ФАС намерена запретить рыбакам торговать промысловой историей |Фото
26 марта в Федеральной антимонопольной службе состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса. Свою позицию в отношении перспектив распределения рыбных квот в 2018-ом году ведомство представило экспертам. Участники совещания дали свою оценку и предложения. FishNet.ru приводит обзор дискуссии по главному для отрасли вопросу.
Основной доклад по вопросу «О модернизации исторического принципа» представил экспертам Заместитель руководителя ФАС Алексей Доценко. « - Основная цель применения «исторического принципа» - это поощрение владельцев долей квот добросовестно осуществлять рыболовство в течение 10-ти лет путём предоставления им преимущественного права на вылов ВБР на новый 10-летний период без проведения торгов. В тоже время само понятие «исторический принцип» в действующем законодательстве отсутствует. Невмешательство госорганов в модернизацию «исторического принципа» создаёт предпосылки для уменьшения количества добросовестных участников промысла», - отметил в начале своего выступления Алексей Доценко.
Он пояснил, что в качестве обоснования законодательного закрепления квот на 10 лет в 2008-ом году заявлялось обновление флота и его окупаемость, однако обновления флота так и не произошло. Далее Алексей Доценко озвучил результаты, к которым пришло рыбное хозяйство страны: « - Отсутствие инвестиций, отрасль не развивается и находится в упадническом состоянии. Физический износ флота - 90%. В большинстве случаев долями квот владеют уже не те лица, которым они были предоставлены в 2008-ом году, появился целый пласт «рантье», которые перепродали свои квоты, и, не осуществляя сами вылов, получают с этого прибыль. Во многих случаях доли квот были изначально закреплены в монополистических размерах», - именно эти выводы и стали причиной и основой модели модернизации «исторического принципа», разработанной ФАС.
Напомним, что данные, предоставленные рыбацкими объединениями, РСПП, цифры статистики несколько иные, а по некоторым тезисам прямо противоположные. Именно этот факт вызывает наибольшие опасения, ведь от того, что заложено в основание модели, зависят те плоды и результаты, которые эта модель в итоге даст экономике.
Алексей Доценко довёл до сведения экспертов официальную позицию ФАС в отношении депутатского законопроекта по увеличению сроков закрепления договоров пользования ВБР до 25-ти лет. По мнению ФАС, такая мера ошибочна, так как приведёт к необоснованному сокращению количества субъектов рыбохозяйственного комплекса, сокращению количества аукционов, к сокращению доходов в региональные и федеральный бюджеты.
« - Отсутствие конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, монополизация рынков вылова и реализации ВБР, ведущая к установлению монопольных цен рыбу, создание серых посреднических схем в отрасли рыбодобычи, - серьёзные основания для изменения законодательства», - считают в ФАС.
Антимонопольная служба предлагает сделать продажу квот в форме реорганизации компаний невыгодной. « - Доля квоты должна определяться в зависимости от объёма вылова каждого субъекта по отношению к общему объёму вылова за 9 лет. При таком условии компания, купившая квоту у другой компании, не сможет рассчитывать на получение такого же объёма при следующем распределении ресурса. Рассчитывать можно будет только на тот объём, когда ловил сам. Высвободившиеся таким образом объёмы квот предлагается распределить на аукционах», - пояснил Алексей Доценко.
Кроме этого, ФАС предлагает не увеличивать срок закрепления квот, предусмотреть обязательства к пользователям в части обновления промыслового флота, повысить процент обязательного освоения ресурса и зафиксировать обязанность добычи только собственными судами и находящимися в лизинге. « - ФАС проинформировала о своей позиции руководство страны, курирующего вице-премьера, Росрыболовство, но обратной реакции пока не услышала», - отметил начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Вадим Соловьёв.
По сути, позиция ФАС сводится к тому, что свою промысловую историю (право промысла, которым наделяет рыбака государство) невозможно будет ни купить, ни продать, за исключением возможности приобретения лимитов у государства на аукционе. Чиновник подчеркнул, что ФАС считает справедливым предлагаемый принцип, при котором компания сможет воспользоваться квотой другой компании лишь с момента её покупки либо присоединения и будет иметь право исключительно на свой период вылова. Пока же схема модернизации законодательной базы до конца ещё не проработана, ФАС обратилась к экспертам высказаться непосредственно по самому принципу предложенных изменений.
« - По данным Росрыболовства, по результатам нашего опроса лизинговых компаний красивой картинки не складывается. Инструменты лизинга по закладке и выпуску судов не работают, в отрасль не идут финансы, не идёт «свежая кровь». В рамках конкурентной среды в «закрытый клуб рыбаков» войти не возможно», - уверены в ФАС.
Член экспертного совета, заместитель председателя правления НО АПРФХМ, генеральный директор ООО «Севрос» Сергей Махотин в своём выступлении заметил, что рыбаки выступают за сохранение «исторического принципа» и поддерживают двумя руками «за» 25-летниий срок договоров. Исправить надо лишь отдельные шероховатости. « - Во всём мире сперва удовлетворяют спрос собственного берега и только после этого отдают ресурсы на экспорт. У нас же сейчас в Мурманске всё наоборот. Необходимо сделать так, чтобы «исторический принцип» трактовался в пользу рыбаков, поставляющих охлаждённую рыбу на российский берег. Ведь себестоимость охлаждённой рыбы выше, чем мороженной. Нам приходится работать в менее щадящих условиях в сравнении с экспортёрами, которые не знают проблем с контролирующими службами, и которым заход в российский порт представляется как жуткое дело», - описал положение дел Сергей Махотин.
Вадим Соловьёв задал экспертам вопрос – откуда появилась вообще цифра 25 лет, предлагаемая депутатами и Росрыболовством?
« - Перед рыбаками ставят задачу строить новые суда на российских верфях. Соответственно предприятие-заказчик строительства нового судна должен понимать горизонт планирования на весь период работы такого судна, иначе строить никто не станет. 25-30 лет – это средний срок стоимости службы судна», - пояснил Президент ВАРПЭ Александр Фомин. « - Если хозяйствующий субъект заказывает новое судно, возможно ему и можно предоставить квоту на 25 лет как аналог «квот под киль», чтобы он смог окупить вложенные затраты», - предположил Вадим Соловьёв.
« - 25 лет – это гарантия рыбаку, что за этот период чиновники не будут пытаться поменять «правила игры», - добавил Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.
Член Экспертного совета при ФАС, генеральный директор четырёх рыбодобывающих компаний Мурманска, доктор экономических наук, профессор МГТУ Юрий Задворный в дискуссии с Вадимом Соловьёвым в отношении состояния флота подчеркнул факт, что тот, кто хочет остаться в рыбной добыче не сможет работать «на старье». Чтобы «быть на волне» и развиваться, основные фонды надо обновлять раз в 8-10 лет. При сроке закрепления квот на 25 лет, цена компании вырастает пропорционально в 2,5 раза. Владельцы хотят капитализировать свои компании, поэтому поддерживают эту цифру.
« - У нас два принципиально разных подхода. Рыбаки считают квоты оценочным имуществом компании, а я считаю, что квота - это временно предоставленное государством право на вылов, и у нас она не имеет рыночного оборота, и не должна оцениваться и быть стоимостью компании», - прокомментировал позицию ФАС Вадим Соловьёв.
В отношении модернизации «исторического принципа» Вадиму Соловьёву оппонировал Советник директора ФГУП «ВНИРО» Сергей Синяков. « - Средний возраст нашего флота 27,5 лет, что соответствует среднему возрасту рыболовного флота ЕС, где большинство судовладельцев вкладывают деньги не в постройку, а в модернизацию судов. Работа флота жёстко регламентирована регистром, и флот не соответствующий техническим условиям работать не сможет. За период «исторического принципа» вложения в основные фонды отрасли выросли в 5 раз. Слияния, разделения, покупка и реорганизация компаний осуществляется в полном соответствии с Гражданским Кодексом РФ и действующим законодательством. Тезис о том, что отрасль не развивается, оставлю без комментариев. Получается, что в обоснование необходимости модернизации «исторического принципа» закладываются основания, не соответствующие действительности. Это означает, что других оснований не существует», - такие аргументы привёл представитель науки.
Сергей Синяков указал, что основные задачи сегодня в отрасли – это обеспечение продовольственной безопасности и преодоление на 90% сырьевой структуры экспорта, чем мы создаём добавленную стоимость и рабочие места в других странах. Эксперт привёл статистику по недоосвоению ресурсной базы. Так, ресурсы своей экономзоны российские рыбаки осваивают на 85%, в зонах иностранных государств на 65-70%, открытые районы Мирового Океана всего лишь на 10%. По мнению эксперта, предлагаемые ФАС меры не убеждают и не решают ни одной из перечисленных проблем. А в случае, если всё же они будут реализованы, это приведёт к выводу значительной части ресурсов на аукционы. И доступ к ресурсу получит опосредованный разными группами иностранный капитал.
« - В конечном итоге выходит несоответствие выдвигаемых оснований действительности, отсутствие решения значимых для отрасли и страны задач и создание предпосылок для входа в отрасль иностранного капитала. В контексте таких аргументов и последствий поддержать такую «модернизацию» я не могу», - сформулировал свою позицию Сергей Синяков.
Представитель Минсельхоза Алексей Осинцев обратил внимание собравшихся, что эффективность оценивается экономическими показателями, при этом, когда есть развитие, то есть и синергетический эффект. « - Основная цель законопроекта Минсельхоза – создать условия, при которых рыба, прежде всего, будет поступать на российскую переработку и потребительский рынок. Эти условия и оцениваются нами как модернизация принципа. Проблему ценовых колебаний на продукцию в № 166-ФЗ не решить. Здесь надо идти другим путём», - отметил представитель министерства.
Позицию перерабатывающих предприятий высказал исполнительный директор Рыбного Союза Сергей Гудков. « - Если по факту получается, что рыбаки приватизировали за собой природный ресурс, и другие граждане, другие предприниматели пройти в этот «закрытый клуб» не могут, тогда надо говорить о том, как это компенсировать. Давайте при распределении квот учитывать отдачу от реализации природных ресурсов экономике страны. Это и налоги, и рабочие места», - предложил представитель объединения. Он сообщил, что в целом «исторический принцип» Рыбный Союз поддерживает. « - Чем более длительные «правила игры» на рынке, тем рынок ведёт себя стабильнее. Если «правила игры» короткие, то каждый пытается от всего урвать максимум. С точки зрения продовольственной безопасности, стабильности и развития, долгосрочные «правила игры» – наиболее выгодные», - считают в Рыбном Союзе.
Наряду с этим, Сергей Гудков отметил, что Рыбный Союз предлагает перераспределять квоты в рамках «исторического принципа» в пользу тех добывающих компаний, которые поставляют уловы на внутренний рынок для переработки и розничной реализации. И пересматривать это раз в 2-3 года. « - Если ты заключил контракт с рыбопереработчиком либо сам переработал рыбу на судне, построил своё перерабатывающее предприятие либо продал в розницу, то через 2-3 года ты имеешь прибавку в 10-15% за счёт тех компаний, которые поставляют сырьё на экспорт. Это даст стимул добывающим компаниям искать каналы сбыта на внутренний рынок или же экспортировать рыбу, но уже с высокой добавленной стоимостью, хотя бы филе», - уверены в Рыбном Союзе.
Вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» Сергей Сенников подчеркнул, чтобы стимулировать обновление и модернизацию флота компаниям необходимо обеспечить два основных условия: эффективную работу с хорошей прибылью и долгосрочный горизонт планирования. « - В Норвегии идут таким путём: увеличивают объём квот на судно. В результате эффективность судов увеличивается, а их количество сокращается», - привёл пример Сергей Сенников.
В заключении обсуждения Вадим Соловьёв резюмировал, что право лова – это не имущественное право, которое может передаваться по действующему законодательству. ФАС не хочет создавать в этом вопросе юридического прецедента, а предлагает решить проблемы совместными усилиями. Рыбакам был задан прямой вопрос: « - А где в 166-ом Законе обещано, что по результатам 2018-го года это право у Вас останется?».
Следует отметить, что все из присутствующих на заседании Экспертного Совета рыбодобывающих компаний, модернизировали либо ввели в эксплуатацию новые суда за последние 7 лет.
« - В ряде зарубежных стран промышленные квоты привязаны к судну. Квоты закрепляются только за судами, которые соответствуют требованиям регистра и экологическим нормативам. У нас же другая концепция законодательства – квоты закрепляются за предприятиями. Отчасти из-за этого возникает недопонимание между ФАС и рыбаками. ФАС спрашивает – почему новый флот за 10 лет не построили? А рыбакам вполне достаточно того, что есть. Рынку дополнительные суда не нужны. При действующей обязательной процентовке по освоению ВБР в 50% и облавливаемым районам промысла рыбакам не нужны дополнительные промысловые мощности.
Другой вопрос, что у нас освоение Мирового океана на уровне всего 10%. При этом объёмы дикой рыбы не увеличиваются, в то время как население Земли растёт. И если государство выразит волю идти в освоение Мирового океана, тогда потребуется новый современный добывающий океанический флот. Иначе борьбу за Мировой океан наши рыбаки проиграют. А принцип здесь таков: право промысла закрепляется за судами стран, представленными в реестрах. Объём ресурса будут регулировать промысловой мощностью флота. Соответственно страны, которые в реестрах представят современный высокопродуктивный флот на момент распределения общего ОДУ между странами – участницами конвенций, получат преимущество, сохранив при этом действующий в международном рыболовстве приоритет «исторического принципа», - такой прогноз в отношении международного рыболовства дала FishNet.ru руководитель московского представительства фонда «Марлин» Анна Горнова.
ФАС хочет разделить продажу компаний и продажу долей. Получается, что владелец компании продает то, что принадлежит государству, и получает вместо государства доход за эти права. Сколько уже таких рантье получили кучу народных денег и купаются в незаслуженном богатстве. Достаточно вспомнить целую череду продаж компаний ведущим группам, которые фактически купили квоты вместе с компаниями.
Т.е., по идее, продавая компанию, квоты надо выставлять на аукцион, и пусть покупатель компании там их покупает, а доход за квоты должен пойти государству. Хозяева же компаний хотят добавить квоты в капитализацию бизнеса, и получить не свой доход в случае продажи.
Получится правда несправедливо в отношении тех, кто уже купил компании с квотами, эти вложения частично пропадут при последующей продаже бизнеса.
Интересно, а что происходит с правами на добычу при продаже нефтяных и газовых компаний, других сырьевых бизнесов?
А тем временем рабочие суда без квот сидят без работы или облавливают чужие. У нас на флоте образовался новый класс беспреданников , батрачащих на дядю Васю за копейки , им думать о развитии вообще нельзя ! И количество таких предприятий растет с каждым годом.
Это видимо речь идет о небольших компаниях. Крупняк, насколько мне известно, утверждает, что им новый флот пока не нужен, достаточно модернизации старого. Сергей, а как по вашему решать проблему обновления флота? И попутный вопрос, с этим не связанный: какие услуги, по вашему мнению, мог бы предложить добывающим компаниям наш портал?
И ещё одно. В 2013 г прибыль АТФ составляла порядка 32 млн руб. После приобретения этого актива СЗРК прибыль уже в 2014 г выросла до 970 млн руб в 30 раз!!! Это говорит уже об искусстве эффективного управления. Важно чтобы наши ресурсы оказывались в умелых руках.
Что касается сервиса, добывающие компании пользуются Фишнетом. Я не знаю что ещё возможно раздел по флоту (купли-продажи) если только электронный судовой брокер.
Нужен компромисс. Нигде в развитых рыболовных странах не делают упор только на переработку в море, так как понимают какие это минусы для прибрежных территорий страны.
2012 год - как красиво начиналось и чем сегодня закончилось
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите а причина одна - рыбы охлажденной нет в объемах
ЦЕны зашкалили, потому что океанисты- рыбаки как обычно увлеклись экспортом в первом квартале, потому что квот для прибрежников, привозящих охлажденку, не хватает, так как сейчас распределенные объемы покрывают только 20-25% потребностей торговли и рыбопереработки, поэтому они не форсируют вылов пока не поймут, будут ли выделены им допюобъемы за счет науки и квот третьих стран по аналогии с прошлым годом. Да сейчас цены на ФОБе - присели ( в основном кстати из за падения Евро к доллару), рыбу крупных навесок в основном развернули в Мурманск, так как здесь цена ДОРОЖЕ. И цена плавно идет к равновесной на ФОБе. НО - цены сейчас ДОРОЖЕ чем в были в декабре в Мурманске в рублях на треску. Хотя в декабре цена на ФОБе была 3000$, а сейчас 2400-2700 в зависимости от навески.
Так что вы немного не так "анализируете" ситуацию.