Обзор фестиваля «Рыбная неделя»: океан позитива и ложка дегтя от Алексея Тихона. Фоторепортаж |Часть 1
Портал Fishnet.ru обратился к эксперту по проблемам рыбной отрасли Алексею Тихону с просьбой поделится впечатлениями о Фестивале, который эксперт посетил и подготовил фоторепортаж.
Первое впечатление от мероприятия, которое прошло под знаком торговой марки «Русская рыба», - это красочное шоу. В великолепно оформленных павильонах с продуманным и блестяще исполненным отраслевым колоритом продается свежемороженая, охлажденная, вяленая, копченая, соленая, консервированная, фасованная рыба и морепродукты со всех уголков нашего Отечества – от Камчатки и Мурманска до Калининграда и Крыма.
Восемь площадок в центре столицы, 150 производителей из 50-ти регионов, ежедневные концерты, мастер-классы, кулинарная школа. Браво!
Цель – сделать так, чтобы горожане познали полезный продукт во всем его многообразии, познакомились с достижениями рыбной промышленности, а значит чаще использовали его в домашних блюдах.
Несмотря на то, что это середина недели – четверг (рыбный день), да и погода не радовала, собралось очень много народу: нужно отдать должное пиар-службе «Рыбной недели» – о начале фестиваля было известно заранее, еще за месяц-два до его начала. Люди были абсолютно разных возрастов: от молодежи до пенсионеров, мужчин и женщин, «офисный планктон» из ближайших бизнес-центров, молодые мамы с детьми, которые лазили по стилизованным «рыбным шахматным доскам», путешествовали по нарисованным на асфальте морским картам, катались на качелях (кстати, с удовольствием сделал тоже самое).
Удивительное впечатление - Праздник отрасли! Горжусь, что тоже помогаю соотечественникам познать вкус полезного рыбного продукта.
Башни маяков, рынды и спасательные круги на павильонах, аквариум с живыми осетрами и ВОСХЕТИТЕЛЬНЫЙ отряд барабанщиц Дальрыбвтуза создал для посетителей атмосферу ярмарки. Барабанщицы с легкостью играли на шестикилограммовых барабанах, не забывая при этом дарить лучезарные улыбки зрителям. Их движения были синхронны, а форма по-военному торжественна и одновременно изящна.
Я был настолько удивлен ажиотажем, что сразу задался вопросом, чем же людей сюда заманили? Оказалось – скидками и ассортиментом продукции. Добраться до витрин было практически невозможно. Небольшие павильоны были увиты покупателями, зорко следившими (я поймал себя на мысли – как в советское время), чтобы никто не смог взять рыбопродукцию без очереди.
Охлажденная рыба продавалась с такой скоростью, что витрины опустошались за 20-30 минут! Лед не надо было часто менять – рыба с него оперативно перекочевывала в фирменные пакеты покупателей с логотипом «Русская рыба». Начало работы было в 11-00, очереди росли и росли. Все потому, что люди впервые увидели такое разнообразие рыбы и забрасывали продавцов вопросами.
Вот тут (для меня!) наступило самое интересное. Что нравится потребителям, как выбирают, какие приоритеты, как следят за качеством и свежестью рыбы, что нравится в развесной икре из 20-кг контейнера и почему она «лучше», чем в банках.
Как потребители относятся к «брендированной продукции», почему консервы с символом «Доброфлот» продаются лучше (кстати, с заместителем генерального директора ЗАО «Южморрыбфлот» Антоном Сухоруких вместе проводили опрос потребителей, в процессе которого сайра копченая «улетала» в пакеты потребителей с восхитительной скоростью). Созвонился с одним из организаторов Юрием Алашеевым (Председателем Совета директоров компании «Агама») и поздравил с успешно реализуемым проектом, который с грустью сообщил, что не успевают подвозить ассортимент продукции (время 13-30, а с 11-00 подвоз осуществили на все площадки уже – ТРИЖДЫ!).
Пора перейти к минусам.
Во второй день - (по сообщениям покупателей, которые пришли во второй раз) цены выросли на 50-100 руб/кг. Ну и понятно (как сказали они)- руководителей Росрыболовства и представителей московского правительства уже нет, они не приехали, несмотря на изредка появляющееся солнышко. Продукции не хватает. На прилавках все сметается в течении 45 минут (специально проводил хронометраж).
Останавливался у каждого павильона, проводил опросы, давал рекомендации. Москвичи (кстати, приехавшие со всех районом столицы) приняли меня за журналиста – с горечью просили сообщить организаторам о факте повышения цен…. (что собственно и делаю!). «Как же так, мы приехали повторно, на второй день, а цены уже сравнялись (на некоторые позиции) с ценами в сетевых магазинах» - сетовали покупатели.
Однако представитель оргкомитета «Рыбной недели», позвонивший в редакцию Fishnet.ru, категорически отверг жалобы покупателей, заявив, что никакого повышения цен не было, и что информация об этом не соответствует действительности. По версии представителя, дело в том, что ассортимент очень большой, и, возможно, вместо одной продукции появилась другая, в чем-то отличная. «Все ценники утверждены Правительством Москвы и их изменение невозможно», - пояснил Fishnet.ru представитель оргкомитета фестиваля.
Продавцы не успевают рассказывать о полезных свойствах рыбопродукции – ажиотаж продаж.
«Расскажите о консервах» - обращались покупательницы к Антону Сухоруких, «почему мы не видим в сетевых магазинах ассортимент продукции, который можно здесь купить», «как здорово – давно искал вяленую тараньку с икрой», «крымская рыбка – хамса и барабуля – какая прелесть взвесьте 2 кг», «чем тихоокеанская селедка отличается от атлантической, почему ее мало в магазинах, «зачем нам пангасиус и тилапия, если мы можем купить муксун, нерку, осетр, сайру и кету отечественного производства», «какая огромная дальневосточная креветка, не то, что пивная мелочь из Дании», «какая вкусная икра форели – даже не ожидала, куплю вместе с крупной кетовой, да и форельки добавьте в пакетик, пару кило », «смотрите какие карпы, а щучки какие свежие – заверните». Вот лишь малая часть эпитетов покупателей, подслушанных мною на «Русской рыбе».
К 14 часам – создалось впечатление, что Праздник рыбы переходит в стадию выездной торговли продукцией!
Но, все же это небольшая ложка дегтя в ОГРОМНЫЙ Океан позитива, который принесло профессионально организованное (в том числе с кассовыми аппаратами, охраной, многочисленными подсобными рабочими) мероприятие.
Общий вывод. Молодцы! Несмотря на мелкие недочеты – прекрасно организованное мероприятие! Думаю – это успех, в том числе Росрыболовства!
Что дальше…. А вот тут вопрос. Системность или опять импровизация.
Отраслевому сообществу необходимо формировать программу, нацеленную на увеличения потребления рыбы и морепродуктов соотечественникам. Не надо говорить о «Русской» продукции, мы то с Вами понимаем, и видим, что атлантическая сельдь - из Исландии, а скумбрия – с Фарерских островов. Необходимо, чтобы рыбу ели ВСЮ!!! Вот мы планируем поставлять высококачественную продукцию Исламской Республики Иран, качество которой подтверждают потребители Европы и ближневосточных государств. Необходимо потребителям представить все разнообразие рыбы и морепродуктов. Он сам сделает выбор!
Одновременно с этим, необходимо запустить Целевую образовательно-пропагандистскую программу в школах и высших образовательных учреждениях Москвы о российской рыбе, можно провести серии телеконференций ведущих специалистов о необходимости регулярного потребления рыбы и морепродуктов, выездные образовательно-пропагандистские мероприятия, в которые можно включать научно-практическую часть для специалистов по питанию, гастроэнтерологов, диетологов, врачей общей практики, терапевтов и педиатров, специалистов по профилактике заболеваний. Основной тренд - распространение данных авторитетных экспертов о пользе потребления рыбы и морепродуктов, о её ценности в рационе, значимости для сбалансированного питания, здоровья, долголетия и в конечном итоге, как итог - увеличение продолжительности жизни соотечественников.
Основная цель - улучшение здорового питания жителей России, увеличение потребления рыбы и морепродуктов, снижение заболеваемости учащихся, создание эффективной комплексной системы организации качественного, полноценного питания рыбопродукцией в муниципальных образовательных учреждениях.
Задачи:
А) внедрение новых технологий приготовления рыбы и морепродуктов, повышение пищевой и биологической ценности, вкусовых качеств продукции (в том числе) школьного питания, ее безопасности, расширение ассортимента продукции;
Б) создание новых и модернизация существующих производственных мощностей в системе питания населения;
В) обеспечение учащихся образовательных учреждений питанием рыбопродукцией, адекватной возрастным физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии, путем внедрения дифференцированного школьного меню по возрастным группам обучающихся;
Г) организация диетического питания детей, нуждающихся в пищевой коррекции по медицинским показателям;
Д) формирование культуры здорового питания.
Это только часть того, что необходимо сделать…
Как жаль, что все эти идеи не востребованы чиновниками, несмотря на то, что лично презентовал эти проекты развития несколько раз и нескольким ведомствам в разные годы…
Может что-то в «консерватории подправить», там более, что у руля новый «дирижёр» - министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
Алексей ТИХОН.
Читайте также:
Хочется поздравить организаторов этого грандиозного фестиваля. Очень впечатляет изобилие и красивая подача продукции, развлекательные моменты.
Можно же, если захотеть. Ждем теперь праздника российской рыбы в других регионах.
А на самом деле, не видели вы очередь за мойвой охлажденной в Мурманске ))))
Фестиваль в этом году должен быть в СПб, была инфо раньше, пока что-то ничего не слышно, будет ли?
Справедливости ради, а не для продвижения куры и мяса надо сказать, молодцы куроводы!)) Отличная работа, и уровень высокий. Охлажденную уже и в деревнях можно купить. Мясо диетическое, быстрое в приготовление, вкусное, и цена доступная. Уже и на экспорт поставляют. А каких успехов достиг Мираторг, изобилие продукции, для чего хочешь: гриль, запекать, фарш, шашлык, удобно, быстро и качественно. И уже во всех регионах.
Рыбе, конечно, очень трудно конкурировать, в том числе по объективным причинам, например, из-за сезонности промысла.