ФГУП "Нацрыбресурс" проявило акульи интересы на Дальнем Востоке
Громкие заявления представителей государственного предприятия и чиновников Росрыболовства о миссии по спасению рыбохозяйственного комплекса страны не вяжутся с заключениями экспертов «Открытого правительства», которые проанализировали эффективность работы ФГУП «Нацрыбресурс», пишет деловая газета "Золотой Рог".
Согласно отчету экспертного правительства, «империя» «Нацрыбресурса» раскинулась по всей стране, охватывая 16 регионов. Предприятие является крупнейшим владельцем причальных сооружений в стране и контролирует половину общей протяженности причальных сооружений в рыбных терминалах страны.
По состоянию на 1 июля 2014 года за предприятием были закреплены 185 объектов недвижимости, в том числе 10 судов, 24 здания и сооружения, 19 прочих объектов недвижимости, 132 причала и пирса и 49 земельных участков. Почти восемь лет ФГУП «Нацрыбресурс» полностью отвечает за техническое состояние принадлежащих ему причальных сооружений. И исправно получает сотни миллионов рублей арендной платы от предприятий. Так, в 2012 году выручка государственного предприятия составила 391 млн рублей, в 2013 году - 415 млн рублей, за девять месяцев 2014 года - 347 млн рублей. Основным источником формирования выручки предприятия является сдача в аренду гидротехнических сооружений - более 200 млн рублей ежегодно. Таким образом, с момента передачи в собственность ФГУП «Нацрыбресурс» гидротехнических сооружений в рыбных терминалах морских портов арендные платежи составили около 1,5 млрд рублей. Более точных данных нет, так как отчетность ФГУП по непонятной причине не публикует, в отличие, например, от ФГУП «Росморпорт».
Однако получаемые предприятием доходы направляются главным образом на иные цели, нежели на поддержание причалов в должном техническом состоянии. Так, в 2013 году затраты ФГУП «Нацрыбресурс» на текущий ремонт, контрольно-инспекторские обследования и выполнение требований транспортной безопасности составили 4,1 млн рублей (1% от полученной выручки), за девять месяцев 2014 года соответствующие расходы составили 14,6 млн рублей (4% от выручки предприятия). В 2013 году производился текущий ремонт гидротехнических сооружений в пяти морских рыбных терминалах, в 2014 году - в четырех рыбных терминалах. Общая стоимость текущего ремонта в девяти рыбных терминалах составила 18,7 млн рублей - в среднем по два миллиона рублей. Итого - менее 2% от выручки.
Между тем все это время представители ФГУП «Нацрыбресурс» утверждают, что в ненадлежащем состоянии ГТС виноваты арендаторы. А вот эксперты «Открытого правительства», сравнивавшие показатели работы двух схожих предприятий - ФГУП «Росморпорт» и «ФГУП «Нацрыбресурс», - считают, что эффективность работы последнего в разы ниже. Кроме того, остается невыясненным, где растворяются полученные средства от аренды.
Что ни говори, а эффективное управление таким хозяйством требует подтвержденных профессиональных навыков и многолетнего отраслевого опыта в портовой деятельности. Однако, как сказано в биографии топ-менеджера ФГУП «Нацрыбресурсы» И. ИВЛЕВА, его последние должности - заместитель главы управы в некоторых районах Москвы, а частичный функционал - контроль за проведением ярмарок, размещение ларьков и определение мест для елочных базаров.
Тем временем, как сообщает сайт Росрыболовства, правительство РФ решило выделить 1,2 млрд рублей Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство) в 2015-2018 годах на проектирование и реконструкцию морского терминала порта Петропаловск-Камчатский, находящегося в собственности ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» («Нацрыбресурс») и предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Бюджетные инвестиции в «Нацрыбресурс» будут осуществляться за счет ассигнований из федерального бюджета, поясняется в документе. Росрыболовство будет главным распорядителем средств. Правительство предлагает направить в 2015 году на эти цели 104,56 млн рублей, в 2016 году - 237,9 млн рублей, в 2017 году - 494,93 млн рублей, и в 2018 году - 399,3 млн рублей. Однако объем ассигнований будет уточняться при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, отмечается в постановлении.
Читателям будет очень интересно проследить судьбу этого проекта и узнать, сколько же процентов от нового миллиарда дойдет до строительства причалов: так же менее 2% или все-таки больше.