экономическая оправданность применения ветеринарной сертификации в электронном виде в отношении продукции, на которую в настоящее время не оформляются ветеринарные сопроводительные документы, важно это делать исключительно на безвозмездной основе. Кстати, данный механизм предусмотрен вышеуказанным приказом и является позитивным моментом для ряда отраслей пищевой промышленности, которые в настоящее время осуществляют ветеринарную сертификацию на бумажных носителях.
В настоящее время система электронной ветеринарной сертификации находится в стадии разработки, и требуется дополнительная проработка вопроса о массовом её внедрении на всей территории России. Для этого необходимо провести дополнительный анализ, определить сроки внедрения системы и объемы необходимых ресурсов.
По результатам состоявшегося обсуждения участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
Государственной Думе Российской Федерации
1. Рассмотреть возможность принятия в ближайшее время проекта федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (в части установления ветеринарных правил) с учетом мнения экспертов в области ветеринарии с целью создания эффективной структуры государственной ветеринарной службы и возможностью привлечения к решению задач по обеспечению ветеринарной безопасности иных специалистов в области ветеринарии.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации
1. Рассмотреть вопрос о проведении анализа перспектив массового внедрения механизма электронной ветеринарной сертификации на всей территории России с целью определения реальных сроков внедрения системы, а также необходимых для этого ресурсов.
2. Рассмотреть возможность внесения следующих изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.06.2014 года № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде»:
– сокращение перечня продукции, для которой потребуется сопровождение ветеринарными сопроводительными документами при перемещении по территории России;
– разделение продукции по группам риска и определение группы продукции, сертифицировать которую могут лица, не входящие в систему государственной ветеринарной службы, или иные специалисты в области ветеринарии;
– установление безвозмездного характера оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях;
– отмена ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторных исследований переработанной пищевой продукции.
2. Рассмотреть возможность проведения пилотных проектов по внедрению электронной ветеринарной сертификации с привлечением ветеринарных служб субъектов Российской Федерации во всех заинтересованных отраслях пищевой промышленности, а также в сфере торговли пищевой продукцией.
3. Рассмотреть возможность внесения изменений в правила установления тарифов на ветеринарные услуги, совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие:
– утверждение единого перечня видов ветеринарных услуг, которые могут оказываться на платной основе сотрудниками государственных учреждений, входящих в систему ветеринарной службы России;
– утверждение единого перечня видов ветеринарных услуг, которые могут оказываться на безвозмездной основе сотрудниками государственных учреждений, входящих в систему ветеринарной службы России;
– разработку и утверждение единой методики формирования тарифов на ветеринарные услуги, оказываемые сотрудниками государственных учреждений, входящих в систему ветеринарной службы России.
Общественной палате Российской Федерации
1. Рассмотреть вопрос о создании в Общественной палате рабочей группы по вопросам мониторинга вопросов осуществления ветеринарного контроля/надзора и оформления ветеринарных сопроводительных документов в России.