{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Растущему спросу на консервы радуются отечественные производители

25 февраля 2015 12:36

Запасаться консервами в трудные времена — это в России на уровне инстинкта. Растущему спросу на консервы радуются прежде всего отечественные производители, поскольку иностранные игроки покидают российский рынок. Об этом сообщает Коммерсант.

Мечта, а не рынок

Консервы популярны по двум причинам: они не портятся, и цена на них хоть и выросла, но совсем не так, как на портящиеся продукты. Свежие овощи, мясо и рыба подорожали в полтора--три раза. "Потребители явно запасают консервы впрок,— объясняет Нигматуллин,— так как высоки инфляционные ожидания. Покупка консервов рассматривается ими как своего рода инвестиция".

Впрочем, не все сегменты растут одинаково: овощные консервы быстрее, чем мясные и рыбные. "Мясная консервация — это вообще нафталиновая группа,— рассказывает управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев.— Там исторически присутствует множество игроков, в основном в низком сегменте. Рыбная же отрасль, наоборот, растет и дорожает на глазах. Рыбные консервы в основном позиционируются как деликатес, и это позволяет обоснованно повышать цены".

Цены на консервы тоже растут. "Рост цен на консервы за последнее время составил от 25% до 100%",— рассказывает начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. Впрочем, ритейлеры часто включают консервы в скидочные акции, и это заметно стимулирует спрос. "Если цена становится ниже, чем на рынке, то спрос увеличивается в пять-шесть раз",— констатирует Русанов. "Снижается спрос на те консервы, которые сделаны полностью из импортных продуктов,— отмечает Гулевский.— Например, на фруктовые, в частности маринованные ананасы. А вот на маринованные томаты, огурцы, кабачковую икру спрос растет".

Возможность повышать цены российские производители получили, в частности, благодаря тому, что конкуренция на их рынке заметно снизилась. Прелесть ситуации для российских производителей в том, что с потребителем, охочим до их продукции, они остались фактически один на один. Помимо продовольственных санкций в отношении западных стран российский рынок поддержал и запрет на ввоз консервов из ближнего зарубежья. "Запрет Роспотребнадзора на импорт молдавской и украинской консервации пришелся на период сбора и переработки сезонных овощей, поэтому российские компании смогли нарастить объемы производства",— рассказывает заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.

Многие иностранные игроки начали размещать заказы на российских заводах: теперь украинские "Нежин" и "Верес" производятся в России. "Высокопроизводительных консервных заводов в стране не более пяти, и их мощности сейчас востребованы и брендодержателями, и розничными сетями для выпуска продукции под собственными торговыми марками",— поясняет Леонов.

В принципе процессы консолидации в отрасли начались раньше. За последние годы компания Bonduelle купила Cekab, ГК Ruspole Brands (бренд "Дядя Ваня") — ГК Corrado, холдинг "Помидорпром" объединился с компанией Lutik и взял в управление "Балтимор". В результате на рынке осталось не более десяти федеральных игроков, и их число сокращается. Соответственно, сокращается количество брендов. До консолидации на полках супермаркетов с овощными консервами можно было насчитать до 40 брендов, уже сейчас их вполовину меньше, а до конца года, очевидно, останется в пределах десятка. "Некоторые бренды, формально присутствовавшие в сетях, выставляясь в качестве витрины, сейчас окончательно ушли в неконтролируемую розницу — там дешевле и комфортнее развивать бизнес",— отмечает Андреев.

На старт ап

Казалось бы, самое время для прихода на рынок новых игроков. "Сейчас сложились идеальные условия для роста консервных бизнесов,— подтверждает Алексей Андреев.— Уход с полок украинских, молдавских и прочих зарубежных игроков привел к образованию вакуума".

Новички действительно есть. Активность наблюдается в самом высоком сегменте — рыбном. В конце августа, сразу после того, как Россия ввела продуктовые санкции, на Дальнем Востоке открылась небольшая компания "Охотскморепродукт", которая занялась выпуском рыбных консервов. Затраты на открытие бизнеса были невысокими. Компания разработала собственный бренд, а производство ведет на местных рыбзаводах. "У нас есть две схемы сотрудничества с заводами,— рассказывает директор "Охотскморепродукта" Сергей Чикин.— Первая — давальческая. Мы поставляем на завод сырье, банку — одним словом, компоненты для производства консервов, а они уже выпускают продукт под нашей маркой. Вторая схема — покупаем готовый продукт, который устраивает нас по качеству, в нашей этикетке под своей торговой маркой Dalflot. Таким образом мы, в частности, помогаем с загрузкой местным рыбзаводам".

Первую партию тихоокеанской сайры в масле (локомотив продаж, как ее любовно называет Чикин) и сайры без масла под собственным брендом Dalflot новое предприятие продало в декабре. "Перед Новым годом продажи у нас росли, но в январе наступила пауза — консервы выросли в цене от 18% до 25%,— рассказывает Чикин.— Это было связано с ростом цен на сырье, текущими дополнительными расходами на хранение в холодильниках, а также повышением стоимости жести для банки. Если раньше мы закупали банку по 5,7 рубля, то сейчас предстоит уже по 7,3 рубля. И это продукция отечественных производителей, которые объясняют повышение цен подорожанием листовой жести. Цена растет также из-за того, что с рынка исчезла китайская банка и жесть: из-за роста курса валют они повысились в цене и перестали составлять конкуренцию нашим производителям. В результате сложилась ситуация, когда у конкурентов в регионах консервы в запасах оставались по старым ценам, а у производителей цены поднялись. Была пауза по адаптации рынка к новым ценам".

Проблема, однако, в сырье. Сайра — это 70% всех дальневосточных консервов, а ловят мало и потому докупают в Японии. По нынешним ценам закупать дорого, и, кто из производителей выживет, будет понятно только к лету. "Из-за высокой стоимости сырья некоторые виды дальневосточных консервов сейчас вообще невыгодно производить,— рассказывает Чикин.— Например, лососевые и сельдь, соответственно, их пока и не выпускаем".

Источник: Коммерсант
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>