В Госдуме обсудили пакет «Порто-франко»
Госдума планирует принять пакет законов о свободном порте Владивосток до конца весенней сессии. Об этом стало известно в ходе заседания Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Госдумы по транспорту 22 апреля. Об этом сообщает FishNet.ru
« - Транзитный потенциал – одно из тех направлений, которое может стать стратегически важным направлением для нашей экономики», отметил, открывая заседание, первый зампред Комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак.
Советник министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков сообщил участникам, что есть решение Президента, чтобы пакет законопроектов по порту Владивосток был принят до конца весенней парламентской сессии. « - Владивосток, Приморский край – это морские ворота России на Дальнем Востоке, уникальный регион в силу своих географических характеристик, которыми сейчас самое время воспользоваться. В настоящее время проходят обсуждение три основных законопроекта, включая поправки в Налоговый Кодекс РФ и отдельные законодательные акты, позже будет и 4 - ый законопроект по поправкам в Бюджетный Кодекс.
Законопроект предлагает широкое применение режима процедуры свободной таможенной зоны на территории свободного порта. Эта процедура позволит беспошлинно ввозить, перерабатывать и вывозить товары, что весьма эффективно для развития производственных и логистических схем. « - Мы предусмотрели, чтобы среднее время прохождения оформления таможенного контейнера у нас составило 2 часа», - такой ориентир обозначил Павел Волков. Он сообщил, что перечень специальных налоговых режимов будет предоставлен только для крупных предприятий, которые инвестируют в инфраструктуру. Управляющая компания будет в основном иметь полномочия в части выполнения сервисных функций для бизнеса – резидентов свободной портовой зоны.
Руководитель подкомитета Госдумы по водным биоресурсам Эльмира Глубоковская подчеркнула важность для России экономического и политического сотрудничества со странами АТЭС и БРИКС. « - Не будем забывать, что мы 18 лет пытались вступить и, наконец, вступили в ВТО, но получили неравное положение. Потому что по законам и правилам этой организации, объединяющей практически 95% стран, государство вправе поддерживать бизнес только в режиме «жёлтой корзины». И в этих условиях свободный порт Владивосток с существующим благоприятным оптимальным налоговым и таможенным режимом, может стать сильным пусковым механизмом.
Россия – великая водная держава и великая рыбная держава. Мы ещё входим в десятку мировых рыбных стран, несмотря на то, что уже сошли с первого места, которое занимали в 1974 году до шестого. Но для того, чтобы нам остаться в этой десятке, как раз эти рычаги и необходимо дать нашим рыбакам», - считает Эльмира Глубоковская. Депутат обратила внимание, что нельзя заставить рыбаков продавать рыбу в Россию, когда продавать за рубеж сегодня им архи выгодно. Но если им предложить оптимальные условия регистрации и оформлении продукции и всех процедур, если оформление в порту вместо нескольких суток будет проходить за несколько часов, то у предпринимателей появится мотивация везти уловы не за рубеж, а в Россию, обогащать внутренний рынок, удовлетворять потребности населения.
Депутат обратила внимание и на важность социальной составляющей свободного порта – открытии дополнительных рабочих мест за счёт туристического и рыбохозяйственного кластеров, что позволит прекратить отток населения с территории, даст молодёжи мотивацию не покидать Край, а оставаться там и добиваться высот и успехов. Эльмира Глубоковская призвала коллег работать интенсивно и оперативно, не повторять судьбу некоторых социально-значимых законопроектов, таких как Закон «О любительском рыболовстве», обсуждение по которому растянулось уже на три года.
Глава Владивостока Игорь Пушкарёв в своём выступлении заметил, что в ходе реализации проекта свободного порта планируется увеличение ВВП за 10 лет в 3 раза, количество рабочих мест за 5 лет вырастет до 50 000, а за 10 лет составит более 100 000. « - Мы конкурируем там с самыми развитыми экономиками мира. Проект предлагает лучшие практики стран АТР. Ещё 3 года назад у нас оформление контейнеров в портах составляло 14 дней, провели эксперимент – сейчас это7 дней, но в Пусане – 2 часа. Когда-то в 1862 году было принято решение о создании «Порто-франко» от Амурской области до Камчатки. Благодаря этому мы эту территорию развили и удержали. Нам это требуется и сегодня», - резюмировал мэр Владивостока.
Проблему объективного формирования ставок портовых сборов FishNet.ru прокомментировал директор НП "Национальное Объединение Лоцманских Организаций" Виктор Рябоконь. « - Для того чтобы ставки портовых сборов сделать экономически обоснованными, нужно определиться с порядком раздельного учёта доходов и расходов, который сегодня у нас до сих пор отсутствует. Значит, в очередной раз будет угадывание. Принято правильное решение по Крыму, когда разработка ставок тарифов портовых сборов отдана Совмину Крыма. По подобию этого, надо сразу вносить в Закон, чтобы на местном уровне и в порту Владивосток были разработаны ставки портовых сборов. Нужно взять за основу то, что есть сегодня, посмотреть доходную базу, посмотреть, как она расходовалась, вычленить нецелевое расходование, и с учётом этого уже разработать и утвердить экономически обоснованные тарифы, чтобы динамично развивались все виды услуг. Виктор Рябоконь привёл пример: сегодня в порту Пусан услуги лоцманской проводки судов в 3 раза дороже, чем в порту Владивосток. Но в тоже время, корабельный сбор, за счёт которого содержится администрация порта, примерно в 3 раза дешевле в порту Пусан, чем в порту Владивосток.