Пока мы продаем рыбу в непереработанном виде, выгода минимальна
В первые месяцы 2015 года объемы перевозки дальневосточной рыбы в западные регионы России упали на 8,4 процента по сравнению с предыдущим годом. С чем связано падение поставок рыбы с Дальнего и заработали ли какие-либо механизмы по ускорению импортозамещения в этой отрасли, Bigness.Ru рассказал исполнительный директор "Рыбный союз" Сергей Гудков.
- Были ли запущены какие-то новые механизмы по стимулированию поставок рыбы на внутренний рынок в 2015 году?
- Нет, мы никаких новых механизмов не видим, не наблюдаем. Мы понимаем, что они прорабатываются и вообще ключевая задача состоит в том, чтобы кардинально изменить приоритет направленности поставок рыбы. Максимальный объем для ее переработки поставлять на внутреннюю территорию. Сегодня, к сожалению, у нас больше 90 процентов рыбы, которая идет не экспорт, продается в непереработанном виде. И продается ее гораздо больше, чем того бы стоило делать. А почем именно сейчас уменьшился объем поставок рыбы с Дальнего Востока, я в данный момент ответить не готов.
- На конечном потребителе недостаток рыбы скажется?
- Мы могли бы задействовать программы по популяризации потребления рыбы, улучшить и повысить качество этой продукции, и тогда могли бы российским потребителям ее продавать в большем объеме. Но на сегодняшний просто этот объем соответствует мировым стандартам и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Но мы видим возможность для улучшения снабжения населения рыбной продукцией. Вот, о чем мы говорим, когда указываем на ее недостаточность. И абсолютная недостаточность в натуральном выражении касается и глубины переработки этой продукции. Мы продаем рыбу и нашему населению, и на экспорт в непереработанном виде. У нас добавленной стоимости очень минимальная составляющая на рыбном рынке. В отличие от мясной или молочной продукции, которая в большом ассортименте, в разных видах, упаковке, разделке поставляется на потребительский рынок. А рыба, к сожалению, у нас преимущественно идет целая или филе первичной переработки.
- Некоторые эксперты говорят о том, что многие ритейлеры понесут серьезные убытки, потому что из-за высокого доллара закупили рыбу по избыточной цене? Это так?
- Ритейлеры у нас могли закупить рыбу в прошлом году, но у них физически нет места для хранения на такой длительный период времени. Это же прилавки магазинов или небольшие подсобные помещения. Даже крупные федеральные ритейлеры, хоть и имеют свои распределительные склады, но на них хранятся продукты в ассортименте - рыба, мясо, молоко. Они не занимаются закладкой продукции с прошлого года. Здесь могут быть убытки у оптовых и у рыбоперерабатывающих компаний, которые действительно по дорогой цене покупали ее в конце прошлого года, и сейчас вынуждены ее реализовывать. Но у предприятий розничной торговли такой проблемы нет.