Поправки Минсельхоза в закон «О ветеринарии» вызвали критику
10 июня, в Государственной Думе РФ должно было состояться рассмотрение во втором и третьем чтении законопроекта о внесении поправок в закон Российской Федерации «О ветеринарии». Но рассмотрение этого законопроекта в последний момент перенесли на более поздний срок. О причинах такого решения не известно, но не исключено, что парламентарии решили не торопиться из-за критики законопроекта, высказанной рыбацкими профессиональными объединениями, сообщает ИА «Дейта».
Дело в том, что всего за пять дней Минсельхоз России наконец-то предложил несколько поправок, учитывающих особенности ветеринарного оформления уловов водных биоресурсов и производимой из них продукции. Как сообщает в своем блоге ЖЖ президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман ЗВЕРЕВ, в пятницу после длительного «мозгового штурма» предложены следующие поправки:
Статья 2.3 «Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» дополнена следующим пунктом: «В случае, если результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, свидетельствует о соответствии добытых в этих районах водных биологических ресурсов требованиям их безопасности в ветеринарном отношении, ветеринарные сопроводительные документы на такие уловы водных биологических ресурсов оформляются без проведения лабораторных исследований».
Герман Зверев (президент Ассоциации добытчиков минтая):
«С таким усечённым вариантом мы согласиться не можем, потому что считаем, что на безопасные в ветеринарном отношении уловы водных биологических ресурсов ветеринарно-сопроводительные документы должны оформляться без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.»
Отметим, что лабораторные исследования – это только один из способов проведения процедуры, с помощью которой выявляются наличие в уловах возбудителей ветеринарных болезней. В соответствие со статьей 1.4.6. Кодекса здоровья водных животных:«Если не указано обратное в соответствующей главе о болезни, страна, зона или компартмент могут быть объявлены свободными от болезней без осуществления программы специфического надзора за патогенами на официальном уровне, если: никогда не сообщалось о подтверждённом возникновении болезни в официальном порядке или в научной литературе; болезнь не возникала, как минимум, в течение десяти лет».
Кодекс здоровья водных животных вводит специальное понятие «историческая свобода», которое исключает необходимость тестирования образцов, взятых из популяции. Особенность проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в России заключается в том, что тестирование осуществляется как в форме лабораторных исследований, так и в форме органолептических осмотров. Следовательно, исключив одни только лабораторные исследования, законодатель не устраняет возможность возникновения избыточного административного барьера в иной форме. Поэтому мы предлагаем заменить слова «без проведения лабораторных исследований» на слова «без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы».
Также эксперты АДМ полагают, что само понятие «ветеринарная безопасность уловов водных биологических ресурсов» может быть истолкована (а значит – будет истолкована) Россельхознадзором весьма расширительно. В соответствии с глоссарием Кодекса здоровья водных животных понятие «надзор» означает следующее: «Систематизированная серия исследований в данной популяции водных животных для обнаружения возникновения БОЛЕЗНИ». Понятие «болезнь» тоже ясно и чётко установлено – клиническая или неклиническая инфекция одним или более возбудителем болезней, а перечень болезней содержится в статье 1.3.1. Уже сейчас, при подготовке новой редакции ведомственного приказа «О правилах проведения ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры» представители Россельхознадзора весьма расширительно толкуют основания для назначения ветсанэкспертизы. Предлагаемый законопроект закрепит правовую основу для этого.
Несогласие президента российских минтайщиков вызвала и новая редакция пункта 3 вышеуказанной статьи, которую он завал «утешительным призом», явно подразумевая, что этот «приз» будет бесполезным.
Согласно этой редакции, «аттестованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов, входящих в перечень подконтрольных товаров, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Уполномоченные лица организаций и индивидуальные предприниматели, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарно-сопроводительные документы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, на уловы водных биологических ресурсов до их поступления на переработку и (или) на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы».
Герман Зверев (президент Ассоциации добытчиков минтая):
«Почему-то идеологические союзники Россельхознадзора из числа перерабочиков уверены в том, что предложенная редакция позволит оформлять ветеринарно-сопроводительный документ капитану рыбопромыслового судна. Никогда и ни при каких условиях капитан рыбопромыслового судна не сможет стать «аттестованным в установленном порядке специалистом в области ветеринарии».»
- Если же законодатель всерьёз намерен предоставить такую возможность капитану судна, давайте так и напишем, - резюмирует эксперт. Подобный порядок введён в Евросоюзе: согласно приложению VI к Регламенту Евросоюза №854/2004 «Особые правила организации официального контроля над продукцией животного происхождения, предназначенной для потребления человеком в пищу» «в отношении рыбоперерабатывающего судна, компетентный орган может уполномочивать капитана или другое лицо командного состава подписывать ветеринарный сертификат».
В европейском регламенте нет никаких хитрых «замутов» про аттестованного специалиста, а сказано просто – разрешить капитану. И ещё – капитан (или лицо из командного состава) вправе подтверждать сертификатом ПЕРЕРАБОТАННУЮ продукцию. Но самое главное спорное нововведение в предложенном пакете поправок, по мнению Германа Зверева, в том, что продукция животного происхождения, подвергнутая тепловой или иной обработке, «вталкивается» под ветеринарный контроль вопреки статье 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
Герман Зверев (президент Ассоциации добытчиков минтая):
«Напомню, полное название законопроекта, если кто-то запамятовал – «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1003 года №4979-1 «О ветеринарии» и статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года №307 – ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вот ради чего и делаются поправки! Ради того, чтобы огромная машина получила на вооружение новое административное оружие для проверок бизнес.»