Браконьерский дрифтер.Чем закончится поединок Государства и «дрифтерного лобби»?
В декабре 2014 года сенаторы Совета Федерации Валентина Матвиенко, Геннадий Горбунов, Борис Невзоров, Александр Верховский и депутаты Госдумы Владимир Кашин и Ирина Яровая внесли законопроект, запрещающий с 2016 года дрифтерный промысл в экономзоне Российской Федерации. Проблема дрифтерного лова имеет свою негативную историю уже на протяжении десятков лет.
В 1991 году огромное негативное воздействием дрифтерных сетей на все живое было подтверждено принятием Резолюции ООН о введении моратория на широко масштабный дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана. В 1992 году Россия, США, Канада и Япония подписали международную конвенцию, запрещающую использование дрифтерных сетей за пределами 200-мильных экономических зон своих стран. Все эти страны запретили дрифтер и в своих экономзонах - все, кроме России. В январе 2009 года МИД, МПР и Росрыболовству Правительством было дано поручение о поэтапном прекращении применения дрифтерных сетей.
Однако, и по сей день в нашей стране продолжается этот варварский лов японскими и российскими судами. Промысел в нашей экономзоне ведут 35 японских и 16 российских судов, каждое из которых выставляет сети до 32 км длиной и 9 метров высотой, образуя «стены смерти». Тысячи километров моря перекрываются для свободного прохода лососевых на нерест, к берегам Камчатки, Сахалина и Курил.
В погоне за неркой до 70% выловленного лосося идет за борт — горбуша, кета и покалеченная часть более ценных видов. Проверка экспертами Счетной палаты России, ходившими на дрифтерах в июне 2011 года, это полностью подтвердила. Выводы аудиторов были однозначны — дрифтерный промысел необходимо прекращать. Огромный ущерб наносят дрифтерные сети морским птицам и млекопитающим. Исследования ученых Тихоокеанского института географии ДВО РАН показали, что в российской экономзоне в среднем в год в дрифтерных сетях погибает 135 тысяч морских птиц и более 1800 морских млекопитающих, среди которых дельфины, касатки, тюлени, сивучи, морские котики и даже крупные киты.
Мировой практикой, выводами Счётной палаты РФ, исследованиями российских ученых полностью доказан колоссальный вред дрифтерного промысла живой природе и лососевым ресурсам. Кроме того, на протяжении многих лет, начиная с 50-х годов прошлого столетия и по сей день, систематически прибрежные рыбаки в буквальном смысле этого слова остаются без рыбы либо в разы теряют в количестве уловов в период, когда дрифтерщики выходят на промысел, расставляя свои «стены смерти». В этом сезоне на Камчатке Правительство сдвинуло сроки начала дрифтерного промысла на месяц, в результате в первые недели путины уловы камчатских береговых предприятий сразу же подскочили вверх. Но с началом активного лова дрифтерщиков, работа береговых предприятий была остановлена для восполнения нерестилищ.
Напомним, что вопрос о запрете дрифтера был поставлен в 2014 году в связи с санкциями Японии, чьи суда по-прежнему продолжают заниматься этим варварским промыслом в водах России. В 2015 году Законопроект был успешно принят Госдумой в первом чтении. Однако, в ходе его подготовки ко второму, активизировалось «дрифтерное лобби». За продолжение дрифтера выступают сахалинцы. Именно их компании оказались задействованы в данном виде варварского промысла и от его запрета могут сильно пострадать. Заявила о себе некая зарегистрированная в Москве Ассоциация дрифтерных судов исследовательского лова (АДИС) во главе с Евгенией Мироновой.
Депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов внес поправку, которой предлагается продолжить дрифтерный лов аж до 2020 года. Как выяснилось, в 2010 году компаниям были выделены на 10 лет квоты на этот варварский вид промысла. В пояснении к поправке Георгия Карлова подчеркивается, что сахалинские предприятия по итогам аукциона уплатили в бюджет порядка 210 млн. рублей, чем им были гарантированы доли квот на добычу тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне РФ до 2020 года в объеме 600 тонн на каждое судно.
Удивительно, но если всем рыбакам в соответствии с российским законодательством доля определяется от ежегодного ОДУ в %, то дрифтерщики пробили себе постоянный объём на каждое судно! Количество их уловов никак не зависит от научных прогнозов и состояния промысловых запасов вообще, и государство не может 10 лет в этот бизнес вмешиваться. Количество судов одновременно находящихся на промысле тоже не ограничено. Фактически у государства нет никаких рычагов влияния на дрифтерщиков, все бремя ответственности ложится на прибрежку, работу которой может по необходимости остановить региональная Комиссия по добыче анадромных видов рыб.
Георгий Карлов аргументирует невозможность запрета дрифтера с 2016 года расчетами: за четыре года бюджет и внебюджетные фонды РФ недополучат 661,6 млн. рублей и 151,5 млн. рублей в результате закрытия дрифтерного промысла предприятиями Северо-Курильского городского округа, работающими во внутренних морских водах. При досрочном закрытии промысла недополученная выручка составит за четыре года 5 910,6 млн. рублей.
Однако, расчёты в бюллетенях Счетной палаты, науки и экспертов показывают, что Россия теряет свыше десятка миллиардов рублей ежегодно от продолжения этого промысла. К тому же на дрифтероловах сегодня нет наблюдателей, и промысел этот никак не контролируется. Мониторинг дрифтерного промысла осуществляется опосредованно на основе анализа данных, предоставляемых самими промысловиками - дрифтерщиками.
«Дрифтерное лобби» пошло на отчаянную попытку заявив, что запрещая дрифтер у себя в России, мы открываем море американцам, даем им преимущество по красной рыбе. Мол, американцы ловят дрифтерами и ничего. FishNet.ru попытался разобраться с этой трактовкой.
« - Лов дрифтерными сетями существует в мире в ином виде, совсем не в том о котором у нас «копья ломают». Это промысел не далее 3-х морских миль (5 км.) от берега. Промысел ведется небольшим москитным флотом на конкретных путях миграции уже зрелой рыбы выборочно конкретных видов, которая идет на нерест. В таком варианте это получается экологично и полезно. Такой промысел ведется у побережья Аляски. Туда не попадают никакие птицы и морские млекопитающие. В России спорят о промысле, который перегораживает тысячи километров воды. Там гибнет огромное количество птиц, морских животных, в том числе краснокнижных, выкидывается огромное количество рыбы», - рассказывает эксперт, координатор проектов морской программы WWF России Александр Моисеев.
« - Я сам с Камчатки, мои друзья не раз ходили на промысел дрифтером для заработка. С точки зрения обычного человека – картина ужасная. С точки зрения науки она не менее ужасная. Проводились исследования – сколько за последние 25 лет существования этого промысла в современной России уничтожено рыбы, птиц и млекопитающих. Всё это рассчитано. Счетная палата проводила проверку – результаты показаны», - отметил Александр Моисеев.
Эксперт описал реалии дрифтерного промысла в России: « - Вынули сеть, берут только нерку, остальное выбрасывают. Вылов нерки порядка 30% с каждого замета. Порядки сетей выставляются на сотни километров, перегораживают всю рыбу. Ловят они её не на путях миграции конкретного вида, а в тех местах, где рыба кормится. Все виды смешаны».
« - Ловили вроде нерку, но "приловом" ловили: горбушу, кету, кижуча, чавычу. Видел сам, сколько погибает живого. Всё - правда: дельфины, акулы, морские черепахи, птицы. А если попадался кит, не могли вытащить - резали его и бросали», - так описал свои морские рейсы ходивший на дрифтеролове один из матросов.
Александр Моисеев подчеркнул, что ущерб животному миру можно четко рассчитать по тарифам, которые существуют на каждый вид – за каждую птицу, животное, за каждую поврежденную и уничтоженную рыбу. Но этого за всю историю никто из дрифтерщиков в России никогда не оплачивал. Этот промысел очень закрытый, сегодня на нем нет наблюдателей. В 90-е годы степень коррумпированности и преступности там была крайне высока. Молодым специалистам, не стесняясь, предлагали пойти на дрифтеролове на полгода наблюдателем, чтобы купить себе квартиры, машины и обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь.
« - Если дрифтеролов будет честно ловить, экономически этот промысел умирает за год. А здесь мы имеем дело с обязательным неприкрытым браконьерством – выброс рыбы, уничтожение объектов животного мира, морских млекопитающих, за что по тарифам за все годы ничего государству не выплачивалось. А если бы платили, то загнулся бы этот промысел, и до года не дожив», - заметил эксперт.
На вопрос FishNet.ru - есть ли у кого из дрифтероловов российских либо зарубежный MSC сертификация, участники круглого стола однозначно ответили, что широкомасштабный океанический дрифтерный промысел не получал и никогда не получит MSC сертификацию. Он признан ООН экологически опасным, хищническим и варварским способом промысла.
Для сравнения эксперты привели пример безопасного дрифтера. Это околобережный промысел на Аляске, который ведется исключительно в период нереста. Четко известно, в какой месяц какая идет рыба. Например, в июле идет горбуша. Те, у кого квота на горбушу, встают возле берега своим москитным флотом. У них есть ограничения по длине сетки - порядка 100-300 м, ограничение на дальность от берега – не более 5 км, на порядок выставления сетей – с определенным разлётом и тд. « - Там масса правил. У них следят за тем, чтобы закон выполнялся не так как в России», - подчеркнул собеседник FishNet.ru
« - На Аляске очень много лососевых промыслов было сертифицировано по стандартам MSC. В России на Дальнем Востоке береговой промысел лососевых – это в основном ставные невода. На Аляске ставных неводов нет вообще. Там вместо них прибрежным промыслом для определенных видов рыб используются вот эти небольшие дрифтера не далее чем 3 мили от берега с четким сводом норм и правил по расстановке сетей», - развеяли миф об американском дрифтере эксперты.
Сегодня в ряде стран, в том числе в США и Канаде, разрешено использование жаберных сетей, подобных дрифтерным, на прибрежном промысле лососей. Однако их длина строго ограничена 300 метрами, они не могут свободно дрейфовать. Сети крепятся за суда, и за счет близости к берегу способны облавливать не все подряд, а целенаправленно скопления лососей определенных видов, фактически взамен ставных неводов, которыми ловят лососей у нас на Дальнем Востоке.
В России же современный дрифтер – это обычное неприкрытое браконьерство. Чтобы затянуть время и продолжить варварский лов, звучат предложения о необходимости проведении дополнительных исследований в данном направлении. Но зачем тратить бюджетные деньги налогоплательщиков? Всё уже давно посчитано Счетной палатой и экспертами. Вопрос политической воли – как взыскать ущерб, и смогут ли на этот раз парламентарии это браконьерство победить? Если смогут, то наша страна сделает заметный шаг вперед в борьбе с ННН-промыслом на пути к ответственному рыболовству, которое практикуют большинство стран мира.
Пятко Андрей , председатель федерации рыболовного спорта и любительского рыболовства Камчатского края:
Не
согласен с Вами в том, что при закрытии японского дрифтерного промысла,
для жителей Камчатки ничего не изменится. На сегодняшний день, как
спортсмен- любитель, я с большим удовольствием поймал бы большую чавычу,
но последние года мы радуемся любой, т.к. этой рыбой мы кормим свои
семьи.
Давыдов В.Г., начальник отдела по рыболовству Министерства рыбного хозяйства Камчатского края:
Довел
до сведения общественности, что Министерство рыбного хозяйства,
Правительство Камчатского края и губернатор поддержали инициативу
отдельной группы депутатов о запрете промысла тихоокеанских лососей при
осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства с использованием
дрифтерных сетей. Мы очень надеемся, что данный закон примут. Пояснил,
что на сегодняшний день Камчатка оказалась между 2-х огней. Многие
говорили, что браконьерство — это зло, но и дрифтерный промысел — это
тоже зло. Оказывает ли влияние дрифтерный промысел на осуществление
рыболовства на Камчатке? На сайте территориального управления
Росрыболовства и нашего Министерства размещен Протокол о мерах
регулирования промысла в 2015 г.
В
2014 г., на Камчатке вводили 3 проходных дня на морских неводах. Когда
такое было, чтобы на 1 месяц закрывали речные рыбалки? Когда такое было,
чтобы на р. Озерной работали 2 через 2 дня? Т.е. 50% времени
современные рыбзаводы простаивают. Дрифтерный промысел защищается
владельцами рыбодобывающих компаний, т.к. в том виде, в котором данный
вид промысла организован, он приносит максимум прибыли при минимальных
затратах и обеспечивает работой население прибрежных территорий
Российской Федерации. Предприятия, осуществляющие дрифтерный промысел,
не обременяются обязанностью по доставке и выгрузке уловов на береговую
территорию для последующей переработки. Данный бизнес не вкладывает
вырученные деньги в строительство заводов, дорог, содержание прибрежных
поселков. Рыбопромысловые суда данных компаний ремонтируются, снабжаются
топливом, расходными материалами и продовольствием в зарубежных портах.
Рыба-сырец, поставляемая в Японию, Корею и Китай, обеспечивает работой в
сфере выгрузки, переработки, упаковывания, реализации не наших
соотечественников, а население стран, которые сегодня применяют к России
разнообразные политические и экономические санкции. Поэтому и платят
иностранные покупатели такую цену за рыбу, которая развивает экономику
этих государств, и обеспечивает массу рабочих мест в разнообразных
сопутствующих производствах. Ситуация с дрифтерным промыслом на
сегодняшний день выходит за рамки здравого смысла. Недавнее положение
рыбной отрасли Камчатки в России было таким, что мы не могли в полной
мере выловить и переработать этот ресурс. Если не могли вылавливать
сами, то продажа квот по межправительственному соглашению была вполне
оправданной. Можно было объяснить и продажу за рубеж необработанного
сырья при промышленном дрифтерном лове из-за отсутствия собственных
перерабатывающих мощностей. Но эти времена в прошлом. На сегодняшний
день возможности добычи и переработки тихоокеанских лососей в
Камчатском
крае не просто восстановлены, но даже превосходят существовавшие во
времена пика развития рыболовства конца 80-х гг. В связи с этим
невозможно объяснить: почему продолжается передача ресурсов другим
странам, в то время как простаивают собственные камчатские рыбаки. И
едят эту рыбу не наши соотечественники.
Министерство
рыбного хозяйства Камчатского края рекомендует ВНИРО прислушаться к
пожеланиям камчатских рыбаков и не устанавливать ОДУ тихоокеанских
лососей на 2016 г. Это будет большая помощь в закрытии дрифтерного вида
промысла.
«рассказывает эксперт, координатор проектов морской программы WWF России Александр Моисеев. :« - Я сам с Камчатки, мои друзья не раз ходили на промысел дрифтером для заработка.»
Друзья г-на Моисеева на дрифтере были, а сам он нет, но «экспертом» быть взялся.
Уровень «эксперта» Моисеева виден на левом фото. Любой, кто был в море, скажет, что сеть, в которой запутался морской зверь, - это обрывок трала, похожий на дрифтерные сети, как вертолет на подводную лодку.
«Однако, расчёты в бюллетенях Счетной палаты, науки и экспертов показывают, что Россия теряет свыше десятка миллиардов рублей ежегодно от продолжения этого промысла.» - Тут дело в том, что выводы Счетной Палаты о дрифтере в 2011 году обосновывал тот же «эксперт» Моисеев. Если поделить «свыше десятка миллиардов рублей» на объем вылова, то получится, что 1 кг лосося без разделения по видам в море стоил больше 500 рублей, т.е. дороже 1 кг копченого филе нерки на рынке Петропавловска. К тому же, тайну, почему это от лова лососей в море «Россия теряет», а от лова у берега приобретает, «эксперт» не открыл. Надо полагать, её знает инициатор законопроекта сенатор Невзоров и поделился ею с соавторами.
Утверждение - «В погоне за неркой до 70% выловленного лосося идет за борт — горбуша, кета и покалеченная часть более ценных видов. Проверка экспертами Счетной палаты России, ходившими на дрифтерах в июне 2011 года, это полностью подтвердила.» - это вранье в чистом виде. Проверка выбираемых в присутствии представителей Счетной палаты и WWF сетей показала в них в среднем не менее 65 % нерки, но поскольку этот факт «эксперту» не нравится, он молчит о нем, хотя и знаком с ним.
Той же «квалификации» и «достоверности» остальные рассуждения «эксперта», не понимающего, что если в США примут точно такой же закон, который внесли «В декабре 2014 года сенаторы Совета Федерации Валентина Матвиенко, Геннадий Горбунов, Борис Невзоров, Александр Верховский и депутаты Госдумы Владимир Кашин и Ирина Яровая», то американцы не смогут выйти на промысел, который так ему нравится. Ведь сети как орудие лова в море будут запрещены. А из этого следует простой вывод, что наши сенаторы и депутаты умудрились запретить российским рыбакам то, что вполне разрешено рыбакам США, Канады и Японии. И до чего их сенаторы и депутаты и в страшном сне не помыслили бы.
Но этот простой факт «эксперт» осознать не может, да и нельзя ему это. Как работнику WWF, надо отрабатывать американское печенье, запасы которого г-жа Нуланд тратила на Майдане. Но с «экспертом» понятно.
А вот с авторами законопроекта не очень. Какое же печенье они отрабатывают?
8 июня Совет Госдумы принял решение отложить рассмотрение законопроекта по дрифтеру во втором чтении. Оно опубликовано на сайте Госдумы. Но 9 июня вопреки этому решению законопроект рассмотрели во втором чтении.
Значит печенья было много и с маслом.