Владивостокский морской рыбный порт предложил разрубить причальный узел
Владивостокские портовики надеются, что принятие ими предложений ФГУП «Нацрыбресурс» снимет все разногласия по вопросам содержания и эксплуатации причалов.
Как стало известно "Золотому Рогу", ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» предложило ФГУП «Нацрыбресурс» (НРР) уточненный вариант совместного использования государственных причалов. Ответ на коммерческое предложение НРР уже направлен в адрес руководства государственного предприятия. Согласно письму портовиков они готовы сотрудничать по всем предложенным пунктам, которые были разработаны ФГУП.
Так, согласно письму генерального директора ОАО «ВМРП» Александра ШЕВЧЕНКО: «Порт соглашается на осуществление ФГУП «Нацрыбресурс» следующих функций…» - далее перечисляются все виды деятельности, которые были указаны ФГУП в своем письме, направленном ранее в порт, а именно: содержание причалов, очистка от мусора, снега и т.п.; швартовые операции; диспетчеризация при постановке судов к причалам, морское агентирование, бункеровка рыбопромысловых и иных судов топливом.
Однако, как сказано в письме, порт обращает внимание на то, что при реализации предложенных вариантов сотрудничества сотрудникам ФГУП необходимо провести ряд организационных моментов кроме того, портовики указывают на то, что коммерческую деятельность по отдельным предложенным пунктам НРР может осуществлять уже сегодня и могло и ранее.
Как следует из документа, если НРР хочет осуществлять швартовые операции, то сотрудникам ФГУП необходимо будет пройти обучение и получить соответствующие удостоверения береговых матросов.
Что касается осуществления функций диспетчеров при постановке судов к причалам, то система управления движением судов в порту Владивосток эксплуатируется ФГУП «Росморпорт», разрешения и согласия ОАО «Владморрыбпорт» получать не нужно, оно к этой функции отношения не имеет. По всей видимости, в этом случае НРР должен стать прямым конкурентом ФГУП «Росморпорт», хотя специалистам не совсем понятно, могут ли в принципе существовать два диспетчера в одной акватории.
Получение дохода от деятельности по агентированию судов также возможно в любое время. Правда, государственное предприятие станет одним из многочисленных судовых агентов на рынке услуг. В рыбном порту по договорам с судовладельцами уже работают несколько агентов, но при качественном обслуживании и более низких тарифах эта услуга от ФГУП сможет оказаться востребованной.
Если ранее заявленные планы ФГУП по вхождению в бункеровочный бизнес будут реализовываться, то ему придется создать соответствующую инфраструктуру для бункеровки судов топливом с берега, ведь ее в настоящее время на территории ОАО «ВМРП» и его причалов не существует. По сведениям, полученным в ОАО «ВМРП», такой проект существовал, но его крайне сложно реализовать из-за требований Ростехнадзора. Кстати, в «большом порту Владивосток» успешно работают несколько бункеровочных компаний, занимающихся этим бизнесом много лет.
Однако часть предложений ФГУП представители ВМРП принять не могут. Так, хозяйствующий субъект не видит целесообразности в безвозмездном предоставлении ФГУП «Нацрыбресурс» холодильников порта и иной инфраструктуры рыбной логистики, так как это поставит под угрозу выполнение задач отрасли по повышению эффективности доставки рыбы населению страны и идет вразрез с поручениями президента и правительства. Ведь даже представители НРР не отрицают, что они не имеют опыта и специалистов для оперирования холодильниками и портовой инфраструктурой, и крайне маловероятно, что ФГУП сможет работать лучше, нежели сам порт, переваливающий рыбу с 1938 года. Для каких-то кардинальных изменений, модернизации и «технологических прорывов» необходимо иметь соответствующее финансирование. Но ни того, ни другого у НРР пока нет.
«Принятие почти всех пунктов, предложенных письмом ФГУП, - это шаг навстречу по пути конструктивного сотрудничества. Безусловно, Владивосток получит нового игрока на рынке различных припортовых услуг. И если собственник в лице государства ему доверяет и верит в грамотный менеджмент ФГУП, то его работа увеличит конкуренцию и уменьшит стоимость услуг для судовладельцев, что несомненно является положительным фактором. В то же время предложение ФГУП об оплате за предоставление причалов «100 руб. за 1 тонну груза» нами отклонено. Причин на это много, можем лишь указать, что это резко снизит доходы порта и платежи в бюджеты всех уровней. А ведь ОАО «ВМРП» является крупным налогоплательщиком Приморского края и сознает свою ответственность в этом. Трудовой коллектив поддерживает в этом нас и оставляет за собой право отстаивать право на сохранение своего предприятия и своих рабочих мест», - заявил генеральный директор ОАО «ВМРП» Александр Шевченко.
Примет ли уточненное предложение НРР, будет ясно в ближайшее время. Но портовики, чтобы снять все вопросы по расходам и эксплуатации причалов, добровольно берут на себя всю ответственность перед государством за состояние ГТС, примыкающих к их территории. Контролирующие инстанции (Счетная палата, Прокуратура РФ и другие) делали замечания профильным государственным органам и хозяйствующим субъектам по поводу неудовлетворительного состояния государственного имущества. В то же время правительство РФ уполномочило «Нацрыбресурс» производить капитальный ремонт, а также реконструкцию причалов за счет арендной платы. К сожалению, за весь период «владения» причалами с 2008 года ФГУП «Нацрыбресурс» средства на это не направляло, а сейчас и вовсе отказалось от аренды и соответствующего финансирования.
Вопрос с неисполнением возложенных обязанностей по ремонту ГТС на минувшем совещании в Хабаровске был поднят перед проводившим его премьер- министром Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ. Новый глава Сахалинской области Олег КОЖЕМЯКО обозначил проблему, связанную с использованием причальных стенок, находящихся в собственности «Нацрыбресурса». По его словам, федеральная структура практически не вкладывает средства в ремонт гидротехнических сооружений, в результате чего многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Олег Кожемяко предложил передать причальные стенки в собственность Сахалинской области с тем, чтобы исправить ситуацию.
«Поэтому, чтобы исключить все риски и споры об обоснованности величины арендной платы и ее соответствии стоимости затрат на поддержание ГТС в надлежащем состоянии, ОАО «ВМРП» согласно полностью компенсировать ФГУП «Нацрыбресурс» фактически понесенные затраты на содержание и ремонт причалов, а также фонд оплаты труда сотрудников ФГУП, задействованных в контроле состояния причалов. Считаем, что такой пункт в соглашении полностью снимет озабоченность ФГУП «Нацрыбресурс» и федеральных органов исполнительной власти РФ в сохранности государственных гидротехнических сооружений. При этом устраняется сам предмет спора об обоснованности тарифов и размере оплаты за использование причалов и обеспечивается полное финансирование профильной деятельности ФГУП», - утверждает член совета директоров ОАО «ВМРП» Денис САРАНА.
Вариант сотрудничества, предложенный ОАО «ВМРП», полностью соответствует критериям частно-государственного партнерства, которое прописано в поручениях президента РФ. Фактически «Владморрыбпорт» берет государственные обязательства на свой счет, снимая нагрузку с бюджета.
Кстати, «Владморрыбпорт» согласен утвердить соглашением тот самый приоритет на обработку рыбных грузов, которого так требовали в Росрыболовстве. Хотя и без этого ВМРП значительно увеличил перевалку рыбы. За 1 кв. 2015 года в порту перегружено рыбы 56,350 тонн, что в 2,5 раза больше 1 кв. 2014 года (22,731 т). Доля рыбопродукции в общем грузообороте превысила 10%, это значительный рост, и он полностью соответствует пожеланиям ведомства. Эти показатели и свой вариант ГЧП представители ОАО «ВМРП» готовятся представить руководству всех заинтересованных государственных структур.
«На планируемом совещании в Москве прояснится, не вводят ли чиновники Росрыболовства в заблуждение правительство РФ, утверждая, что активная поддержка позиции НРР обусловлена заботой о развитии портовой инфраструктуры для обеспечения развития рыбной отрасли страны. Принятие согласованного варианта будет сигналом к тому, что Росрыболовство начинает переходить от лоббирования узковедомственных интересов своего ФГУП к реализации поручения президента, - считает председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий МАРТЫНОВ. «Если же представители НРР «открестятся» от своих же инициатив и будут настаивать на введении оплаты за использование причалов при перевалке грузов, то декларируемые ими цели исключительно коммерческие и противоположны позиции правительства РФ. Также чиновникам нужно помнить, что ответственность за возможные коммерческие промахи своих подопечных, возможно, придется разделять».