«Вопрос организации арктической контейнерной линии станет актуален в случае успешной реализации проекта по перевозке рыбы»
В России рассматривается возможность организации перевозок рыбы с Дальнего Востока в Мурманскую область посредством Северного морского пути, а в перспективе - создания регулярной арктической контейнерной линии. Об этих планах в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин.
- Алексей Михайлович, насколько целесообразно доставлять дальневосточную рыбу в Мурманск по Северному морскому пути (СМП)?
- Вопрос доставки рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России Северным морским путем (далее СМП) в условиях введения в августе 2014 года эмбарго на импорт некоторых видов продукции из стран Евросоюза приобретает особую актуальность.
Железнодорожные перевозки рыбы и рыбопродукции из Дальневосточного региона в центральную часть России, особенно, в период путины, всегда сопряжены с большими сложностями из-за необходимости многочисленных перевалок, дефицитом железнодорожных рефрижераторных секций и постоянным ростом стоимости перевозки. По итогам 2014 года тариф доставки составлял до 11,5 руб. за килограмм рыбы, при этом время доставки достигает двух месяцев.
Наиболее благоприятное время для плавания по СМП август – сентябрь совпадает с временем путины лососевых на Камчатке. Таким образом, отправка рыбопродукции морским путем позволит существенно сократить время доставки, позволит избежать простоя судов при разгрузках в дальневосточных портах, возникающих из-за нехватки холодильников и сохранить качество рыбной продукции из-за рисков размораживания продукции при многочисленных перевалках.
- Какую инфраструктуру необходимо создать в Мурманской области для приема рыбной продукции, поступающей по СМП?
- Учитывая наличие в Мурманске специализированного рыбного порта с хорошими холодильными мощностями (свыше 40 тыс. тонн единовременного хранения только в порту), предлагается создать в Мурманске транспортно-логистический центр по перевалке рыбы и рыбопродукции. В течение сравнительно короткого навигационного периода необходимо обеспечить максимальный объем перевозок, для чего суда-рефрижераторы должны работать на направлении Петропавловск-Камчатский – Мурманск. Это позволит каждому судну выполнить не менее двух круговых рейсов, что значительно удешевит перевозку. По данным 2011 года, когда были выполнены первые рейсы с рыбой по СМП до Санкт-Петербурга, даже с учетом обратного балластного пробега доставка обошлась примерно 3 руб. за килограмм.
- Не сделает ли необходимость ледокольной проводки на СМП слишком дорогой такую логистику?
- На совещании (состоявшемся в конце февраля 2015 года и посвящённом организации доставки рыбы из регионов Дальнего Востока в Европейскую часть России по Северному морскому пути через порт Мурманск – Ред.) также обсуждался вопрос стоимости ледокольной проводки. Если удастся избежать персональной проводки судов ледоколами, возникнет реальная возможность сокращения этой части затрат. «Атомфлот» подтвердил готовность обсуждать эти вопросы и искать взаимоприемлемые решения.
- Имеется ли достаточный спрос на рыбную продукцию с Дальнего Востока?
- Конечно, очень важно обеспечить сбыт всей доставляемой продукции, для чего принято решение привлечь к работе крупные оптовые компании, занимающиеся реализацией рыбной продукции.
Следующее заседание запланировано провести уже в Москве или на Камчатке с тем, чтобы постараться решить все сложные вопросы до начала летней навигации на СМП.
- Каковы перспективы создания контейнерной линии между Мурманском и Петропавловск-Камчатским?
Вопрос контейнерной линии между Мурманском и Петропавловск-Камчатским возникает в случае успешной реализации проекта по перевозке рыбы. В 2016 году «Атомфлот» должен запустить в работу атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», который будет способен значительно расширить временные рамки использования СМП для транзитных перевозок. В этом случае возникает возможность переключить на СМП грузы снабжения Дальневосточных регионов, прежде всего Камчатки, которые сегодня доставляются из европейской части страны по железной дороге и далее морем. Таким образом, может быть сформирована отечественная грузовая база для перевозок на этом направлении. На совещании договорились, что специалисты Управляющей компании «Мурманский транспортный узел» проработают вопросы наличия грузовой базы совместно с транспортными научными институтами.
Комментарий управляющего директора «Формаг Лайнер» агентства United Arab Shipping Company Кирилла Тюленева:
- Развитие Северного морского пути формирует стратегическое преимущество российской транспортной отрасли для национальных грузопотоков и реализации транзитного потенциала.
Использование ресурсов Северного морского пути позволит глобально изменить систему международной внешней торговли. Открытие регулярных судозаходов между Мурманском и российскими портами Дальнего Востока оптимизирует транзитное время и энергопотребление судна относительно соответствующих показателей перевозки через Суэцкий канал.
Для реализации стратегического потенциала Северного морского необходимы глобальные инвестиции в транспортную инфраструктуру, которая сможет обеспечить возможность регулярных судозаходов.
При прогрессивном развитии транспортной инфраструктуры данного направления, Северный морской путь будет востребован и транзитными грузопотоками европейских потребительских рынков.