Несовершенство законодательства тормозит развитие рыбной отрасли
В последнее время все чаще звучит критика в адрес российский рыбопромышленных компаний. При этом критики «забывают», что вопрос заключается не только в желании или не желании рыбаков реализовывать свою продукцию внутри страны, но и от многих других факторов, в том числе от особенностей законодательного регулирования в сфере таможенного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного контроля, сообщает deita.ru.
Так, еще в 2010 году Комиссия Таможенного союза утвердила решением №299 санитарно-эпидемиологические показатели пищевой продукции. Однако в этот перечень не вошёл предельный показатель глазури для рыбопродукции. Национальный СанПин, утверждённый и разработанный Роспотребнадзором, такой предельный показатель содержал, а наднациональный – и, следовательно, имеющий большую юридическую силу – такой показатель не содержал. В итоге на российский рынок продолжает поступать поток некачественной, но дешевой импортной рыбопродукции.
В том же году Комиссия Таможенного союза установила решением №317 правила осуществления ветеринарно-санитарного контроля для поступающей на территорию стран – членов Таможенного союза пищевой продукции. Решение оказалось с существенным изъяном – оно уравняло отечественную продукцию, произведённую из российской рыбы и доставляемую из районов промысла в исключительной экономической зоне на таможенную территорию, с импортной продукцией, производимой за рубежом и ввозимой в страну. Кроме того, существуют и административные барьеры, затрудняющие деятельность компаний, работающих на рынке пищевых продуктов в России.
- В 2014 году вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции в части её маркировки». И сразу возник вопрос – какое ведомство будет осуществлять соответствующие контрольно-надзорные функции? – комментирует председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ. - Летом прошлого года рыбопромышленные предприятия столкнулись с взаимоисключающим толкованием указанного регламента. Мы направили письмо в Правительство РФ с просьбой разъяснить ситуацию и получили ответы: Роспотребнадзор ответил, что контроль за исполнением техрегламента осуществляет Роспотребнадзор, Россельхознадзор ответил, что контроль за исполнением регламента осуществляет Россельхознадзор.
По оценке эксперта, необходимо внести ряд изменений в законодательную базу, которые помогут избавиться от указанных недостатков.
Герман Зверев
член Правления РСПП, президент Ассоциации Добытчиков минтая
- Одними только изменениями в национальное законодательство положение не улучшим. Необходимо внести ряд изменений в процедуры рассмотрения и утверждения решений Евразийской экономической комиссии, - уверен президент АДМ.- Первое. Предусмотреть полноценную процедуру оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК, особенно при подготовке санитарных и фитосанитарных мер.
Второе. Изменить порядок внутригосударственного согласования, предусмотрев процедуру внесения изменений в сформулированную по итогам ВГС позицию с учётом процедуры ОРВ (это аналогично предложению ОНФ о введении процедуры ОРВ при рассмотрении законопроектов в Государственной Думе во втором чтении). Третье. Ввести процедуру официального разъяснения решений Евразийской экономической комиссии.