Тарифы на проводку судов по Севморпути – на контроле у государства
Утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на ледокольную проводку судов и ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути. Об этом сообщает Fishnews.
Соответствующее постановление (от 24 апреля 2015 г. № 388) подписал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Положением о госрегулировании тарифов определяются основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий по проводке судов в акватории Северного морского пути. В частности в соответствии с постановлением, госрегулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам посредством установления фиксированных или предельных тарифов на экономически обоснованном уровне с применением метода экономически обоснованных затрат. Эти тарифы могут устанавливаться в виде абсолютных значений либо в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Отмечается, что регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и экономически обоснованных расходов по видам деятельности, связанным с оказанием услуг.
Сама методика расчета тарифов, а также регламент рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, включая перечень обосновывающих документов и материалов, представляемых для их установления (изменения), определяются и утверждаются ФСТ России.
Как отмечается в пояснительной записке, принятые решения направлены, в том числе, на обеспечение доступности услуг по ледокольной и ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути и создание условия для устойчивого безопасного функционирования СМП.
Отметим, что рыбацким сообществом не раз поднимался вопрос о снижении расценок на ледокольное сопровождение при транспортировке рыбы Северным морским путем. На сегодняшний день, по оценке самих рыбаков, доставка рыбопродукции этим маршрутом является сомнительной и рискованной операцией с точки зрения рентабельности.
Напомним, что в 2011 г. ОАО «Преображенская база тралового флота» впервые осуществила доставку лосося от Владивостока до Санкт-Петербурга по Севморпути. Уже тогда руководством отрасли была отмечена перспективность этого маршрута для перевозки рыбы из дальневосточных регионов России в западную часть страны. Однако чрезмерные тарифы «Атомфлота» на рыбный груз сделали СМП невыгодным для рыбаков.
«По Севморпути до нас рыбу не возили, поэтому даже в приказе Федеральной службы по тарифам рыба относится к «прочим» грузам и подпадает под тариф в 1048 рублей за тонну. Такой тариф напрочь убивает всю рентабельность рейса», - констатировал председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин в интервью газете «Fishnews – Дайджест». Он добавил, что перевозка нефти или нефтепродуктов стоит всего 530 рублей за тонну, а круглые лесоматериалы оцениваются и того дешевле – в 118 рублей за тонну.
В 2014 г. «Атомфлот» перешел на иную систему тарификации, однако, по мнению рыбопромышленников, ситуацию это не изменило. «Принятый в 2014 г. приказ о новых тарифах нисколько не сделал их ниже, просто изменился порядок начисления тарифа, и плюс к ним добавили так называемую лоцманскую проводку (посуточную), которая с учетом суммарного времени на переход от Владивостока или Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга составит приличные деньги», – заявил Сергей Саксин на комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре в феврале этого года.