Росрыболовство проигнорировало поручение Владимира Путина
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в лице ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (ФГУП «Нацрыбресурс») до сих пор не выполнило поручение президента РФ Владимира ПУТИНА о передаче в долгосрочную аренду отечественным предприятиям рыбохозяйственного комплекса гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в федеральной собственности, заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРППК) Георгий МАРТЫНОВ. Об этом сообщает deita.ru.
Напомним, что осенью 2014 года в профессиональном рыбохозяйственном сообществе Дальнего Востока развернулась дискуссия, связанная с решением подконтрольного Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс», заключить агентский договор с малоизвестным ЗАО «Глобойл Терминал», которому передавалось право заключать договора на оказание портовых услуг без участия существующих портово-логистических предприятий. Тем самым, вместо прозрачных отношений с операторами портов, обладающих многолетним опытом и профессиональными кадрами, навязывались, по сути, полулегальные схемы.
Фактически между государственным собственником имущества и его пользователями могла появиться непонятная прослойка, которую необходимо было содержать за счет аренды. За оказание услуг новоиспеченному «стивидору», не имеющему ни припортовой инфраструктуры, ни докеров, сулило вознаграждение в размере порядка 300 миллионов рублей ежегодно на протяжении трех лет. При этом само ФГУП «Нацрыбресурс» планировало перенаправить в свой адрес гораздо большие потоки от выручки портовиков.
В результате о ситуации стало известно президенту РФ Владимиру Путину, и одиозное решение было немедленно отменено. Агентский договор был незамедлительно расторгнут, а правительству поручено заключить долгосрочные договора аренды гидротехнических сооружений. Стоит отметить, что в рамках заключенных договоров аренды Росрыболовство могло разработать механизмы государственно–частного партнерства для привлечения инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.
– Наша ассоциация была инициатором того, чтобы передать причальные сооружения портам в долгосрочную аренду на 49 лет (Прим. ред. согласно действующего ФЗ-N 261 “О морских портах в Российской Федерации”). Нас поддержали все дальневосточные регионы, – уточнил руководитель АРППК. – Поручение президента по этому делу вышло еще 22 ноября 2014 года, со сроком исполнения два месяца. Все сроки вышли, но поручение не исполнено. При этом проект порядка передачи причалов в аренду Ассоциация подготовила и направила в правительство РФ, а именно: в Минсельхоз России, Росрыболовство и ФГУП «Нацрыбресурс». Подготовлен весь пакет необходимых документов, эту работу мы взяли на себя. Нам ответили: «Получили, спасибо, учтем».
Отметим, что в некоторых дальневосточных регионах более 75 процентов существующих причальных стенок находятся в критической степени износа и требуют скорейшей реконструкции. В первую очередь, это причальные сооружения, которыми занимается непосредственно ФГУП «Нацрыбресурс», и где нет арендаторов.
По сути, ФГУП «Нацрыбресурс» мало чем отличается от организации–рантье. Ведь оно эксплуатирует гидротехнические сооружения, которые находятся в собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), получая при этом не только арендную плату, но и средства из федерального бюджета, которые должны идти на содержание ГТС.
При этом деньги, перечисляемые в качестве арендной платы, уходят «в никуда». Менее пяти процентов арендной платы возвращается в порты Дальнего Востока в виде финансирования ремонтных работ причальных сооружений, а остальное идет на содержание аппарата ФГУП.
В Приморском крае ситуация выглядит еще более плачевней. По данным аудиторов Счетной палаты РФ, «средства, вырученные ФГУП «Нацрыбресурс» за последние 5 лет от сдачи в аренду государственного имущества в Приморском крае, не направлялись на развитие причалов».
17 марта 2015 года в ходе состоявшегося в Минсельхозе России под председательством заместителя министра сельского хозяйства, руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи ШЕСТАКОВА совещания, посвященного вопросам эффективного развития рыбных терминалов морских портов, была высказана критика в адрес портовиков. Якобы операторы рыбных портов, цитируем: «допускают деградацию инфраструктуры, сокращают обработку рыбных грузов и за последние годы практически потеряли свою специализацию, поскольку на перевалку рыбы в них приходится не более пяти процентов от всего грузооборота».
На этих весьма спорных, а зачастую некорректных утверждениях и строится аргументация руководителя отрасли. На этом фоне в Росрыболовстве заговорили о том, что единственным рычагом влияния на операторов портов остаются причальные сооружения, которые находятся в федеральной собственности. Не потому ли чиновники «тормозят» с исполнением президентского поручения, что хотят попросту «отжать» рычаги воздействия на предприятия реального сектора? Правда, на счет нынешней ситуации с работой рыбных портов «по профилю» дела обстоят иначе, чем об этом рассказывает глава отрасли.
– Только Владивостокский и Находкинский рыбные порты в свое время вместе перегружали до трех миллионов тонн рыбопродукции в год, – подчеркнул глава АРППК Георгий Мартынов. – Сейчас весь дальневосточный регион добывает порядка 2,8 миллионов тонн. Таким образом, только эти два порта способны перегрузить весь региональный улов. То, что сейчас порты занимаются перевалкой иных грузов, это не от нежелания заниматься рыбой, а от того, что рыбы в таком объеме в порты просто не поступает. Портовики конкурируют за право обрабатывать рыбопромысловые суда. В рамках реализации программы по импортозамещению намечено увеличение объемов поступления российской рыбы на российский берег, уверен, что дальневосточные рыбные порты с такими объемами легко справятся.
Редакция ИА «Дейта» намерена опросить широкий круг экспертов и участников отрасли для того, чтобы прояснить насколько обоснована аргументация главы Росрыболовства и руководства ФГУП «Нацрыбресурс».