Золотые причалы "Нацрыбресурса"
Скоро на Камчатке может произойти еще один скачок цен на продовольствие и другие товары. Это связано с намерением ФГУП «Нацрыбресурс» взимать плату за право вести грузовые работы на причалах рыбного порта. Об этом сообщает express-kamchatka.com.
Выдержит ли население новый ценник, а камчатский бизнес – очередные поборы?
В 1990-х порты, как тысячи других бывших советских предприятий, попали под приватизацию. Склады, краны, коммуникации обрели частных владельцев. Но причалы остались собственностью государства. Такой распил инфраструктуры, которая должна работать как единый комплекс, порты пережили по-разному.
Для камчатского рыбного порта потеря причалов обернулась массой проблем. Особенно тяжело стало в 2008 году, когда причалы перешли в хозяйственное ведение ФГУП «Нацрыбресурс» («НРР»).
Это госпредприятие подчиняется Федеральному агентству по рыболовству. На бумаге «НРР» занимается в рыбных портах «оказанием различных услуг с использованием закрепленного имущества». На деле его работа часто сводилась лишь к тому, что он разрешал судну встать к причалу и брал за это деньги.
Управление причалами камчатского рыбного порта «НРР» начал с 5-кратного увеличения расценок за их пользование и отказа заключать договоры на их аренду. Порт оказался фактически отрезан от причальных сооружений. Между ним и «Нацрыбресурсом» возник затяжной конфликт, который закончился для ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт» банкротством в 2011 году.
«Нацрыбресурс» остался хозяином положения, продолжая собирать почасовую дань с предприятий, чья деятельность невозможна без причалов. До недавнего времени эта дань зависела от длины судна и взималась за погонный метр. Стоянка судна в рыбном порту Петропавловска обходилась, в среднем, в 10 тысяч рублей за 1,5 суток.
А теперь «Нацрыбресурс» считает, что ему должны платить, помимо прочего, за право осуществлять на причалах грузовые работы: по 140 рублей за тонну рыбной продукции, по 165 рублей - за тонну иных грузов. В случае бункеровки судна топливом: рубль - за литр ГСМ. Подчеркиваю, речь идет о плате не за разгрузку и бункеровку (их оплачивают тем, кто данную услугу предоставляет), а только за право это сделать.
Причем платить должны и владельцы судов, которые доставляют груз на берег, и владельцы складов, которые его принимают. Соответствующий проект договора и те, и другие получили из местного филиала ФГУП «Нацрыбресурс» в начале 2015 года.
Причина этой ситуации очевидна. Причалы рыбных портов стареют, приходят в негодность. Они требуют обновления. А федеральный бюджет, который должен был выделить на это деньги, неожиданно оскудел. Жизнь ставит «Нацрыбресурс» перед необходимостью самому зарабатывать на модернизацию портовой инфраструктуры. Вот он и зарабатывает, как умеет.
«Представляется, что ФГУП «Нацрыбресурс» пытается продавать услугу, которая ему не принадлежит и которой он не оказывает, - пишет в своем обращении в ФАС председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. - Правительство России, правительство Камчатского края прилагает усилия по недопущению роста цен. Однако если рыбаков вынудят заключать подобные договоры, то платить должен будет каждый участник процесса по несколько раз (выгружающая сторона и принимающая сторона, затем - в обратном порядке), что неизбежно будет отнесено на себестоимость продукции».
Так что если «НРР» не откажется от своих планов, в скором времени Камчатку ждет взрыв цен на продукцию, которая выгружается в рыбных портах. А это не только рыба, но и многие другие товары.
Меж тем есть гораздо более простой и честный способ найти деньги на ремонт и реконструкцию причалов. Достаточно отдать их в долгосрочную аренду предприятиям, которые осуществляют на них свою хозяйственную деятельность. Став хозяином этого имущества, бизнес добровольно вложит в него нужную сумму.
Когда в 2008 году компании впервые получили рыбопромысловые участки на 20 лет, уровень инвестиций в рыбную отрасль вырос в разы. В результате на Камчатке в обновление и модернизацию береговых производств за 6 лет вложено почти 10 млрд. рублей.
Никто никого не заставлял. Нужен был только экономический стимул.