Калининградские производители шпрот пообещали не повышать цены
Рыбоперерабатывающие заводы Калининиграда и области на 80% обеспечены сырьем для шпрот и готовы до осени заместить латвийские и эстонские консервы, не повышая цен. Об этом «Известиям» заявил глава Союза рыбопромышленников Запада Сергей Маслов, приехавший из Калининграда в Москву на совещание по развитию рыбопромышленного комплекса в администрации президента (назначено на 4 июня).
Слова Маслова подтвердил учредитель и гендиректор крупнейшего добытчика кильки и салаки в Балтийском море (25 тыс. тонн из 39 тыс. тонн в этом регионе за 2014 год) ООО «Западной рыбной компании» Николай Нечай. Он рассказал, что та рыба, из которой можно изготавливать шпроты, добывается в холодное время года, а с начала лета идет добыча технической рыбы — она не идет в пищу для человека, а перерабатывается в муку и используется для кормов животным. По словам Николая Нечая, еще в прошлом году половина добытой российскими рыбаками кильки и салаки в Балтийском бассейне пошла на такие технические нужды, так как отечественные поставщики не могли сбыть улов на родном рынке и конкурировать с латвийскими и эстонскими рыбаками.
— Они демпинговали, когда поставляли сырье, демпинговали, когда поставляли консервы, так как Евросоюз компенсировал латвийским и эстонским компаниям 50% затрат на топливо, а также давал субсидии от 30% до 70% на строительство новых производств. У нас ничего подобного ни для рыбаков, ни для переработчиков не было и нет, — говорит Нечай. — Спрос на российское сырье подняли введенные в августе 2014 года продуктовые антисанкции, по которым страны ЕС лишились возможности поставлять в Россию и рыбу, и сырье. Однако российские консервные заводы продолжали страдать от неравной конкуренции с хорошо субсидируемыми эстонцами и латышами, так как ввоз консервированной рыбы из ЕС в Россию оставался разрешенным. Запрет Россельхознадзора на ввоз латвийских и эстонских шпрот, конечно, дал шанс нашим предприятиям предложить продукцию на собственном рынке.
В конце мая Россельхознадзор объявил о претензиях к системе контроля за безопасностью рыбной продукции Эстонии и Латвии — а с 4 июня 2015 года ввоз рыбных консервов из этих стран запрещен. Запретить ввоз консервов Напомним, что летом 2014 года глава Росрыболовства Илья Шестаков предлагал дополнить продуктовый антисанкционный список и запретить ввоз консервов из ЕС, США, Норвегии и Канады (Fishnet.ru сообщал об этом здесь). Но его предложение не нашло поддержки.
По оценкам Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), российские производители занимают порядка 40% российского рынка шпротов. Глава ВАРПЭ Александр Фомин уверен, что чем дольше запрет на прибалтийские шпроты продлится, тем полезнее это будет для отечественных производителей и инвесторов, готовых вкладывать деньги в новые рыбоперерабатывающие заводы, например в Крыму, где также добывается мелкосельдевая рыба.
Однако совсем латвийские и эстонские шпроты не покинут российские магазины даже во время действия запрета, то есть косвенно потребитель рублем продолжит поддерживать рыбаков Прибалтики. Речь о поставках шпрот из Белоруссии, изготовленных из европейского сырья — по той же схеме, как и продукция из лосося. Об этой перспективе говорит и ряд опрошенных добытчиков и переработчиков рыбы.
Российский вылов мелкосельдевых рыб (это килька, хамса, салака, собственно шпрот как вид рыбы и др.) идет в основном в Балтийском море и в Азово-Черноморском бассейне. По данным Росрыболовства, в Балтийском море в 2014 году добыто около 39 тыс. тонн шпрота и салаки, еще 42 тыс. тонн дал Азово-Черноморский бассейн. Объемы вылова в Черном и Азовском морях были увеличены в связи с присоединением Крыма, где мелкосельдевые рыбы — основа промысла.
— В 2015 году идет значительный рост вылова мелкосельдевых как на Балтике, так и на юге. К примеру, вылов шпрота в Балтийском море за январь-май вырос на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вылов шпрота в Азово-Черноморский бассейне — в три раза, хамсы и тюльки — более чем на 80%, — сообщили в Росрыболовстве.