Рыба и Налоги
В центре обсуждения оказался законопроект «О внесении изменений в ст.333.3 Налогового кодекса РФ в части введения дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования ВБР», разрабатываемый Минсельхозом. Сегодня льготу в 15% по ставке сбора за ВБР имеют практически все рыбохозяйственные предприятия, которые соответствуют требованиям № 166-ФЗ «О рыболовстве». Законопроект оказался на перепутье последнего послания Президента, в котором говорится о моратории на увеличение налоговой нагрузки на бизнес в период 2015-2018 гг. и более раннего поручения Главы государства, в котором речь идёт о ставках сбора, дифференцированном подходе, экспорте не переработанной продукции и внутреннем рынке. Поставлена задача: на внутренний рынок стимулировать поставки сырья и продукции, а на внешний – продуктов переработки.
Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац сообщил, что в настоящее время министерство отказалось от принципа индексации ставок сбора, так как это в значительной мере усиливает налоговую нагрузку на рыбаков и фактически приводит данный сбор в статус налога. « - Настал тот момент, когда к критерию применения льготы нужно отнестись как механизму стимулирования достижения цели, поставленной государством. В настоящее время Минсельхоз дорабатывает законопроект в части уточнения критериев организаций, которые вправе будут претендовать на льготу в связке с поставкой рыбы на внутренний рынок и экспортом ВБР в переработанном виде согласно Перечню, который разработает Правительство. Это новый подход, который прорабатывается с федеральными органами власти», - отметил Евгений Кац. Законопроект планируется обсудить на ближайшем заседании межведомственной рабочей группы в Контрольном управлении Президента.
Вместе с тем Минфин отмечает, что основная цель законопроекта – ограничить предоставление льготы по сбору за пользование ВБР для тех, кто экспортирует не переработанную рыбу, достигается не только Налоговым кодексом, но и комплексом мер таможенно - тарифного регулирования, в частности установлением заградительных пошлин. « - Если мы хотим закрыть экспорт не переработанной рыбы, нужно вводить экспортную пошлину на эту рыбу, а на продукты переработки соответственно снижать платежи. Тогда мы будем стимулировать переработку на своей территории. А для этого нужны уже программы строительства мощностей, которые будут перерабатывать продукцию в тот вид и качество, которые требуют внешние рынки», - отметил представитель Минфина.
Президент ВАРПЭ Александр Фомин в своём выступлении обратил внимание на то, что весь мир наоборот старается минимально переработать свою рыбу и продать её дорого. Свежая и живая рыба – самая дорогая и питательная. Нам же предлагают переработку, но что это такое сегодня вообще не ясно. Получается, что государство пытается навязать рыбакам антирыночные условия, простимулировать то, что экономически не эффективно. При этом все риски по сбыту несёт бизнес. « - Отрасль интегрирована в мировую экономику. Как нам сегодня отправлять филе минтая на внешние рынки, когда они заняты Китаем за счёт дешёвой рабочей силы и технологий? Если Китай откажется брать наш минтай – это банкротство отрасли. Важно концептуально разобраться – что такое переработка, и какие виды продукции стимулировать. Мы можем всё переработать в рыбную муку, но куда потом её девать?», - апеллировал к собравшимся Александр Фомин.
« - К проекту закона будет сформирован конкретный перечень по видам продукции по кодам ТН ВЭД. Сегодня мы говорим о насыщении смыслом применения льготы. Сперва, мы уменьшили ставку сбора, а сейчас этап, когда эта льгота останется для тех, кто достигает цель, поставленную государством. Именно в этом направлении мы движемся. Филе минтая в магазинах найти сегодня непросто, его мало. Рынок для него в России есть и его нужно насыщать», - уточнил Евгений Кац.
Заместитель директора департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Алексей Осинцев подчеркнул, что речь идёт об обеспечении устойчивости отрасли. Необходимо увеличение линейки продукции, диверсификация этого направления, чтобы выпускать не только монопродукт, а иметь различные возможности адаптации продукции на внутреннем и внешних рынках, увеличивать стоимостной объём нашего экспорта.
Адександр Фомин напомнил, что Россия – единственная страна в мире, которая взимает плату за рыбу в воде, что изначально ставит наших рыбаков в менее конкурентные условия, в сравнении с иностранцами – исландцами, фарерцами и другими.
Председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, руководитель АДМ Герман Зверев подробно рассказал о ситуации на потребительском рынке минтая. « - Говорить о налоговых решениях нужно не абстрактно, а чётко понимая, какую продукцию на рынке мы можем продать. Ассортимент очевиден: это либо филе, либо консервы, либо копчёная и солёная продукция. Филе минтая может быть произведено на судне, тогда оно стоит дорого, и может быть произведено на берегу, тогда оно стоит гораздо дешевле, потому что производится из сырья иного качества.
Объём рынка для филе минтая морской заморозки достаточно понятен: 300 млн. американцев потребляют около 80 тыс. тонн при уровне зарплаты выше, чем в России. 500 млн. европейцев потребляют порядка 120 тыс. тонн. 145 млн. человек в нашей стране со среднем душевым доходом могут купить максимум 25-30 тыс. тонн. Сейчас поставки на внутренний рынок у нас составляют 7 тыс. тонн. Допустим, это будет 30 тыс. тонн, тогда это 120 тыс. тонн вылова, а остальные 1,5 млн. тонн вылова куда девать? На внутренний рынок из 1млн. 700 тыс. тонн минтая в виде филе, переработанного на судне, максимум можно продать 150-180 тыс. тонн», - такие расчёты озвучил Герман Зверев.
Он также отметил, что если бы в Москве, в Санкт-Петербурге были предприятия, готовые закупать сырьё минтая для береговой переработки, им бы это сырьё предоставили. Однако, в настоящее время китайцы работают в переработке минтая уже ниже нормы рентабельности, с нормой доходности – 4 - 5%. Стоимость российского сырья у них составляет 70% стоимости конечной продукции. Едва ли сегодня найдутся российские предприятия, готовые закупать для береговой переработки такие объёмы, которые закупает у нас сегодня Китай.
« - На мой взгляд, логическая ошибка - делать основной упор на добывающие предприятия, забывая, что главными в этой схеме являются береговые перерабатывающие предприятия. Но таких предприятий у нас сегодня никто не строит, потому как понимают, что больших объёмов продукции не продадут, если только не произойдёт резкое увеличение покупательской способности нашего населения к уровню европейцев и американцев», - подчеркнул Герман Зверев.
Участники заседания отметили, что льгота по ставке сбора за пользование ВБР по своей сути – это налоговое освобождение, основная цель которого – обеспечить финансовую устойчивость предприятий. Другие виды налоговых льгот – налоговые скидки и налоговые кредиты, как правило, являются способом перенацелить предприятия, перенести их в другую экономическую нишу.
В ходе заседания было отмечено, что в России в городах - миллионниках растёт сегмент свежей охлаждённой рыбы. Из 22-х кг. – 15-16 кг. – это свежая охлаждённая рыба. Такую продукцию выгодно получать с аквакультурных хозяйств, для которых сегодня важно получить льготы по водному налогу. Вода, которая выходит от предприятий аквакудьтуры является идеальным удобрением и орошением для всех растениеводческих компаний.
Член Консультационного совета по иностранным инвестициям, представитель компании PepsiCo предостерёг от повторения печального опыта молочной промышленности, где в период продовольственных санкций после активного наращивания в течение первых 3-х месяцев производства отечественных сыров, произошёл резкий спад и затоваривание рынка. Причина коллапса в том, что вовремя не были проанализированы объемы и спрос внутреннего рынка, и не открыто окно на рынки СНГ, Азербайджана, Узбекистана, где продукция могла бы найти спрос. Алтайский Край сегодня находится в предбанкротном состоянии из – за того, что продукция его предприятий оказалась не востребована, не абсорбирована рынком.
Также Представитель компании PepsiCo обратил внимание, что нормативные регламенты Таможенного Союза активно формируются. И в ближайшее время критерий «переработанная» и «не переработанная» продукция будет стёрт с точки зрения нормативно - правового регулирования в части контроля и надзора. На площадке Евразийской экономической комиссии идёт обсуждение документа под названием «Общие подходы к обеспечению прослеживаемости продукции животного происхождения», в котором эта разница уже стёрта. Опираться на формулировки «переработанная» и «не переработанная» продукция и даже на коды ТН ВЭД – это уже тупиковый путь с точки зрения законодательства. Нужны чёткие списки с описанием продукции на основе общероссийских классификаторов, чтобы наименования соответствовали нормативным документам (техрегламентам).
Участники совещания акцентировали внимание на несогласованности между кодами экономической деятельности и кодами внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день внутри России невозможно отнести продукцию к определённому коду ТН ВЭД. Производитель не уполномочен присваивать код ТН ВЭД. В этой ситуации если Минсельхоз не разработает в ближайшее время коды к техрегламентам продукции животного происхождения, серьёзные проблемы возникнут у рынков, у всех звеньев хозяйствующей цепи. На что Председатель Правления ассоциации Росрыбхоз Василий Глущенко предложил так как положение сложное, сперва продлить то, что действует сейчас, а потом уже в течение какого-то периода времени подготовить новые нормативы.
« - Если новые классификаторы продукции не будут соотнесены с реальностью, то мы столкнемся с колоссальными проблемами в части налогообложения, это и определение льготных ставок, и проверки Федеральной налоговой службы и пр. Сегодня налогообложение у нас осуществляется на основании документов соответствия, где вносятся старые коды классификаторов, которые не имеют ничего общего с кодами ТН ВЭД. При этом, вся разрешительная документация, на которую мы сейчас переходим, уже не предполагает использование этих кодов нигде. Определение ставок НДС, особенно взаимозачётов НДС, когда продукция проходит в торговле, будет представлять огромную проблему. Налоговые органы не будут иметь возможность подтвердить льготный НДС в присвоении этих ставок», - резюмировал представитель компании PepsiCo.
FishNet.ru провел свой блиц-опрос предприятий-экспортёров минтая, не входящих в АДМ. Действительно, разделение рыбной продукции на переработанную и не переработанную на рынке весьма условна и не может являться единственным критерием господдержки. К примеру, в Южной Корее местное население в рознице предпочитает покупать не потрошёный минтай, целиковую рыбу с головой. Таков запрос корейского рынка. А вот что касается Китая, который перерабатывает на своей территории наш минтай и уже филе экспортирует в Европу, то здесь, по мнению предпринимателей, стоит продумать о том, как российской стороне удержать в экспортных контрактах часть стоимости конечной продукции.
Тов. Фомин заявил, что переработка нам не нужна, а нужна свежая и живая рыба. В этом есть какой-то резон, если иметь в виду переработку по-китайски, с фосфатами и прочей химией.