Новый тренд тунцовой индустрии
В настоящее время Планы по управлению мощностями становятся важным инструментом реализации морской политики. Эти документы страны будут использовать не только для обеспечения устойчивого рыболовства, но и для перераспределения существующих квот на добычу наиболее ценных объектов промысла. По оценке экспертов Фонда восстановления и развития тунцового промысла «Марлин» переход к квотированию вылова тропических тунцов по объёмному принципу будет завершён в ближайшие 2-3 года. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Современное глобальное рыболовство характеризуется конкуренцией за обладание биоресурсами Мирового океана, курсом на устойчивость рыболовства и снижение избыточных промысловых мощностей. Необходимость решения вопроса о выработке принципов противодействия избытку проммощностей впервые обсуждалась на Комитете ФАО по рыболовству (FAO’s Committee of Fisheries - COFI) в 1997 году. В1999 году был принят Международный план действий по управлению рыбопромысловыми мощностями (International Plan of action for the management of fishing capacity - IPOA-Capacity), который обязал все государства и международные региональные управляющие рыболовные организации (RFMO) разработать и принять соответствующие Национальные и Региональные Планы.
К настоящему времени такой План по управлению промысловыми мощностями принят IATTC (Inter-American Tropical Tuna Commission). В данном случае мощности тунцеловного сейнерного флота ограничили предельным лимитом общего объёма морозильных трюмов - 158 тыс. метров³. Остальные T-RFMO под разными предлогами всячески откладывали этот вопрос.
Однако, в последнее время работа над созданием Планов активизировалась всеми T-RFMO. Значение самих Планов возросло в связи с тем, что стало очевидно, что эти документы можно использовать не только для обеспечения устойчивого рыболовства, но и для перераспределения существующих квот на добычу наиболее ценных объектов промысла. Фактически, Планы по управлению мощностями становятся важным инструментом реализации морской политики. Основные принципы, закладываемые в основу таких Планов:
- борьба с избыточной промысловой мощностью;
- установление общего допустимого улова (Total allowable catch - TAC) и его распределение между сотрудничающими сторонами на основании установленных критериев и в соответствии с расчётной промысловой мощностью каждого судна;
- ужесточение борьбы с IUU-промыслом;
- ужесточение правил использования плавающих агрегирующих устройств (FAD - Fish Aggregating Device).
« - Задача управления промысловыми мощностями из разряда прикладной перешла в разряд вопросов морской политики, а сами Планы становятся инструментом перераспределения ресурсов между заинтересованными участниками тунцового промысла в Мировом океане. Располагая финансовыми возможностями, современным промысловым флотом и мощной государственной поддержкой, крупные участники глобальной тунцовой индустрии приложат максимум усилий для закрепления за собой наибольшего объёма квот», - считает Управляющий Фондом восстановления и развития тунцового промысла «Марлин» Владимир Еремеев.
Политическую и продовольственную составляющие эксперт проиллюстрировал на примере Китая. Начиная с 1960 года, население Китая увеличилось с 667 млн. человек почти до 1,4 млрд., что заставило правительство страны всерьёз озаботиться проблемой продовольственной безопасности и поиском долгосрочного источника богатой протеином здоровой пищи. При масштабной государственной поддержке Китай активно развивает океанический, в т.ч. свой тунцовый промысел. Если в 1990 году общий вылов тунцеловного флота Китая составил 453 тонн тунцов всех видов, то уже в 2012 г. вылов составил более 149 тыс. тонн. В настоящее время только в Регистре рыболовных судов WCPFC (Комиссия по рыболовству в Центральной и Западной части Тихого океана) зарегистрировано 11 тунцеловных кошельковых сейнеров, 285 ярусных судов, 69 сейнеров под флагом Китая. В докладе WCPFC отмечено, что китайские суда активно субсидируются государством, для того чтобы завоевать ИЭЗ некоторых тихоокеанских островных странах.
Активное присутствие китайского флота в ИЭЗ стран Наурского соглашения позволяет выстраивать лучшие политические и экономические отношения с правительствами тихоокеанских островных государств, что в свою очередь ослабляет позиции США в этом регионе, обладающим крупнейшими запасами тунцов в мире. К примеру, Республика Кирибати на 2015 год резко снизила количество промысловых дней для тунцеловного флота США, продав большинство из них Китаю и Тайваню.
FishNet.ru поинтересовалось, чем грозит России принятие Планов по управлению промысловыми мощностями T-RFMO? Заместитель главного редактора Fishnet.ru Анна Горнова побеседовала с Управляющим Фонда «Марлин» Владимиром Еремеевым.
- Что для России будет означать принятие Плана по управлению проммощностями в конвенционной зоне ICCAT, где у нас промысловое усилие на 9 судов?
- Принятие планов тунцеловными региональными комиссиями будет означать введение изменений: в правила регулирования промысловой деятельности и в правила распределения и закрепления квот на вылов тунцов в пользу наиболее активных участников промысла, располагающих наиболее технологичными судами.
В Международной Комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT) – единственной тунцеловной организации, в которой Россия сохранила квоту на добычу тропических тунцов, с 2011 года действует Многолетняя программа по управлению запасами тропических тунцов, в т.ч. их наиболее распространёнными видами – желтоперыми и полосатыми тунцами (yellowfin, skipjack tuna).
Программой установлен общий допустимый улов для желтоперого тунца, учреждён специализированный реестр для судов, уполномоченных ловить тропических тунцов и совершать другие операции с ними. С 2015 г. ведётся работа по определению алгоритма для расчёта промысловой мощности сейнеров, ведущих промысел тропических тунцов.
Все указанные мероприятия являются частью подготовительной работы по составлению Плана по управлению промысловыми мощностями в зоне ответственности ICCAT, в результате которой будет введено распределение квот на добычу тунцов между странами, осуществляющими активный промысел, по объёмному принципу в соответствии с количеством зарегистрированных тунцеловных сейнеров и их промысловой мощностью.
В настоящее время желтопёрый и полосатый тунцы ограничены промысловым усилием. Однако, данный вид квотирования уже в ближайшие годы будет заменён на распределение по объёмному принципу между активными участниками промысла, в зависимости от промысловой мощности их флотов. По оценке экспертов Фонда «Марлин» переход на распределение квот на добычу тропических тунцов по объёмному принципу будет завершён в ближайшие 2-3 года.
- Российский тунцовый промысел уже ни один год как не ведётся. Россия – практически единственная в мире страна, которая имеет возможность ловить, но не ловит тунца. Создаётся впечатление, что тунец, как рыбный ресурс России не нужен. Ведь тунец не входит в продуктовую корзину россиянина. Нужен ли тунец России?
- Ответственно могу сказать – не просто нужен, необходим. Могу назвать несколько причин необходимости возрождения российского тунцового промысла помимо необходимости сохранения доставшихся от СССР квот и высокой рентабельности. Мясо тунцов является безопасной продукцией, ничем не уступает по энергетической ценности говядине, является ценным источником природного белка и целого набора полезных минералов и витаминов. Это экологически чистая продукция, выловленная на 99% в открытом море, т.н. «дикая» рыба, не содержащая ГМО, антибиотиков, глютена и прочих вредных добавок, содержащихся в продукции животноводства и аквакультуры. Конкурирующие с тунцом другие источники белка - курица, говядина и свинина, производятся из искусственно выращенных домашних животных. При этом почти 80% мирового производства антибиотиков используется в животноводстве и в свою очередь потребляется человеком через потребление мясной продукции. Во многих странах продукция из тунцов входит в список обязательных продуктов, включаемых в рацион школьного питания, продовольственное довольствие военнослужащих, рекомендована для потребления беременным женщинам.
- У нас сегодня рыболовство находится в ведении Минсельхоза. Есть ли у тунцового промысла экономические преимущества, если сравнить его с сельским хозяйством?
- Для производства источников белка человек активно развивает животноводство, требующее огромное количества кормов и других ресурсов – энергетических, земельных угодий, воды, других ресурсов, в том числе человеческих и временных. Животноводам необходимо приблизительно 36 200 калорий входных кормов - зерна, сои, кукурузы и т. д. для производства 1000 калорий потребляемой говядины. При этом 500 г. говядины составляет всего 1250 калорий. При производстве товарного мяса КРС срок выращивания молодняка составляет до 2 лет, а 1000 тонн тропических тунцов сейнер может поймать за 1 месяц. Дикий тунец – самостоятельно возобновляемый природный ресурс. Производство продукции из дикого тунца не требует больших площадей земли, воды как в случае с аквакультурой, не требует затрат на производство кормов.
- Бытует мнение, что в России нет культуры потребления тунца. Объёмы импортируемого в Россию тунца консервированного и мороженого не превышают 15 тыс. тонн в год. Есть ли потребность отечественного рынка в дополнительных объемах?
- Поскольку Россия не ловит тунца, весь объём сырья, который присутствует сегодня на нашем рынке – это импорт. Под видом полосатого тунца (skipjack), в основном используемого для переработки, у нас часто импортируется более низкосортный «бонито». Качество импортных консервов из тунца оставляет желать лучшего. Есть отечественные качественные консервы из тунца калининградской компании «Барс», но они не могут полностью удовлетворить потребности растущего российского рынка.
Отсутствие собственного флота на промысле приводит к тому, что ценовыми регуляторами рынка тунца в России являются Китай, Юго-Восточная Азия, Евросоюз. Стоимость качественного тунца на российских сырьевых площадках превышает рыночную цену на мировых торговых площадках в 2,5 раза. В том, что российский рынок тунца является перспективным не вызывает сомнений у лидеров мировой тунцовой индустрии. В феврале 2015 г. испанский концерн “Grupo Calvo” объявил о долгосрочных планах увеличения продаж своей продукции на развивающихся рынках России и Китая. Обращает внимание тот факт, что Россия указана на первом месте, что, впрочем, объясняется отсутствием у нас какого-либо тунцеловного флота. К слову, в Калининграде – бывшей столице океанического, в том числе тунцового, промысла страны до сих пор вспоминают консервы из тунца, добытого калининградскими рыбаками.
- Еще в 90-е годы российский тунцеловный флот активно бороздил просторы Мирового океана. В последние годы существования СССР Правительство заказало в Испании 10 новых современных тунцеловных сейнеров. Даже сейчас по меркам рыболовного судостроения, флот постройки 90-х практически новенький. В те годы отечественные тунцеловы вели промысел в Центрально-Восточной Атлантике, в Индийском океане, приступали к освоению Центральной и Западной части Тихого океана. Где же весь этот наш флот, построенный в 90-е?
- В 90-е годы весь современный тунцеловный флот был продан иностранным компаниям, а российские экипажи уже 25 лет работают на своих же сейнерах, но под иностранными флагами. Сейнера, построенные в Испании, успешно работают до сих пор, только уже в иностранных компаниях. Попытки же возродить флот на базе устаревших сейнеров, оставшихся под юрисдикцией России, закончились безрезультатно.
Комиссия по тунцам Индийского океана (IOTC) была создана 25 ноября 1993 года на 105-й сессии Совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). В это время Госкомрыболовство РФ имело представительство на Сейшелах. В Индийском океане промысел тунца вели российские тунцеловные сейнера испанской постройки, которые были проданы через год китайской тунцеловной компании. В итоге Россия так и не вступила в члены IOTC и лишилась права вести тунцовый промысел в Индийском океане.
- Росрыболовство, ВНИРО в последние годы проводят большую работу на сессиях международных комиссий. Однако, без заинтересованности бизнеса, без современного флота проблему не решить. У Вашего Фонда есть план возрождения тунцеловного промысла в современной России?
- Времени для возрождения отечественного тунцового промысла остаётся всё меньше. В ближайшие 2-3 года будут окончательно распределены все квоты на добычу тропических тунцов в Атлантике. Затягивать нельзя. Необходимо приступить к реализации программы развития этого вида океанического рыболовства. В качестве основы может выступить проект, разработанный нашим Фондом, предусматривающий строительство нового высокотехнологичного флота и берегового перерабатывающего предприятия. Подчеркну, что российские рыбаки, осваивая ресурсы Мирового океана, решают не только частную задачу, а проблему обеспечения продовольственной безопасности страны безопасной продукцией и расширения зоны политического присутствия России. Масштабность и важность решаемых задач требует от государства содействия и поддержки.
- Спасибо. Надеемся, что Россия успеет вновь заплыть в тунцовый пул мировой элиты, чтобы вернуть и приумножить своё наследие.